Содержание
1.
Осуществление контроля
системы бухгалтерского
учета организации
Бухгалтерский
учёт является средством наблюдения
и контроля за хозяйственной деятельностью.
Переход к рынку ставит новые
задачи перед бухгалтерским учётом.
Они обусловлены крупными переменами
в формах собственности, методах управления,
построения хозяйственных связей.
Организация
и ведение бухгалтерского учета
в бюджетных организациях регулируется
Федеральным законом «О бухгалтерском
учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (с изменениями
и дополнениями от 23 июля 1998 года) и Инструкцией
по бухгалтерскому учету учреждений и
организаций, состоящих на бюджете, утвержденной
Приказом Министерства финансов РФ от
30 декабря 1999 года №107н.
На
бюджетные учреждения не распространяются:
- Положение
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ (приказ Минфина России
от 29 июля 1998 г. №34н);
- ПБУ 1/98 «Учетная
политика организации» (приказ Минфина
России от 09 декабря 1998 года №60н);
- ПБУ 5/98 «Учет
материально-производственных запасов»
(приказ Минфина России от 15 июня 1999 года
№25н);
- ПБУ 9/99 «Доходы
организации» в части признания доходов
от предпринимательской и иной деятельности
(приказ Минфина России от 06 мая 1999 года
№32н);
- ПБУ 10/99 «Расходы
организации» (приказ Минфина России от
06 мая 1999 года №33н).
Однако
на них распространяются общие требования
о порядке составления бухгалтерской
и статистической отчетности, а также
о порядке уплаты налогов и других отчислений.
В
соответствии с законом «О бухгалтерском
учете» основными правилами ведения бухгалтерского
учета являются следующие:
- бухгалтерский
учет имущества, обязательств и хозяйственных
операций организаций ведется в валюте
РФ – в рублях;
- имущество,
являющееся собственностью организаций,
учитывается обособленно от имущества
других юридических лиц, находящегося
у данной организации;
- бухгалтерский
учет ведется организацией непрерывно
с момента ее регистрации до ликвидации
или реорганизации;
- все хозяйственные
операции и результаты инвентаризации
подлежат своевременной регистрации на
счетах бухгалтерского учета без каких-либо
пропусков или изъятий;
- основанием
для записи в учетных регистрах являются
первичные учетные документы, которые
должны составляться в момент совершения
хозяйственной операции или непосредственно
после ее окончания и содержать обязательные
реквизиты;
- организация
ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств
и хозяйственных операций путем двойной
записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского
учета, включенных в рабочий План счетов
бухгалтерского учета. Данные аналитического
учета должны соответствовать оборотам
и остаткам по счетам синтетического
учета;
- текущие затраты
на производство продукции и капитальные
вложения учитываются раздельно.
Для
обеспечения полного и своевременного
поступления доходов и использования
средств бюджета по целевому назначению
требуется правильная организация бухгалтерского
учета исполнения бюджета.
Бухгалтерский
учет исполнения бюджета и смет расходов
бюджетных учреждений называется бюджетным
учетом.
Объектами
бюджетного учета являются:
- доходы и
расходы бюджета;
- материальные
ценности бюджетных организаций;
- денежная
наличность, хранящаяся в банках;
- средства
в расчетах между бюджетами;
- фонды и резервы,
создаваемые в бюджетах в процессе их
исполнения.
Бюджетный
учет, выступая как средство контроля
за исполнением бюджета, содействует
рациональному использованию национального
дохода в целях расширенного воспроизводства,
соблюдению необходимых пропорций в развитии
отраслей народного хозяйства, точному
исполнению утвержденного бюджета.
К
задачам бюджетного учета относят:
- соблюдение
бюджетно-финансовой дисциплины и строжайшего
режима экономии в расходовании средств;
- мобилизация
средств в бюджет и выявление дополнительных
доходов;
- охрана имущества.
Бюджетный
учет ведется в соответствии с
существующим в стране бюджетным
устройством. Организационное построение
бюджетной системы РФ определено
законом РФ «Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса в РФ» от 10 октября
1991 года №1734-1 (с изменениями и дополнениями
от 05 ноября 1994 года, 31 июля 1995 года, 10 июля
1996 года).
Бюджетная
система представляет собой основанную
на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность республиканского
бюджета РФ, республиканских бюджетов
национально-государственных и административно-территориальных
образований России. Составление бюджета
производится в соответствии с прогнозами
и программами социально-экономического
развития территорий.
