Виды и формы собственности и трансформации отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Экономика – это, прежде всего хозяйство. Но там, где есть хозяйство, должен быть и хозяин. Каждый экономический объект, каждый ресурс, каждый продукт должен иметь своего хозяина. С экономической точки зрения хозяин – лицо, вовлекающее объект в экономически процессы, стремящееся использовать его лучшим образом, извлечь из него больше пользы. Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Собственность, её виды и формы
1.Виды и формы собственности

2.Трансформация отношений собственности в РК
1.Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к
рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки
приватизации
2.Разгосударствление
3.Приватизация: цели, методы и принципы.
3.Заключение
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Виды и формы собственности и трансформации отношений.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Целью такого подхода является принятие решений, максимально принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь  не существует модели для определения доли государственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации. Методы продажи также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.  

                     Результаты разгосударствления и приватизации

Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную экономику – основу смешанной социально ориентированной рыночной экономики.

На первом этапе разгосударствления и приватизации – 1991 – 1992 гг. в Республике Казахстан осуществлялась малая приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта – 35,8 .

На втором этапе – 1993 – 1995 гг. происходила  малая приватизация и приватизация средних и крупных предприятий. Приватизировано 11625 малых предприятий и 3500 средних и крупных предприятий.

К концу  третьего, завершающего этапа приватизации – 1996 – 1998 гг. в Республике Казахстан  уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых – 81709, средних – 5344 и крупных 1814 предприятий.

Доля  государственной собственности  в общем количестве 111885 предприятий  по состоянию на начало 2000 года во всех сферах составила – 18,7 %, а доля частного сектора составила – 79,3 %.

В сельском хозяйстве создано 9107 частных предприятий, в том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных предприятий.  Из общего числа 9469 предприятий сельского хозяйства государственная собственность составила – 3,7 %, частная собственность составила 96,2 %. Создано 58422 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Только  за три года с 1997 – 1999 годы численность  в малых предприятиях возросла в три раза и составила  на  начало  2000 года   318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 – 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.

По данным Агентства по статистике, в 1995 году численность безработных возросла по сравнению с 1994 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек.  В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработных возросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч.

Всё это  обусловлено тем, что одни новые  собственники предприятий в условиях экономического спада производства столкнулись с недостатком финансовых средств для оживления предприятий, другие – столкнулись с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятия становятся на грань банкротства, а работники вынуждены увольняться.

Ещё одна причина пополнения численности безработных.  На предприятиях, переданных под иностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условий заключённых контрактов – это сохранение рабочих мест.  В частности, в 2000 году в объединении «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстан уволенные были восстановлены на свою работу.

Негативные  последствия разгосударствления и  приватизации учёные – аналитики  Республики Казахстан связывают с затянувшимся процессом адаптации предприятий в руках новых владельцев к рыночным условиям.

При этом выделяются три этапа.

Первый  этап охватывает 199 – 1992 гг., который  характеризуется резким спадом производства, нарастанием гиперинфляции, её темы к 1993 году составили 3060%, попытками отдельных промышленных предприятий и регионов самостоятельными усилиями выйти из экономического кризиса.

Данный  этап в последствии назван либеральной  стратегии, этапом «экономического  романизма», этапом «шоковой терапии» по примеру России, где переход к рынку осуществлялся по программе «500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. и первой программы перехода к рынку Казахской ССР,  принятой Верховным Советом Казахской ССР 6 – декабря 1990 года, согласно которой Казахстан должен перейти к рынку всего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое, сегодня учёные свидетельствуют, что это была крупномасштабная и радикальная операция, которая была проведена без какой-либо концептуальной и практической подготовки.

На втором этапе (1993-1995 гг.) в процессе приватизации мелких и средних предприятий  стало ощущаться государственное  вмешательство в процесс перелива финансовых ресурсов для поддержания  реформирования промышленности, развития предпринимательства.

В ходе третьего этапа (1996-1998 гг.) были определены основные принципы и механизм вывода предприятий и экономики в целом из кризиса, её стабилизации и подъёма. А в результате завершения приватизации крупных и крупнейших предприятий их структурной перестройки повысилась их приспособляемость к рыночным отношениям, повысилась эффективность производства, была достигнута макроэкономическая стабилизация.  Уровень инфляции снижен до 28,9 5, объём производства промышленной продукции в 1997 году по сравнению с 1996 годом возрос на 4% и составил 104,0 %. Таким образом, в Республике Казахстан сложились благоприятные условия для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ.

