Внутренний контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:56, реферат

Описание работы

Бухгалтерский учёт является средством наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью. Переход к рынку ставит новые задачи перед бухгалтерским учётом. Они обусловлены крупными переменами в формах собственности, методах управления, построения хозяйственных связей.
Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998 года) и Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 года №107н.

Работа содержит 1 файл

реферат по внутреннему контролю.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Осуществление контроля  системы бухгалтерского  учета организации

      Бухгалтерский учёт является средством наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью. Переход к рынку ставит новые  задачи перед бухгалтерским учётом. Они обусловлены крупными переменами в формах собственности, методах управления, построения хозяйственных связей.

      Организация и ведение бухгалтерского учета  в бюджетных организациях регулируется  Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998 года) и Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 года №107н.

      На  бюджетные учреждения не распространяются:

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н);
  • ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (приказ Минфина России от 09 декабря 1998 года №60н);
  • ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов» (приказ Минфина России от 15 июня 1999 года №25н);
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации» в части признания доходов от предпринимательской и иной деятельности (приказ Минфина России от 06 мая 1999 года №32н);
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина России от 06 мая 1999 года №33н).

      Однако  на них распространяются общие требования о порядке составления бухгалтерской и статистической отчетности, а также о порядке уплаты налогов и других отчислений.

      В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» основными правилами ведения бухгалтерского учета являются следующие:

  • бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – в рублях;
  • имущество, являющееся собственностью организаций, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
  • бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до ликвидации или реорганизации;
  • все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
  • основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты;
  • организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета;
  • текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

      Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета.

      Бухгалтерский учет исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учетом.

      Объектами бюджетного учета являются:

  • доходы и расходы бюджета;
  • материальные ценности бюджетных организаций;
  • денежная наличность, хранящаяся в банках;
  • средства в расчетах между бюджетами;
  • фонды и резервы, создаваемые в бюджетах в процессе их исполнения.

      Бюджетный учет, выступая как средство контроля за исполнением бюджета, содействует рациональному использованию национального дохода в целях расширенного  воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, точному исполнению утвержденного бюджета.

      К задачам бюджетного учета относят:

  • соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины и строжайшего режима экономии в расходовании средств;
  • мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов;
  • охрана имущества.

      Бюджетный учет ведется в соответствии с  существующим в стране бюджетным  устройством. Организационное построение бюджетной системы РФ определено законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10 октября 1991 года №1734-1 (с изменениями и дополнениями от 05 ноября 1994 года, 31 июля 1995 года, 10 июля 1996 года).

      Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований России. Составление бюджета производится в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития территорий.

      В бюджетную систему РФ в качестве самостоятельных частей включаются:

  • федеральный бюджет РФ;
  • республиканские бюджеты республик в составе РФ;
  • краевые, областные бюджеты в составе краев и областей;
  • городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • областной бюджет автономной области;
  • окружные бюджеты округов;
  • городские бюджеты городов;
  • районные бюджеты районов;
  • районные бюджеты в районах городов;
  • бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

      Такое построение бюджетной системы, когда  всем местным администрациям предоставлено право иметь свой бюджет, способствует наиболее полному учету источников формирования бюджетных средств и их рациональному использованию.

      Единство  бюджетной системы обеспечивается общей правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджетной системы на другой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой.

      Единство  бюджетной системы РФ достигается взаимодействием бюджетов всех уровней, осуществляемым через использование регулирующих доходных источников, созданием целевых и региональных бюджетных фондов, их частичным перераспределением, а также через единую социально-экономическую, в т.ч. налоговую политику.

      В ходе исполнения бюджета необходимо точно в определенные сроки и  в установленных суммах мобилизовать  запланированные доходы и произвести предусмотренные расходы. Непосредственное исполнение бюджета возложено на Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 08 декабря 1992 года №1556. На органы казначейства возложено решение следующих задач:

  • сбор, обработка и анализ информации о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;
  • организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
  • регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
  • разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

      Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ организует и осуществляет сводный, систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств на счетах казначейства; разрабатывает и утверждает  инструктивные и методологические материалы; устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении смет расходов бюджетных учреждений.

      При Министерстве финансов РФ, министерствах  финансов республик, входящих в состав РФ, краевых, областных и городских  финансовых министерствах и управлениях (отделах) созданы общественные методологические советы по бухгалтерскому учету. Они обобщают и доводят до исполнителей передовые формы и методы работы по совершенствованию бухгалтерского учета, обеспечению сохранности материальных и денежных средств, внедрению комплексной механизации. Важное место в деятельности методологических советов занимает распространение опыта работы централизованных бухгалтерий.

      Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Сюда относят  ясли и детские сады, школы, высшие и средние специальные учебные  заведения, профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и др.

      Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в  смете расходов, которая  представляет собой основной плановый финансовый документ. На основе утвержденной сметы бюджетные учреждения получают денежные средства для осуществления своей деятельности.

      В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители, которые могут в зависимости от объема учетной работы:

  • вести бухгалтерский учет лично;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, бухгалтеру-специалисту, специализированной организации.

      Бухгалтерский учет исполнения смет расходов учреждений осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями, создаваемыми при министерствах, а также при городских и районных учреждениях.

      При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнованиями, в частности:

  • право заключать договора на поставку товаров и оказание услуг и на трудовые соглашения на выполнение работ;
  • получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды;
  • разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных системой;
  • расходовать в соответствии с установленными нормами продукты питания, материалы и другие материальные ценности на нужды учреждения;
  • утверждать документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в негодность и ветхость материальных ценностей, авансовые отчеты подотчетных лиц.

      Централизованная  бухгалтерия представляет руководителям  обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.

      Учреждения  расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию денежных средств и материальных ценностей.

      Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический  контроль за  ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

      Руководители  бухгалтерских служб (главные бухгалтеры) в своей работе руководствуются законом РФ "О бухгалтерском учете", положениями о бухгалтерских службах и централизованных бухгалтериях,  утвержденными в установленном порядке и другими нормативными документами.

      Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи:

  • организовывать бухгалтерский учет в соответствии и действующими нормативными актами;
  • использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники;
  • осуществлять предварительный контроль за  своевременным, правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;
  • контролировать правильность, рациональность и бережность расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету;
  • осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием денежных, материальных и трудовых ресурсов, вести борьбу с расточительством, принимать меры к своевременному предупреждению негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы;
  • обеспечивать учет доходов и расходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам;
  • организовывать формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования поставщиками, заказчиками, финансовыми, налоговыми, банковскими и казначейскими органами;
  • своевременно организовывать начисление и выдачу заработной платы, стипендий, пособий;
  • вести учет и расчеты с дебиторами и кредиторами;
  • участвовать в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей; своевременно и правильно отражать в учете результаты инвентаризации;
  • периодически инструктировать материально-ответственных лиц по вопросам учета и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на их ответственном хранении;
  • составлять отчетность и предоставлять ее соответствующим органам в установленные сроки; обеспечивать достоверность отчетов и балансов;
  • соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов, регистров, смет расходов и расчетов к ним, а также других служебных документов; своевременно в установленном порядке сдавать их в архив.

Информация о работе Внутренний контроль