В
бюджетную систему РФ в качестве
самостоятельных частей включаются:
- федеральный
бюджет РФ;
- республиканские
бюджеты республик в составе РФ;
- краевые,
областные бюджеты в составе краев и областей;
- городские
бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- областной
бюджет автономной области;
- окружные
бюджеты округов;
- городские
бюджеты городов;
- районные
бюджеты районов;
- районные
бюджеты в районах городов;
- бюджеты поселков
и сельских населенных пунктов.
Такое
построение бюджетной системы, когда
всем местным администрациям предоставлено
право иметь свой бюджет, способствует
наиболее полному учету источников формирования
бюджетных средств и их рациональному
использованию.
Единство
бюджетной системы обеспечивается
общей правовой базой, использованием
единых бюджетных классификаций, форм
бюджетной документации, предоставлением
необходимой статистической и бюджетной
информации с одного уровня бюджетной
системы на другой для составления консолидированного
бюджета РФ и территорий, согласованными
принципами бюджетного процесса, единой
денежной системой.
Единство
бюджетной системы РФ достигается взаимодействием
бюджетов всех уровней, осуществляемым
через использование регулирующих доходных
источников, созданием целевых и региональных
бюджетных фондов, их частичным перераспределением,
а также через единую социально-экономическую,
в т.ч. налоговую политику.
В
ходе исполнения бюджета необходимо
точно в определенные сроки и
в установленных суммах мобилизовать
запланированные доходы и произвести
предусмотренные расходы. Непосредственное
исполнение бюджета возложено на Федеральное
казначейство РФ, которое создано в соответствии
с указом Президента РФ «О Федеральном
казначействе» от 08 декабря 1992 года №1556.
На органы казначейства возложено решение
следующих задач:
- сбор, обработка
и анализ информации о государственных
(федеральных) внебюджетных фондах, а также
о состоянии бюджетной системы РФ;
- организация,
осуществление и контроль за исполнением
республиканского бюджета РФ, управление
доходами и расходами этого бюджета на
счетах казначейства, в банках исходя
из принципа единства кассы;
- осуществление
краткосрочного прогнозирования объемов
государственных финансовых ресурсов,
а также оперативное управление этими
ресурсами в пределах установленных на
соответствующий период государственных
расходов;
- регулирование
финансовых отношений между республиканским
бюджетом РФ и государственными внебюджетными
фондами, финансовое исполнение этих фондов,
контроль за поступлением и использованием
внебюджетных средств;
- разработка
методологических и инструктивных материалов,
порядка ведения учетных операций по вопросам,
относящимся к компетенции казначейства,
обязательных для органов государственной
власти и управления предприятий, учреждений
и организаций, включая организации, распоряжающиеся
средствами государственных внебюджетных
фондов, подготовка проекта бюджетной
классификации, ведение операций по учету
государственной казны РФ.
Главное
управление Федерального казначейства
Министерства финансов РФ организует
и осуществляет сводный, систематический,
полный и стандартизированный учет операций
по движению средств республиканского
бюджета РФ, государственных внебюджетных
фондов и внебюджетных средств на счетах
казначейства; разрабатывает и утверждает
инструктивные и методологические материалы;
устанавливает порядок ведения учета
и составления отчетности об исполнении
смет расходов бюджетных учреждений.
При
Министерстве финансов РФ, министерствах
финансов республик, входящих в состав
РФ, краевых, областных и городских
финансовых министерствах и управлениях
(отделах) созданы общественные методологические
советы по бухгалтерскому учету. Они обобщают
и доводят до исполнителей передовые формы
и методы работы по совершенствованию
бухгалтерского учета, обеспечению сохранности
материальных и денежных средств, внедрению
комплексной механизации. Важное место
в деятельности методологических советов
занимает распространение опыта работы
централизованных бухгалтерий.
Учреждения,
финансируемые в сметном порядке,
называются бюджетными. Сюда относят
ясли и детские сады, школы, высшие
и средние специальные учебные
заведения, профессионально-технические
училища, научно-исследовательские организации,
учреждения здравоохранения, социального
обеспечения и др.
Потребность
в средствах бюджетного учреждения
отражается в смете расходов, которая
представляет собой основной плановый
финансовый документ. На основе утвержденной
сметы бюджетные учреждения получают
денежные средства для осуществления
своей деятельности.
