Внутренний аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение особенностей методики внутреннего аудита и выявление особенностей внутреннего аудита филиалов в малых предприятиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Основная часть:
1. Особенности методики внутреннего аудита………………………………4
2. Внутренний аудит филиалов: особенности проведения. Особенности организации внутреннего аудита в малом предприятии………………….10
Практическая часть:
Задание 1…………………………………………………………………………….18
Задание 2…………………………………………………………………………….21
Задание 3…………………………………………………………………………….22
Задание 4…………………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

внутренний аудит.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

 

Служба внутреннего  контроля (СВК)  для многофилиальных  компаний – это совокупность организационной  структуры управления, методик и  процедур, принятых и постоянно осуществляемых головной организацией, руководителями филиалов, службой внутреннего аудита и сотрудниками компании, направленных:

1. на совершенствование финансово-хозяйственной деятельности компании и ее филиалов и обеспечение ее результативности;

2. сохранность имущества и других активов;

3. предотвращение или снижение степени внутренних и внешних рисков;

4. обеспечение полноты и достоверности всех видов отчетности;

5. соблюдение требований российского законодательства и внутренних регламентов компании;

6. результат эффективности и экономичности управления бизнес-процессами.

Система внутреннего  контроля должна обеспечивать не только сбор информации обо всех аспектах деятельности филиалов, но и принятие эффективных управленческих решений  на основе ее анализа,  также обратную связь. В систему контроля деятельности филиалов включаются также известные процедуры проверки документирования хозяйственных операций, предотвращения ошибок и искажений, своевременности и достоверности бухгалтерской отчетности, обеспечения сохранности имущества, исполнения приказов и распоряжений, соблюдения российского законодательства и т.п.

В организационной  структуре CВК могут существовать несколько служб. К основным из них относятся:

1. служба экономической безопасности (внутреннего контроля или внутреннего аудита);

2. контрольно-ревизионная служба.

Эффективная работа внутренней системы контроля, особенно в крупных многофилиальных компаниях, невозможна без формализации всех направлений  ее деятельности. Все процедуры должны быть регламентированы путем разработки и внедрения положений, инструкций.

CВК компании должна решать следующие важные задачи финансового контроля за филиалами и структурными подразделениями:

1. достижение целей компании. Правильно разработанная деятельности CВК позволяет определить, насколько деятельность филиала или иного обособленного подразделения способствует достижению общих целей компании;

2. обеспечение надежности финансового учета. СВК должна обеспечивать точность, полноту и достоверность всех учетных данных в филиалах, а также их своевременное поступление в головную организацию;

3. обеспечение точности учета и защиты активов. CВК должна обеспечивать точный учет активов, переданных в филиалы или приобретенных ими, для анализа степени риска, связанного с каждым типом или группой активов, а также сохранность активов путем периодических проверок их наличия, обеспечения процедур оценки, списания;

4. обеспечение соблюдения требований законодательства и других внешних обязательств. СВК должна отслеживать изменения в законодательстве, нормативных актах для своевременного изменения самой системы контроля;

5. исключение преднамеренных искажений в учете, минимализация непреднамеренных ошибок. СВК должна обеспечивать такое разделение ответственности и полномочий, которое мешало бы совершению руководителями и сотрудниками подразделений случайных или умышленных ошибок и нарушений или затрудняло бы их обнаружение.

Финансовый  контроль распределяется между головной организацией и руководителем обособленного  структурного подразделения. При определении объема и степени контроля, делегируемого руководителю филиала, учитываются стадия развития филиала, оборот филиала, особенности регионального рынка. Немаловажное значение имеет также степень доверия головной организации к руководителю структурного подразделения [4, 149].

Выделяют два  вида контроля на крупном российском предприятии:

- контроль со стороны учредителей с помощью независимых аудиторов;

          - контроль, проводимый службой внутреннего аудита.

Для формирования современных систем внутреннего контроля в соответствии с требованиями принципов корпоративного управления многие компании создают в своей структуре службу внутреннего аудита.

Основные этапы  проведения аудиторской проверки определяются в соответствии с особенностями  деятельности филиалов как обособленных структурных подразделений организации.

В начале аудиторской  проверки филиала следует ознакомиться с уставными документами головной организации. При этом выявляются организационно-правовая форма головной организации, состав и содержание учредительных документов, размер уставного капитала. Кто является учредителями, наличие лицензий, если отдельные виды деятельности проверяемой организации подлежат в соответствии с законодательством обязательному лицензированию, порядок распределения прибыли.

Перед началом  аудиторской проверки аудитор должен ознакомиться с организацией работы бухгалтерии, укомплектованностью  штатов, распределением обязанностей между работниками бухгалтерии, наличием должностных инструкций, текучестью кадров.

Для того, чтобы определить те или иные приемы проверки, внутреннему аудитору следует ознакомиться с применяемыми формами бухгалтерского учета, автоматизацией учетно-вычислительных работ, применением типовых и унифицированных форм первичной документации, обеспеченностью филиала бланками.

