Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:31, курсовая работа
Предметом исследования данной работы является процесс аудита основных средств. Объектом исследования выступает учет основных средств на предприятии.
Цель данной работы – исследование теоретических и практических аспектов аудиторской деятельности, разработка рабочих документов аудитора и внесение предложений по организации аудита.
Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Учет основных средств…………………………………………………………..6
Глава 2. Внутренний аудит основных средств……………………………………12
Глава 3. Совершенствование учета и аудита основных средств………..17
Заключение………………………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………………………29
Для
поддержания в рабочем
Под текущим ремонтом понимаются работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии.
Капитальный ремонт производится периодически и включает в себя работы по разборке агрегатов оборудования, замены изношенных деталей на более современные, испытание агрегата, смену изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений и др. работы.
Ремонт
основных средств может осуществляться
хозяйственным и подрядным
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции в зависимости от выбранного варианта учетной политики, затраты на ремонт основных средств производственного назначения могут включаться в издержки производства (обращения) одним из способов:
1) путем включением фактических затрат в издержки производства (обращения);
2) путем создания резерва на ремонт;
3) путем создания ремонтного фонда;
4) путем
отношения фактических затрат
по ремонту на счет расходов
будущих периодов с
Глава 2. Внутренний аудит основных средств
Источники информации, используемые при аудите оценки и переоценки основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе методов начисления амортизационных отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и др.
Операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации. Основными источниками информации, необходимыми для аудиторской проверки, служат:
• акт (накладная) приемки-передачи основных средств — ф. ОС-1;
•
акт приемки-сдачи
• акт на списание основных средств — ф. ОС-4;
• акт на списание автотранспортных средств — ф. ОС-4а;
• инвентарная карточка учета основных средств — ф. ОС-6;
• акт о приемке оборудования — ф. ОС-14;
• акт приемки-передачи оборудования в монтаж — ф. ОС-15;
• акт о выявленных дефектах оборудования — ф. ОС-16.
• журналы-ордера №№ 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий -- машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 01, 02;
• Главная книга;
• баланс (ф. № 1);
• отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
• приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);
• другие документы, справки, расчеты и т.д.
Аудитору необходимо проверить: создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов; оформлены ли договоры купли-родажи основных средств; оформлены ли протоколы договорной цены; правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств в актах приемки передачи; правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов.
При проведении аудиторской проверки учета основных средств прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
Следует проверить, нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.
Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 “Основные средства”, регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.
Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
При
расхождении между данными
Особо
тщательно надо проверить полноту
и своевременность проведения инвентаризации
основных средств, а также инвентаризационные
описи и приложенные к ним
протоколы заседания
В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.
При проверке отчетности по основным средствам аудитору необходимо проверить: соответствие форм бланков утвержденным формам; соответствие записей сводного аналитического учета записям в Главной книге и балансе; правильность записей по форме № 5 годового отчета о наличии и движении основных средств; правильность проведения проводок по учету основных средств; ведение учета на забалансовых счетах 001 «Арендованные основные средства», 005 «Оборудование, принятое для монтажа».
По
данным проверки состояния контроля
и учета объектов основных средств
аудитор сможет сделать вывод
об эффективности системы
При
проверке операций по поступлению основных
средств необходимо установить, обоснованно
ли экономически строительство тех
или иных объектов, включено ли оно
в план капитальных вложений, обеспечено
ли необходимым финансированием, имеется
ли в полном объеме проектно-сметная
документация. Необходимо также установить
целесообразность и законность приобретения,
выявить полноту и
Полноту
и своевременность
При
проверке поступления основных средств
в порядке их безвозмездной передачи
устанавливают наличие
При
аудите учета выбытия основных средств
необходимо проверить: перечень основных
средств и технической
Аудитор должен проверить соблюдение законодательно-нормативных документов по налогообложению. Также необходимо проверить правильность формирования отдельных показателей декларации по налогу на прибыль организации, которые включают доходы и расходы от выбытия основных средств.
Глава 3. Совершенствование учета и аудита основных средств
Основными
направлениями
1.
Автоматизация бухгалтерского
Занять
лидирующее положение на рынке, повысить
эффективность работы персонала, создать
оптимальную структуру
Автоматизация
бухгалтерского учета на предприятии
и подготовка финансовой отчетности
в налоговые органы в условиях
переходной экономики России является
одной из наиболее важных задач. Ситуация
такова, что сам по себе бухгалтерский
учет на предприятии может
Безусловно, компьютерная программа не заменит грамотного бухгалтера, но позволит сэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы.
Таким образом, программа поможет избавиться от многих существующих недостатков как бухгалтерского учета в целом, так и его составных частей - основных средств.
2. Введение контроля за учетом основных средств
Введение дополнительного контроля за учетом основных средств и нематериальных активов со стороны руководства предприятия я считаю очень важным. Это означает просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, нематериальных активов, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств и нематериальных активов сотрудниками предприятия.
Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования основных средств и нематериальных активов, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на предприятии.
3.
Возможность введения
Одним из направлений совершенствования организации в управлении основными средствами и нематериальными активами является ориентация на Международные стандарты бухгалтерского учета.