Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 17:34, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является раскрытие темы: «Ведение налогового учета налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения». Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
Проанализировать суть и объекты упрощенной системы налогообложения
Выделить преимущества и недостатки перехода на упрощенную систему налогообложения
Рассмотреть ведение налогового учета налогоплательщиками, перешедшими на УСН
Изучить нормативное регулирование упрощенной системы налогообложения.
Введение
Упрощенная система налогообложения
Преимущества и недостатки перехода налогоплательщиков на УСН
Ведение налогового учета при переходе на УСН
Особенности упрощенной системы налогообложения 2008г.
Плательщики единого налога
Поправки учета доходов и расходов
Заключение
Список использованной литературы
Экономии по налогу на прибыль можно достигнуть за счет двух факторов.
Во-первых, большинство фирм применяют метод начисления, в то время как «упрощенцы» – кассовый метод. Это дает возможность организации на общем режиме налогообложения (далее – основная) начислять и учитывать расходы раньше, чем получит оплату и соответственно доходы фирма на УСНО (далее – вспомогательная). Период такой отсрочки может быть практически любым, чем, однако, не стоит злоупотреблять.
Во-вторых, льготная по сравнению с налогом на прибыль ставка единого налога позволяет сокращать платежи в бюджет с помощью переноса прибыли с общего режима на упрощенный. Существует масса вариантов реализации этого преимущества. При этом не все из них эффективны и безопасны. Наиболее популярны следующие:
вспомогательная фирма оказывает разного рода услуги и выполняет работы. Причем желательно, чтобы эти услуги или работы были не абстрактными, а связанными с деятельностью основной фирмы, были экономически обоснованными и фактически оказывались (выполнялись);
основная и вспомогательная фирма заключают «прямой» договор на поставку (куплю-продажу). Таким образом, торговую наценку собирают на «упрощенной» фирме. В дальнейшем товар продают конечному покупателю. Эта схема имеет два слабых места. С одной стороны, данный вариант возможен, только если покупатель не заинтересован в суммах «входного» НДС, а с другой – сумма договора с конечным покупателем будет ограничена предельным размером дохода вспомогательной фирмы (20 миллионов рублей);
c вспомогательной фирмой
заключают посредническое
основная фирма соглашается
уплатить штраф по договорам, которые
она заключила с
вспомогательной фирме уступают право требования по долговому обязательству с убытком. Данную схему на практике применяют со следующими ограничениями. Если у фирмы на УСНО объектом налогообложения являются «доходы», то стоимость уступки не должна превышать 75 процентов от суммы долгового обязательства. Если «доходы минус расходы» – 37,5 процента (затраты на приобретение права требования долга не учитывают при расчете единого налога). В противном случае вспомогательная организация при реализации этого права требования заплатит единый налог в большем размере, чем сумма полученной экономии на налоге на прибыль;
вспомогательная фирма может выдать основной организации процентный заем. В данном случае необходимо учесть ограничение по размеру принимаемых при расчете налога на прибыль процентов в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса. В то же время сумма самого займа должна быть весьма значительной. При реализации этой схемы на практике возникают сложности, связанные с отвлечением значительных сумм из оборота. К тому же не вполне ясно, на каком основании вспомогательная фирма будет получать деньги.
Упрощенная система
Так, некоторые консультанты предлагают фирме на общей системе налогообложения перевести свой персонал в фирму с УСНО, как правило, с объектом налогообложения «доходы минус расходы». В итоге расходы на оплату труда заменяются тратами на оплату услуг по предоставлению персонала (договор аутсорсинга). ЕСН с этих сумм платить не нужно, а сумма единого налога будет незначительной.
Учитывая, что договор аутсорсинга – довольно экзотический и на сегодняшний день четко законодательством не регламентирован, налоговые инспекторы, которым данная схема хорошо известна, скорее всего заинтересуются ей и попытаются переквалифицировать сделку в суде. Поэтому, прежде чем переводить сотрудников на вспомогательную фирму, следует подготовить расчет экономической целесообразности такого перевода и особое внимание уделить документальному оформлению сделки.
В заключение хотелось бы обратить
внимание еще на одну широко разрекламированную
схему с использованием фирмы
на УСНО. Суть ее в следующем. Организация,
применяющая «упрощенку», приобретает
имущество у сторонней фирмы
и в дальнейшем сдает его в
аренду основной компании. Возможен также
вариант, когда основная организация
вносит имущество в уставный капитал
вспомогательной фирмы или
Однако такая схема оптимизации налога на имущество может негативно отразиться на других платежах в бюджет. Так, в случае покупки ценностей на «упрощенную» фирму основная организация теряет вычет по НДС, которым она могла бы воспользоваться.
Если имущество передают в счет вклада в уставный капитал, то передающая фирма обязана восстановить сумму НДС, ранее принятую к вычету по этим ценностям, в полном объеме или пропорционально остаточной стоимости имущества – для основных средств и нематериальных активов (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). Использовать же «зеркальный» вычет по НДС вспомогательная компания не имеет права, так как не платит данный налог. Также можно отметить, что 25-процентное ограничение на участие организаций в уставном капитале «упрощенной» фирмы весьма осложняет практическое применение данной схемы.
При продаже имущества на фирму с УСНО у основной организации возникает обязанность по уплате НДС и налога на прибыль, суммы которых могут быть весьма значительными.
Таким образом, планируя получить экономию по налогу на имущество, можно потерять крупные суммы на НДС и налоге на прибыль.