Для продолжения  поступательного движения экономики  и реализации последующих реформ правительству поручено разработать десятилетний стратегический План социально-экономического развития до 200 года и Программу индустриально-инновационного Развития Казахстана на 2003-2015 годы.[9]

                             Правовые аспекты

Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом по приватизации. [16]

Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов против национализации (ст. 7); а также против изменений  законодательства и политической ситуации (ст. 6) и гарантирует возмещение убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.

В процессе приватизации Казахстан использует помощь иностранных экспертов и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов. [15] 

  В своей работе наш президент Н.А.Назарбаев пишет:

«Приватизация предприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере и четкая регламентация процесса обращения акций. Государственные же пакеты акций на предприятиях стратегического характера будут разумно использоваться.»[17] 
 
 
 
 
 

                                         Заключение 

Итак, целью  данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры  собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в Казахстане и взаимодействия государственной и частной собственности.

Кроме того, мною были рассмотрены формы собственности  в РК и представлена классификация  предприятий по формам собственности. Была проанализирована Национальная программа  разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан. Раскрыты ее направления и проанализированы результаты ее действия. [14]

Необходимо ещё  раз отметить , что при огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности  переход государственной формы  к коллективной и частной , СА по себе ещё не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность. Иначе преобразование форм собственности не приводит к успеху.

Таким образом, можно сделать вывод, что приватизация оказывает прямое положительное влияние на рост производительности труда. При этом с развитием процессов приватизации, в обществе могут развиваться такие отрицательные тенденции как безработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация способствует обновлению ассортимента продукции на предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию организации и нормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику, и общество в целом.

 Итак, разгосударствление и приватизация  это основной метод перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас. [12]

На современном  этапе развития процессы приватизации прошли/проходят во всех странах мира, что является одним из основных условий создания рыночной экономики. Основным вопросом в этой области остаётся создание оптимальной законодательной базы, касающейся приватизационных процессов, с целью их регулирования и уменьшения негативных последствий.  
 
 
 

             
 
 
 
 
 

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Рамазанов А.А. Диалектика отношений собственности: теория, методология и стратегические направления развития (на примере  Республики Казахстан): Автореф. ... дис. д-ра экон. наук.  //Алматы, 2005. – с. 44
  2. Габит Ж.Х. Формы собственности в рыночной системе хозяйства: проблемы их выделения и исследования.// Вестник Казахского национального университета. Серия экономическая.2003. - №5. – с.15
  3. Нигматуллина И. Реструктуризация форм собственности как фактор развития экономики и обеспечения экономической безопасности Казахстана.

      // Саясат. - 2004. №5. - с.4-7.

  1. Нурсеит Н. Способы приватизации и конкурентоспособность экономики.

      // Аль-Пари. - 2006. №2. - с.25

  1. Отношения собственности в рыночной трансформации Казахстана.

     //Астана: Фолиант, 2003. - с.264

  1. Рамазанов А.А. Диалектика отношений собственности: теория, методология и стратегические направления развития (на примере Республики Казахстан): Автореф. ... дис. д-ра экон. наук. //Алматы, 2005. - с. 44
  2. Рамазанов А. Социально-экономические последствия и уроки приватизации // Экономика и статистика. - 2003. №2. — с.37
  3. Рамазанов А.А. Отношения собственности в рыночной трансформации Казахстана. // Астана: Фолиант, 2003. - с. 264 
  4. Национальные счета Республики Казахстан 2004-2008. //Астана 2010. - с.51
  5. Национальные счета Республики Казахстан 2004-2008 .//Астана 2010.

      - с.94-97

  1. Казахстан в 2008 году .//Астана 2009. – с.386
  2. Казахстан в 2008 году .//Астана 2009. – с.299
  3. Казахстан в 2008 году .//Астана 2009. – с.402
  4. Казахстан в 2008 году . //Астана 2009. – с.64
  5. www.google.ru
  6. www.stat.gov.kz
  7. www.zakon.kz

Информация о работе Виды и формы собственности и трансформации отношений