Валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:30, реферат

Описание работы

Валютный контроль (Control of foreign exchange transactions или Currency control) - это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

Работа содержит 1 файл

валютный контроль.docx

— 24.24 Кб (Скачать)

Понятие и сущность валютного  контроля

     Валютный  контроль (Control of foreign exchange transactions или Currency control) - это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

     Полномочия  по контролю в основном возлагались  на Министерство финансов, Государственный  банк, а также на специально создаваемые  органы. Так, после Октябрьской революции 1917 г. было образовано Особое Валютное Совещание, которому в обязательном порядке предоставлялись сведения о совершаемых валютных операциях. Затем функции контроля операции с валютными ценностями вновь  передавались Министерству финансов, а в 1993 г. была образована Федеральная  служба России по валютному и экспортному  контролю (ликвидирована в 2000 г.).

     Валютный  контроль является частью государственного контроля и осуществляется с целью  обеспечения законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации возложен в соответствии с законодательством  на Правительство РФ, органы и агенты валютного надзора.

     Мероприятиям  по государственному регулированию  экономических проблем противодействуют меры по стимулированию экономического роста. Иными словами, чем ниже степень  регулируемости рынка (и соответственно чем выше степень либерализации), тем выше темпы экономического роста. Поскольку беспрепятственная работа рынка - наилучший вариант для  обеспечения долгосрочного и  эффективного распределения ресурсов в экономике («невидимая рука», по терминологии А. Смита), поскольку отсутствие мер  валютного контроля - необходимое  условие быстрого экономического роста.

     Сторонники  данного подхода к системе  государственного регулирования указывают  на ряд негативных факторов, связанных  с валютным контролем.

Во-первых, валютный контроль не дает возможность  фиксировать реальные сигналы рынка  и своевременно делать необходимую  корректировку экономической политики в целом. Другими словами, меры валютного  контроля вызывают или увеличивают  задержку в осуществлении насущных мер в других областях экономической  политики. Это может привести, например, к ограничению масштаба мер по выходу из кризиса.

     Во-вторых, меры валютного контроля не являются справедливыми и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики. Надзором невозможно охватить всю экономику, однако очевидно, что малый и большой бизнес, экспортеры и импортеры сферы  товаров и услуг, страховщики, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты  находятся в разных условиях.

     В-третьих, меры валютного контроля низкоэффективные. В настоящее время, в эру мобильного международного капитала и сложных  финансовых институтов и рынков, любые  меры контроля эффективны в лучшем случае в течение короткого промежутка времени, а затем все чаще их начинают обходить. Доказательством этого  служат циклы очевидного занижения  валютного курса, которые сменяются  его очевидным завышением, а также  многочисленные сложные схемы экспортно-импортных  операций в обход валютного контроля, основанные на векселях, бартере и  взаимозачете.

     В-четвертых, валютный контроль требует значительных затрат со стороны как предприятий, так и государства. Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными  странами и, как следствие, может  вызвать ответные действия других стран.

     Сторонники  введения валютного контроля утверждают, что чем хуже экономическое положение  страны, тем активнее осуществляется вывоз капитала из нее, а экономический  кризис усугубляется. Происходит лавинообразное бегство капитала, приводящее к еще  более разрушительным экономическим  и политическим кризисам. Снятие валютных ограничений возможно только при  устойчивом росте ВВП и достаточной  степени диверсификации экспортных поступлений. То есть отсутствие валютного  контроля - это не необходимость, а  следствие успешного завершения переходного или кризисного этапа  в экономике.

     По  их мнению, валютный контроль есть инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные  системы - уменьшается желание играть на курсе валют, сокращаются границы  краткосрочных колебаний валютного  курса, национальная валюта стабилизируется  и др.

Благодаря ограничительным мерам валютной политики происходит защита доходов  населения и товарной массы внутри страны. Значительно уменьшается  вероятность устойчивого завышения  реального валютного курса и  понижения покупательной способности  национальной валюты. При ориентации национального рынка на иностранную  валюту искусственно завышен спрос  на нее, а цена ее возрастает.

     Валютный  контроль позволяет защитить экономику  от возможных серьезных последствий  значительного притока капитала, в частности криминализации экономики  и ликвидации национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами.

Несомненен  психологический эффект мер валютного  контроля, поскольку они позволяют  поддерживать общественное мнение о  серьезности экономической ситуации и намерений государства.