В
соответствии с законом «О бухгалтерском
учете» ответственность за организацию
бухгалтерского учета в организациях,
соблюдение законодательства при выполнении
хозяйственных операций несут их руководители,
которые могут в зависимости от объема
учетной работы:
- вести бухгалтерский
учет лично;
- ввести в
штат должность бухгалтера;
- учредить
бухгалтерскую службу как структурное
подразделение, возглавляемое главным
бухгалтером;
- передать
на договорных началах ведение бухгалтерского
учета централизованной бухгалтерии,
бухгалтеру-специалисту, специализированной
организации.
Бухгалтерский
учет исполнения смет расходов учреждений
осуществляется, как правило, централизованными
бухгалтериями, создаваемыми при министерствах,
а также при городских и районных учреждениях.
При
централизации учета за руководителями
обслуживаемых учреждений сохраняются
права распорядителей ассигнованиями,
в частности:
- право заключать
договора на поставку товаров и оказание
услуг и на трудовые соглашения на выполнение
работ;
- получать
в установленном порядке авансы на хозяйственные
и другие нужды;
- разрешать
оплату расходов за счет ассигнований,
предусмотренных системой;
- расходовать
в соответствии с установленными нормами
продукты питания, материалы и другие
материальные ценности на нужды учреждения;
- утверждать
документы по инвентаризации, акты на
списание пришедших в негодность и ветхость
материальных ценностей, авансовые отчеты
подотчетных лиц.
Централизованная
бухгалтерия представляет руководителям
обслуживаемых учреждений необходимые
им сведения об исполнении смет расходов
в сроки, установленные главным бухгалтером
централизованной бухгалтерии по согласованию
с руководителями этих учреждений.
Учреждения
расходуют государственные средства
в соответствии с целевым назначением,
согласно утвержденным сметам, строго
соблюдая финансово-бюджетную дисциплину
и максимальную экономию денежных средств
и материальных ценностей.
Бухгалтерский
учет должен обеспечить систематический
контроль за ходом исполнения смет
расходов, состоянием расчетов с предприятиями,
организациями, учреждениями и лицами,
сохранностью денежных средств и материальных
ценностей.
Руководители
бухгалтерских служб (главные бухгалтеры)
в своей работе руководствуются законом
РФ "О бухгалтерском учете", положениями
о бухгалтерских службах и централизованных
бухгалтериях, утвержденными в установленном
порядке и другими нормативными документами.
Бухгалтерская
служба учреждения должна выполнять следующие
задачи:
- организовывать
бухгалтерский учет в соответствии и действующими
нормативными актами;
- использовать
передовые формы и методы учета и обработки
информации на базе широкого применения
современной вычислительной техники;
- осуществлять
предварительный контроль за своевременным,
правильным оформлением документов и
законностью совершаемых операций;
- контролировать
правильность, рациональность и бережность
расходования средств в соответствии
с открытыми кредитами и целевым назначением
по утвержденным сметам расходов по бюджету;
- осуществлять
строгий контроль за рациональным и экономным
использованием денежных, материальных
и трудовых ресурсов, вести борьбу с расточительством,
принимать меры к своевременному предупреждению
негативных явлений в хозяйственно-финансовой
деятельности, выявлять и мобилизовывать
внутрихозяйственные резервы;
- обеспечивать
учет доходов и расходов по специальным
средствам, а также операций по другим
внебюджетным средствам;
- организовывать
формирование полной и достоверной информации
о хозяйственных процессах и результатах
деятельности учреждения, необходимой
для оперативного руководства и управления,
а также для ее использования поставщиками,
заказчиками, финансовыми, налоговыми,
банковскими и казначейскими органами;
- своевременно
организовывать начисление и выдачу заработной
платы, стипендий, пособий;
- вести учет
и расчеты с дебиторами и кредиторами;
- участвовать
в проведении инвентаризации денежных
средств, расчетов и материальных ценностей;
своевременно и правильно отражать в учете
результаты инвентаризации;
- периодически
инструктировать материально-ответственных
лиц по вопросам учета и обеспечения сохранности
товарно-материальных ценностей и денежных
средств, находящихся на их ответственном
хранении;
- составлять
отчетность и предоставлять ее соответствующим
органам в установленные сроки; обеспечивать
достоверность отчетов и балансов;
- соблюдать
установленный порядок хранения бухгалтерских
документов, регистров, смет расходов
и расчетов к ним, а также других служебных
документов; своевременно в установленном
порядке сдавать их в архив.