Итак, несмотря на очевидные преимущества «упрощенки», не все варианты налоговой оптимизации с ее помощью эффективны.
Налогоплательщик при
переходе на упрощенную систему налогообложения
сам выбирает объект налогообложения:
доходы или доходы за вычетом расходов.
Выбранный объект не может меняться
в течение всего срока
Начиная с 01.01.2005 для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему, объектом налогообложения признается только доход, уменьшенный на величину расходов.
Рис. 2. Объект налогообложения и налоговые ставки.
При переходе на упрощенную систему налогообложения доходы и расходы признаются по кассовому методу – только после оплаты3.
Перечень расходов, принимаемых для целей упрощенной системы налогообложения, является закрытым.
Не все расходы, учитываемые
при общей системе
При применении упрощенной системы расходы на приобретение основных средств вычитаются сразу, а не переносятся через амортизацию.
Другие расходы при расчете налоговой базы по единому налогу не принимаются (в частности, расходы по подбору и обучению персонала).
Рис.3. Расходы при упрощенной системе налогообложения.
Порядок исчисления и уплаты налога при упрощенной системе налогообложения:
уплата налога производится по итогам года с ежеквартальными авансовыми платежами;
суммы квартальных авансовых платежей определяются исходя из фактической налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала года. При этом, налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают (но не более чем на 50%) исчисленную сумму налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности
уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам года.
Налогоплательщики должны обеспечивать
полноту, непрерывность и достоверность
учета показателей своей
Для этих целей они ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
Таблица 2. Сроки уплаты налога
и представления налоговых
налогообложения, в которой
в хронологической
Правила ведения Книги учета доходов и расходов:
книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании квартала (года) вывести ее на бумажные носители;
книга учета доходов и
расходов открывается на один календарный
год и должна быть прошнурована и
пронумерована. На последней странице
Книги указывается число
исправление ошибок в Книге учета доходов и расходов должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью;
форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждены приказом МНС РФ от 28.10.2002 N БГ-3-22/606.
2. Особенности
упрощенной системы
С 1 января 2008 года глава 26.2 Налогового кодекса об упрощенной системе налогообложения действует в новой редакции. Часть внесенных в нее изменений носит принципиальный характер, другие же являются скорее техническими. А некоторые нововведения, наконец, устранили ряд неясностей и противоречий, имевших место в «упрощенной» главе.
2.1 Плательщики единого налога
Прежде всего, остановимся
на поправках, внесенных в статью
346.12 НК РФ о плательщиках единого
налога. Ранее действовал запрет на
применение «упрощенки» иностранными
фирмами, которые имеют филиалы,
представительства и иные обособленные
подразделения на территории Российской
Федерации. Теперь же переходить на УСН
запрещено всем без исключения зарубежным
организациям (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Напомним,
что к таковым Налоговый кодекс
относит иностранных
Благодаря поправке, внесенной в пункт 4 статьи 346.12 НК РФ, окончательно устранена неясность по поводу того, какую сумму дохода должны оценивать «вмененщики», которые хотят одновременно применять УСН. Дело в том, что представители финансового и налогового ведомств неоднократно настаивали в своих разъяснениях на суммировании поступлений от «вмененной» и прочей деятельности. Они утверждали, что коммерсант вправе стать «совместителем» режимов, только если эта сумма не превышает лимита перехода на «упрощенку». Теперь же в кодексе четко указано, что сравнивать полученный за 9 месяцев доход с предельно допустимой величиной потенциальный «упрощенец» должен исходя только из поступлений от деятельности на общем режиме.
Между тем, «упрощенные» ограничения по средней численности работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов необходимо будет по-прежнему определять исходя из всех видов деятельности, которые ведет фирма.
Причем по новым правилам информацию о величине этих показателей на 1 октября текущего года нужно сообщать инспекторам при переходе на «упрощенку» наряду со сведениями о 9-месячном доходе (п. 1 ст. 346.13 НК РФ)4.
Есть среди «упрощенных» поправок и не очень радостные вести для участников простых товариществ. Как известно, они могут платить единый налог исключительно с разницы между доходами и расходами (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Поэтому если фирма, которая платит «упрощенный» налог с доходов, станет участником совместной деятельности, от применения спецрежима ей придется отказаться. Перейти на уплату всех «общих» налогов нужно будет, начиная с квартала, в котором компания вошла в состав простого товарищества (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Впрочем, финансисты уже давно настаивают именно на таких последствиях для плательщиков единого «доходного» налога при их вступлении в товарищества (см., например, письмо Минфин России от 01.08.2006 № 03-11-02/169). И это вполне логично, если учесть, что платить налог с доходов «упрощенцы» - «товарищи» не вправе. Таким образом, внесенное изменение лишь упорядочило связанные с данной нормой положения кодекса.
2.2 Поправки учета доходов и расходов
Внесенные поправки прояснили еще один довольно проблемный момент «упрощенного» налогообложения. Пользователи этого спецрежима применяют кассовый метод учета доходов и расходов. Поэтому полученные от покупателей суммы авансов они обязаны включать в доходы по факту поступления денег. Из прежней редакции пункта 1 статьи 346.17 НК РФ, устанавливающего данную норму, не следовало ответа на весьма практический вопрос. А именно: как и когда нужно отражать в учете предоплату, которую «упрощенец» вынужден был вернуть покупателю.