Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:30, реферат
Валютный контроль (Control of foreign exchange transactions или Currency control) - это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.
Понятие и сущность валютного контроля
Валютный контроль (Control of foreign exchange transactions или Currency control) - это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.
Полномочия
по контролю в основном возлагались
на Министерство финансов, Государственный
банк, а также на специально создаваемые
органы. Так, после Октябрьской революции
1917 г. было образовано Особое Валютное
Совещание, которому в обязательном
порядке предоставлялись
Валютный контроль является частью государственного контроля и осуществляется с целью обеспечения законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации возложен в соответствии с законодательством на Правительство РФ, органы и агенты валютного надзора.
Мероприятиям
по государственному регулированию
экономических проблем
Сторонники данного подхода к системе государственного регулирования указывают на ряд негативных факторов, связанных с валютным контролем.
Во-первых,
валютный контроль не дает возможность
фиксировать реальные сигналы рынка
и своевременно делать необходимую
корректировку экономической
Во-вторых, меры валютного контроля не являются справедливыми и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики. Надзором невозможно охватить всю экономику, однако очевидно, что малый и большой бизнес, экспортеры и импортеры сферы товаров и услуг, страховщики, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты находятся в разных условиях.
В-третьих,
меры валютного контроля низкоэффективные.
В настоящее время, в эру мобильного
международного капитала и сложных
финансовых институтов и рынков, любые
меры контроля эффективны в лучшем
случае в течение короткого промежутка
времени, а затем все чаще их начинают
обходить. Доказательством этого
служат циклы очевидного занижения
валютного курса, которые сменяются
его очевидным завышением, а также
многочисленные сложные схемы экспортно-
В-четвертых, валютный контроль требует значительных затрат со стороны как предприятий, так и государства. Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными странами и, как следствие, может вызвать ответные действия других стран.
Сторонники введения валютного контроля утверждают, что чем хуже экономическое положение страны, тем активнее осуществляется вывоз капитала из нее, а экономический кризис усугубляется. Происходит лавинообразное бегство капитала, приводящее к еще более разрушительным экономическим и политическим кризисам. Снятие валютных ограничений возможно только при устойчивом росте ВВП и достаточной степени диверсификации экспортных поступлений. То есть отсутствие валютного контроля - это не необходимость, а следствие успешного завершения переходного или кризисного этапа в экономике.
По
их мнению, валютный контроль есть инструмент
создания предпосылок интеграции национальной
экономики в международные
Благодаря
ограничительным мерам валютной
политики происходит защита доходов
населения и товарной массы внутри
страны. Значительно уменьшается
вероятность устойчивого
Валютный
контроль позволяет защитить экономику
от возможных серьезных
Несомненен
психологический эффект мер валютного
контроля, поскольку они позволяют
поддерживать общественное мнение о
серьезности экономической
Таким образом, в мерах валютного контроля есть и положительные, и отрицательные стороны; они действуют с большей или меньшей эффективностью, но регулирование движения капиталов и валютный контроль необходимы для каждой страны. Даже если государство уверено в стабильности своей экономики, валютный контроль все же необходим как препятствие тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.
Эффективность и границы валютного контроля
Валютный контроль со своими положительными и отрицательными сторонами может по-разному влиять на экономику, а его применение может иметь больший или меньший эффект в виде различных количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.
Как известно, существует два подхода к оценке эффективности: затратный и результативный.
Затратный
подход предполагает оценку эффективности
через отношение достигнутого результата
к средствам, затраченным на его
достижение. В качестве результата
здесь выступают объем
(1)
где ОПНК - объем предотвращенного нелегального движения капитала;
ЗВК - затраты на осуществление валютного контроля.
Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения капитала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.
Результативный подход предполагает оценку эффективности через отношение «достигнутого результата» к «поставленной цели». Применительно к валютному контролю это выражается следующим образом. Поставленная цель - предотвращение нелегального движения капитала (вывоз и ввоз). Достигнутый результат представляет собой общее движение капитала минус легальное, т.е. он характеризуется объемом нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности валютного контроля «результативным» методом имеет вид:
(2)
где ОЛК - объем легального движения капитала;
ОНЛК - объем нелегального движения капитала.
Любые меры контроля, в том числе и валютного, имеют свой предел. Выигрыш от валютного контроля государство получает, во-первых, за счет ограниченных сроков платежей по текущим операциям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т.е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привлеченных капиталовложений.
С течением времени эффективность мер валютного контроля уменьшается. Во-первых, падает эффективность ограничений по капитальным операциям, поскольку привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату процентов; во-вторых, ужесточение требований сопровождается нахождением все новых способов обхода правил проведения валютных операций.
Органы и агенты валютного контроля
Органами
валютного контроля являются Центральный
банк РФ и федеральные органы исполнительной
власти, уполномоченные Правительством
РФ. К федеральным органам
Агентами
валютного контроля являются уполномоченные
банки, подотчетные Центральному банку
РФ, а также не являющиеся уполномоченными
банками профессиональные участники
рынка ценных бумаг, в том числе
держатели реестра (регистраторы), подотчетные
федеральному органу исполнительной власти
по рынку ценных бумаг, и территориальные
органы федеральных органов
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) проводить
проверки соблюдения
2) проводить
проверки полноты и
3) запрашивать
и получать документы и
Органы валютного контроля и их должностные лица также имеют право:
- выдавать
предписания об устранении
- применять
установленные
В
целях осуществления валютного
контроля агенты валютного контроля
в пределах своей компетенции
имеют право запрашивать и
получать от резидентов и нерезидентов
следующие документы (копии документов),
связанные с проведением
1) документы,
удостоверяющие личность
2) документ
о государственной регистрации
физического лица в качестве
индивидуального
3) документы,
удостоверяющие статус
4) свидетельство
о постановке на учет в
5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
6) документы,
удостоверяющие права
7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;
8) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
9) паспорт
сделки и другие документы,
перечень которых определен п.
4 ст. 23 Федерального закона 2овалютном
регулировании и валютном
Агенты
валютного контроля вправе требовать
представления только тех документов,
которые непосредственно