Виды и формы собственности и трансформации отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Экономика – это, прежде всего хозяйство. Но там, где есть хозяйство, должен быть и хозяин. Каждый экономический объект, каждый ресурс, каждый продукт должен иметь своего хозяина. С экономической точки зрения хозяин – лицо, вовлекающее объект в экономически процессы, стремящееся использовать его лучшим образом, извлечь из него больше пользы. Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Собственность, её виды и формы
1.Виды и формы собственности

2.Трансформация отношений собственности в РК
1.Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к
рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки
приватизации
2.Разгосударствление
3.Приватизация: цели, методы и принципы.
3.Заключение
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Виды и формы собственности и трансформации отношений.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Постановка  такого вопроса необходима и потому, что трансформацию государственной  собственности ни в одной стране нельзя считать оконченной.

Опыт  развитых стран свидетельствует об обратимости данного процесса, когда приватизация сменяется национализацией и наоборот. Но до сих пор неясны как границы увеличения, так и уменьшения удельного веса государственной и частной форм собственности в экономике. Очевидна потребность в критериях. позволяющих оценить эффективность трансформации государственной собственности и при необходимости менять направление трансформационного процесса.

         2.1 Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы

 к  рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации

     

         В современном мире нет ни  одной страны, где бы государство  активно не занималось хозяйственной  деятельностью. Преобладание государственной  формы собственности в экономике  страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Гипертрофированное  огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.[9]

                        2.2  Разгосударствление

 

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики. Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.[8]

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация  рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование  создания и расширение сферы  деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Из этих способов стоит отметить денационализацию государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы  разгосударствления переплетаются, выражаясь  в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.[7]

              2.3  Приватизация: цели, методы и  принципы.

 

В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация  выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Непосредственными целями приватизации являются:

1) сокращение задолженности государственного сектора;

2) развитие  рынка;

3) стимулирование  предпринимательства;

4) формирование  слоя мелких и средних собственников;

5) расширение  индивидуальных свобод;

6) развитие  народного капитализма;

7) ослабление  профсоюзов.

Разгосударствление  и приватизация могут осуществляться на основе:

1) бесплатной передачи собственности;

2) выкупа  предприятий на льготных условиях;

3) продажи  акций;

4) сдачи  предприятий в аренду;

5) продажа  мелких предприятий с аукциона  по конкурсу и без него.

Формы приватизации в развитых странах:

1) продажа  предприятий непосредственно в  частные руки;

2) выкуп  акций государственных предприятий  менеджерами;

3) продажа  акций работникам предприятий;

4) распространения  акций предприятия среди населения;

5) сдача  государственных предприятий в  аренду;

6) заключение  контракта на управление предприятием.

Продажа государственных предприятий в  частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества. [11]

Одна  из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций  населению, при которой государственное  предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.

Приватизация  не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

Соглашение  об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических  показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

Принципы  приватизации. Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.[10]

                                    Приватизация в Казахстане  

Этапы приватизации

В соответствии с разработанной программой в  республике осуществляется приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их в частные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.

Приватизацию  осуществляет Государственный комитет  Республики Казахстан по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.

Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.

При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Второй  этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способы приватизации.[9]

Направления приватизации:

-продажа  мелких предприятий через местные  аукционы

-массовая  приватизация средних и крупных   предприятий

-приватизация  очень крупных предприятий по  индивидуальным проектам

-приватизация  в области сельского хозяйства  и сектора переработки с/х продукции  

1.Малая  приватизация.

Эта программа  предполагает приватизацию предприятий, с численностью работающих до 200 человек.  Продажа происходит через местные аукционы, где граждане могут купить основные средства предприятия либо за наличные, либо за неиспользованные жилищные купоны.  Программа была изначально сконцентрирована  на предприятиях оптовой и розничной торговли и сферы услуг.

В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. Объектов, что составляет около 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации, и одновременно наиболее важными для удовлетворения потребностей населения - в торговле, общественном питании и сфере услуг - приватизировано 84% предприятий.

Малая приватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано около 14 000 предприятий.

2.Массовая  приватизация

Программа массовой приватизации, была предусмотрена  на втором этапе приватизации и начала осуществляться в ноябре 1993 году. Она  основывается на распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали эти купоны для приобретения акций государственных предприятий. Программа массовой приватизации рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих). Кроме того, для предоставления равных возможностей населению были выданы приватизационные инвестиционные купоны. Основными отличиями применения казахстанской модели инвестиционных купонов являются:

1) безвозмездное распределение приватизационных инвестиционных купонов;

2) возможность использования приватизационных инвестиционных купонов только через инвестиционные, приватизационные фонды; [12]

3. Приватизация по индивидуальным проектам.

Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особого государственного значения, такие как предприятия добывающей промышленности, или природные монополии должны быть приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.

Информация о работе Виды и формы собственности и трансформации отношений