Внутренний и внешний аудит: сущность и отличия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами являются:
- раскрыть экономическую сущность внешнего и внутреннего аудита;
- проанализировать особенности данного аудита;
- выявить взаимосвязь и отличие внутреннего и внешнего аудита.

Содержание

Введение..............................................................................................................................3
1 Экономическая сущность внутреннего и внешнего аудита ……...............................4
1.1 Внутренний аудит………………………………......................................................4
1.2 Внешний аудит…………………………….…………………...…...........................7
2 Взаимодействия и различия внутреннего и внешнего аудита……………………...11
2.1 Взаимодействие внешнего и внутреннего аудита ................................................11
2.2 Различия внутреннего и внешнего аудита..…............................…………...........13
Заключение........................................................................................................................19
Глоссарий...........................................................................................................................20
Список использованных источников..............................................................................23

Работа содержит 1 файл

Ринчинова Э.Ц. Аудит. Внутрений и внешний аудит сущность и отличия..doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Обязательная  аудиторская проверка может быть только комплексной, охватывающей все  сферы деятельности предприятия, все  разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка требует однозначности главного вывода – можно ли и в какой степени полагаться на информацию, которая содержится в представленной бухгалтерской отчетности.

     Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Осуществляющая ее аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольно-ревизионной (надзорной) инстанции по уполномочию государства. Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной.

     Обязательный  аудит осуществляется в следующих  случаях:

      1. Если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

      2. Организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

      3. Объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполненных работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышают на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской  Федерации минимальный размер оплаты труда;

      4. Организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Взаимодействия и различия внутреннего и внешнего аудита

     2.1 Взаимодействие внешнего  и внутреннего  аудита

     Качество  работы внутреннего аудита оказывает  определенное влияние и на проведение аудиторских проверок внешними аудиторами.

     Эффективная работа отдела внутреннего аудита позволяет  внешним аудиторам не проводить детальную проверку, так как внешний аудитор может в определенной мере доверять внутренним аудиторам в раскрытии ошибок и нарушений. При этом существенно снижаются затраты времени на проверку в связи с сокращением объема независимых процедур. Однако в данной ситуации нельзя считать, что ответственность внешнего аудитора за выражаемое им мнение по финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия будет уменьшена или разделена с внутренними аудиторами.

     В свою очередь для внутренних аудиторов доверие со стороны внешнего аудитора служит одним из профессиональных ориентиров и стимулирует их деятельность в рамках действующей на предприятии системы контроля, необходимой для эффективного ведения бизнеса, сохранности активов и достижения максимально возможной полноты и точности учетных записей.

     Взаимодействие  внешнего и внутреннего аудиторов  со стороны внутреннего аудита должно быть основано на позиции максимального  содействия независимому аудитору, со стороны внешнего аудитора – на концепции беспристрастного подхода к оценке степени доверия, оказываемой внутреннему аудитору.

     Мнение  о деятельности внутреннего аудита формируется аудиторской организацией уже на стадии планирования предстоящей  проверки. При этом учитываются:

  • организационный статус: положение службы внутреннего аудита в системе управления проверяемого предприятия, ее возможности и способности соблюдать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обязанностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, накладываемых руководством и (или) собственниками предприятия на внутренний аудит;
  • компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт работы) аудиторов, политика найма, обучения и повышения квалификации сотрудников службы внутреннего аудита, степень понимания ими стоящих задач и проблем;
  • профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы внутреннего аудита, наличие и содержание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабочих программ и рабочей документации;
  • функциональные рамки: содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;
  • уровень значимости: рассмотрение и принятие к исполнению руководством и (или) собственниками предприятия рекомендаций внутреннего аудита.

     Если аудиторской организацией принято решение об использовании работы внутреннего аудита, ей придется продолжить изучение работы внутреннего аудита, ознакомиться с рабочими документами и убедиться в том, что:

  • программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудита;
  • работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется;
  • выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов, подготовленных внутренними аудиторами, соответствует результатам выполненной ими работы;
  • зоны повышенных рисков, известные специалистам предприятия, учитываются при планировании работ и проверяются внутренним аудитом;
  • отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.

     Выводы, к которым независимый аудитор  пришел в процессе изучения системы  внутреннего аудита проверяемого предприятия, он должен отразить в своей рабочей  документации.

     Возможное (т.е. когда внешний аудитор может  привлекать аудиторов организации), тесное взаимодействие внешних и внутренних аудиторов в процессе проведения аудиторской проверки предприятия ни в коей мере не уменьшает ответственность аудиторской организации за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а также за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. 
 
 

     2.2 Различия внутреннего  и внешнего аудита 
 
 

     Внутренний  аудит – неотъемлемая часть управленческого  контроля организации; он может быть и независимым, т.е. непосредственно  подчиняться не исполнительному  органу предприятия, а внешним учредителям.

     В Правилах (стандартах) аудиторской  деятельности Российской Федерации дается следующее определение:

     Внутренний  аудит – организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.3

     Внутренний  аудит – один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

     Проведение  внутреннего аудита имеет для  руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

     Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

     Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим  субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:

     – содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

     – объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

     – сложившейся системы управления экономического субъекта;

     – состояния внутреннего контроля.

       Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта. В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

     Как правило, к функциям внутреннего  аудита относятся:

     1) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

     2) проверка бухгалтерской и оперативной  информации, включая экспертизу  средств и способов, используемых  для идентификации, оценки, классификации  такой информации и составления  на ее основе отчетности, а  также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

     3) проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

     4) проверка деятельности различных  звеньев управления;

     5) оценка эффективности механизма  внутреннего контроля, изучение  и оценка контрольных проверок  в филиалах, структурных подразделениях  экономического субъекта;

     6) проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

     7) работа над специальными проектами  и контроль за отдельными элементами  структуры внутреннего контроля;

     8) оценка используемого экономическим  субъектом программного обеспечения;

     9) специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

     10) разработка и представление предложений  по устранению выявленных недостатков  и рекомендаций по повышению  эффективности управления.

     Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

     Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемой организации  никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия и пр.

     Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий-клиентов) и  обязательным (в соответствии с законодательными актами). Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов. Основные отличия внутреннего аудита от внешнего приведены в таблице (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Различия внутреннего и внешнего аудита

№ п/п Критерии различия Внешний аудит Внутренний  аудит
1 Цель Выражение мнения о достоверности финансовой отчётности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентами Внутренний  контроль на предприятии, позволяющий  следить за правильностью ведения  учёта и представляемой руководству учётной информации
2 Объекты Аудит выявляет всё, что искажает финансовая отчётность, ухудшает финансовое положение клиента, а также нарушает действующее  законодательство
3 Субъекты Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства Сотрудники, подчинённые  руководству организации и находящиеся  в штате организации
4 Характер деятельности Предпринимательская деятельность Исполнительная  деятельность, выполнение распоряжений руководства организации
5 Правовое регулирование В основном гражданское  право, хозяйственные договоры Гражданское право, хозяйственные договоры, административное право
6 Управленческие  связи Горизонтальные  связи, добровольность, равноправие  во Иерархические связи, подчинение непосредственно руководству предприятия,

Информация о работе Внутренний и внешний аудит: сущность и отличия