Внутренний  аудитор выявляет своевременность  предоставления в бухгалтерию первичных  документов другими подразделениями. Знакомится с актами предыдущих проверок, выполнением предложений по их результатам.

Особенности аудита организации, имеющей филиалы, зависят от того, имеют ли они отдельный баланс и расчетный счет.

Организация имеет  право выделять свои филиалы, не имеющие  статуса юридического лица, на отдельный  баланс.

Внутренний  аудитор проводит также финансово-экономический  анализ деятельности отдельных филиалов, который включает:

1. Анализ финансового  состояния по данным баланса.

2. Расчет и  оценка коэффициентов ликвидности  по данным баланса. Анализ общих  показателей ликвидности по балансам  филиалов позволяет сопоставить  платежеспособность отдельных филиалов.

3. Расчет и  оценка финансовой устойчивости  по данным баланса. 

4. Оценка деловой  активности организации по данным  учета и отчетности. Расчет и  анализ финансового цикла.

5. Факторный  анализ прибыли от реализации  услуг по данным отчета о прибылях и убытках.

6. Анализ рентабельности  организации. Расчет коэффициента  финансовой независимости и его  величины при выборе стратегии  управления.

7. Анализ движения  денежных средств по данным  отчетности. Оценка достаточности  денежных средств.

8. Анализ движения  собственного филиала по данным  отчета о движении капитала. Расчет  чистых активов.

9. Анализ движения  заемных средств.

10. Анализ дебиторской  и кредиторской задолженности.

11. Анализ амортизируемого  имущества (объем, динамика, структура, эффективность использования).

12. Анализ движения  средств финансирования долгосрочных  инвестиций и финансовых вложений.

В случае выявления  неурегулированных законодательством  вопросов по бухгалтерскому учету и  налогообложению служба внутреннего  аудита должна совместно с руководством и бухгалтерией головной организации участвовать в формировании их единого методического решения и доводить его до всех региональных методистов и главных бухгалтеров филиалов.

По проблемам  бухгалтерского учета и налогообложения, специфическим для деятельности отдельных филиалов, служба внутреннего аудита должна проводить консультации.

Крупные филиалы, являющиеся самостоятельными субъектами налогообложения, могут подлежать  обязательной аудиторской проверке. В этом случае служба внутреннего аудита может оказать помощь таким филиалам в выборе и утверждении постоянного внешнего аудитора (аудиторской фирмы), а также в подготовке к обязательной аудиторской проверке.

По окончании  проверки служба внутреннего аудита составляет отчет  в форме, соответствующей аналитической части аудиторского заключения, предусмотренного для внешнего аудита, с выводами, рекомендациями, а также с оценкой степени налоговых рисков проверяемого подразделения.

Служба внутреннего  аудита должна достичь уверенности в том, что все существенные обстоятельства и события, которые полежат отражению в бухгалтерской отчетности, вплоть до даты подписания отчета, должным образом определены, оценены и проверены.

Таким образом, внутренний аудит представляет собой комплексное применение как непосредственно контрольной, так и консультационной функции. Это означает, что внутренний аудит позволяет не только отразить реальные бизнес процессы, протекающие в каждом обособленном подразделении и компании в целом, но и выработать рекомендации по з совершенствованию.

К малым экономическим  субъектам относятся экономические  субъекты, которые:

- отнесены законодательством  Российской Федерации к субъектам  малого предпринимательства;

- обладают такими  специфическими особенностями, которые  позволяют аудитору на основе своего профессионального суждения отнести данный экономический субъект с позиций проведения аудиторской проверки к субъектам малого предпринимательства.

Для малых экономических  субъектов характерен ряд специфических  особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения внутреннего аудита. Данные особенности бывают, как правило, вызваны следующими факторами:

- ограничение или отсутствие  разделения полномочий сотрудников,  отвечающих за ведение учета  и подготовку отчетности;

- преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.

При планировании соответствующих  аудиторских процедур СВА следует  выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.

Во время аудита малых  экономических субъектов особое внимание необходимо уделить следующим потенциальным факторам риска:

- учетные записи могут  вестись нерегулярно, без последовательного  соблюдения формальных требований, могут не отражать реального  положения дел, что повышает  риск искажений бухгалтерской  отчетности;

- вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

- в условиях малых экономических  субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

- если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы - завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);

- при ограниченном числе  сотрудников, ведущих бухгалтерский  учет, затруднены или невозможны  регулярные взаимные сверки учетных  данных, что повышает риск возникновения  ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

В малых экономических  субъектах дополнительный риск средств  контроля возникает в области  использования систем компьютерной обработки данных. Если в таком  экономическом субъекте применяется  единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

При получении  аудиторских доказательств в  ходе аудита субъекта малого предпринимательства, использующего упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, СВА, в частности, следует рассмотреть:

- обоснованность  применения субъектом малого  предпринимательства упрощенной  системы налогообложения, учета  и отчетности исходя из нормативных  критериев, по которым субъекты  малого предпринимательства подпадают  под действие такой системы;

- соблюдение  субъектом малого предпринимательства  порядка отражения хозяйственных  операций в книге учета доходов  и расходов;

Информация о работе Внутренний аудит