     Таким образом, в мерах валютного контроля есть и положительные, и отрицательные  стороны; они действуют с большей  или меньшей эффективностью, но регулирование движения капиталов и валютный контроль необходимы для каждой страны. Даже если государство уверено в стабильности своей экономики, валютный контроль все же необходим как препятствие тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.

Эффективность и границы валютного  контроля

     Валютный  контроль со своими положительными и  отрицательными сторонами может  по-разному влиять на экономику, а  его применение может иметь больший  или меньший эффект в виде различных  количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.

     Как известно, существует два подхода  к оценке эффективности: затратный  и результативный.

     Затратный подход предполагает оценку эффективности  через отношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его  достижение. В качестве результата здесь выступают объем предотвращенного нелегального вывоза и ввоза капитала, а формула коэффициента эффективности  выглядит следующим образом:

(1)

где ОПНК - объем предотвращенного нелегального движения капитала;

ЗВК - затраты на осуществление валютного контроля.

Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения капитала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.

     Результативный  подход предполагает оценку эффективности  через отношение «достигнутого  результата» к «поставленной  цели». Применительно к валютному  контролю это выражается следующим  образом. Поставленная цель - предотвращение нелегального движения капитала (вывоз  и ввоз). Достигнутый результат  представляет собой общее движение капитала минус легальное, т.е. он характеризуется  объемом нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности  валютного контроля «результативным» методом имеет вид:

(2)

где ОЛК - объем легального движения капитала;

ОНЛК - объем нелегального движения капитала.

     Любые меры контроля, в том числе и  валютного, имеют свой предел. Выигрыш  от валютного контроля государство  получает, во-первых, за счет ограниченных сроков платежей по текущим операциям  и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т.е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привлеченных капиталовложений.

     С течением времени эффективность  мер валютного контроля уменьшается. Во-первых, падает эффективность ограничений  по капитальным операциям, поскольку  привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату  процентов; во-вторых, ужесточение требований сопровождается нахождением все  новых способов обхода правил проведения валютных операций.

Органы  и агенты валютного  контроля

     Органами  валютного контроля являются Центральный  банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих  полномочий, относятся: Федеральная  налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому  мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

     Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку  РФ, а также не являющиеся уполномоченными  банками профессиональные участники  рынка ценных бумаг, в том числе  держатели реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные  органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного  контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

     Органы  и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить  проверки соблюдения резидентами  и нерезидентами актов валютного  законодательства РФ и актов  органов валютного регулирования;

2) проводить  проверки полноты и достоверности  учета и отчетности по валютным  операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать  и получать документы и информацию, которые связаны с проведением  валютных операций, открытием и  ведением счетов. Обязательный срок  для представления документов  по запросам органов и агентов  валютного контроля не может  составлять менее семи рабочих  дней со дня подачи запроса.

     Органы  валютного контроля и их должностные  лица также имеют право:

- выдавать  предписания об устранении выявленных  нарушений актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования;

- применять  установленные законодательством  РФ меры ответственности за  нарушение актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования.

     В целях осуществления валютного  контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции  имеют право запрашивать и  получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы,  удостоверяющие личность физического  лица;

2) документ  о государственной регистрации  физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя;

3) документы,  удостоверяющие статус юридического  лица, - для нерезидентов, документ  о государственной регистрации  юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство  о постановке на учет в налоговом  органе;

5) документы,  удостоверяющие права лиц на  недвижимое имущество;

6) документы,  удостоверяющие права нерезидентов  на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые  и выдаваемые органами страны  места жительства (места регистрации)  нерезидента, если получение нерезидентом  таких документов предусмотрено  законодательством иностранного  государства;

7) уведомление  налогового органа по месту  учета резидента об открытии  счета (вклада) в банке за пределами  территории РФ;

8) таможенные  декларации, документы, подтверждающие  ввоз в РФ валюты РФ, иностранной  валюты и внешних и внутренних  ценных бумаг в документарной  форме;

9) паспорт  сделки и другие документы,  перечень которых определен п. 4 ст. 23 Федерального закона 2овалютном  регулировании и валютном контроле».

     Агенты  валютного контроля вправе требовать  представления только тех документов, которые непосредственно относятся  к проводимой валютной операции.

Информация о работе Валютный контроль