Валютные операции

Автор: Надежда Назарова, 21 Ноября 2010 в 12:07, реферат

Описание работы

Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предлагает выработку каждой страной собственной валютной политики.

Валютное регулирование является одним из основных средств реализации валютной политики государства. На фоне происходящих процессов интеграции отдельных стран в мировую экономику и глобализации финансовых рынков государственное валютное регулирование необходимо для поддержания равновесия платежного баланса, противодействия утечке капитала и обеспечения притока иностранных инвестиций, зашиты внутреннего валютного рынка от негативного воздействия иностранного спекулятивного капитала и достижения других целей валютной политики. При этом валютное регулирование не должно мешать развитию международных экономических отношений, в том числе эффективному размещению капитала, снижать инвестиционную привлекательность экономики. В этой связи задача регулирующих государственных органов заключается в выборе оптимального сочетания административных и рыночных методов валютного регулирования в зависимости от складывающейся экономической ситуации.

Валютный контроль является частью государственной валютной политики и инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

В рамках современной валютной системы в международных расчетах используется лишь несколько стабильных валют развитых государств. Кризис заставил посмотреть на проблемы в валютной сфере с новых позиций, и в борьбе с ним многие страны заняты обеспечением стабильности внутреннего валютного рынка.

Работа содержит 1 файл

вал опер 5.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

      Обеспечение эффективного функционирования валютного рынка и поддержание стабильности курса рубля при режиме плавающего валютного курса являются одной из важнейших задач валютного регулирования. Значительная часть мер, осуществляемых Банком России в рамках прямого (административного) валютного регулирования в этой области, носит характер валютных ограничений, в основном оправданных и способствующих сокращению необоснованного спроса на валюту, такие как: запрет нецелевой покупки валюты юридическими лицами; необходимость наличия разрешения в случае, если операция, для которой покупается валюта, требует разрешения; ограничение срока использования купленной валюты; требование о депонировании эквивалентной суммы рублей при покупке валюты для авансовой оплаты импорта товаров, если применяемая форма расчетов не гарантирует ввоза товаров или возврата платежа.

      Обоснованным  представляется и установленное законом ограничение в виде требования об обязательной продаже резидентами 50% экспортной валютной выручки, которое необходимо для увеличения предложения валюты на внутреннем рынке в целях поддержания стабильности курса рубля. Отмена обязательной продажи валюты, рассматриваемая как часть радикальной либерализации валютного регулирования, на данном этапе нецелесообразна, так как создает угрозу резкого сокращения предложения валюты на внутреннем рынке и падения курса рубля. Кроме того, валюта, продаваемая на рынке в обязательном порядке, является основным источником формирования государственных валютных резервов, которые необходимы для решения одной из главных проблем — уплаты государственного внешнего долга.

      Учитывая  нестабильную внешнеэкономическую  конъюнктуру, норму обязательной продажи валюты в ближайшей перспективе необходимо сохранить на прежнем уровне. При этом в целях повышения эффективности механизма обязательной продажи возможно устанавливать ее объемы и сроки не на уровне закона, а путем издания указов  Президента по согласованию с Правительством и Банком России либо другим аналогичным способом, что позволит оперативно управлять данными нормативами в зависимости от экономической ситуации. В то же время ряд ограничений выглядят спорными. Прежде всего, это относится к разрешительному порядку покупки      валюты для оплаты импорта большинства видов услуг, работ и результатов интеллектуальной деятельности. В настоящее время для этого требуется заключение Минфина об обоснованности платежей (кроме покупки валюты по контрактам на сумму до 10 тыс. долл.). Данный порядок был установлен в декабре 1999 г. для ограничения вывоза капитала по фиктивным импортным контрактам (ограничение самих платежей, в большинстве случаев относящихся к текущим операциям, было бы неправомерным).

      Для обхода данного ограничения недобросовестным хозяйствующим субъектам достаточно лишь заключать фиктивные контракты на небольшие суммы или проводить расчеты на основании отдельных счетов на небольшие суммы без подписания контрактов. В этой связи указанное ограничение не столько препятствует «бегству» капитала, сколько затрудняет работу добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

      В данной ситуации целесообразно отменить ограничение, а для контроля за   обоснованностью   соответствующих платежей расширить практику проверок резидентов,  чьи   операции  могут  быть связаны с несанкционированным  вывозом  капитала. Для этого действующий порядок направления уполномоченными банками в Банк России информации об операциях   по   контрактам,    имеющим признаки фиктивности (Указание Банка России № 500-У), возможно дополнить информированием о конкретных видах оплачиваемых   работ и услуг, которые могут не иметь материального подтверждения    (например, консультационные услуги) и потому наиболее удобны для несанкционированного вывоза капитала. Другое спорное ограничение, которое также целесообразно отменить, заключается   в   запрете   покупки   валюты для целей покупки ценных бумаг. Принимая во внимание, что операции резидентов с ценными бумагами, номинированными  в  иностранной   валюте,  сами  по себе являются объектом жестких ограничений, не требуется дополнительно ограничивать их путем запрета покупки валюты для их осуществления. Необходимо также развивать инструменты косвенного, экономического валютного регулирования, к которым наряду с валютными интервенциями относятся проводимые центральным банком учетные операции, операции на открытом рынке, валютные свопы, ломбардные операции. Роль данных инструментов, используемых в мировой практике в валютном регулировании, будет возрастать по мере отмены валютных ограничений.3

 

       3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ  

        Валютный контроль при экспортных поставках:

      Экспорт товаров - это вид таможенного режима, в соответствии с которым товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их обратном ввозе. Участниками валютного контроля, осуществляемого при экспорте товаров, являются три категории субъектов: юридическое лицо, уполномоченный банк или иная кредитная организация, территориальный таможенный орган. При этом целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки – денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

      Валютный  контроль при экспорте основан на сопоставлении информации об общей  фактической стоимости по экспортному  контракту, дате перемещения товаров через таможенную границу, сроках оплаты. Указанные сведения передаются экспортером в таможенный орган или уполномоченный банк или иную кредитную организацию. Обязательным требованием валютного контроля при экспорте товаров субъектом внешнеэкономической деятельности на свой счет, открытый в уполномоченном банке в валюте Российской Федерации (рублевый счет) или иностранной валюте (валютный счет).

      Процесс валютного контроля при экспорте товаров предполагает прохождение  нескольких последовательных стадий, среди которых выделяют следующие:

  • Предварительный валютный контроль при экспорте товаров. На данном этапе экспортер заполняет паспорт сделки и представляет его для подписания в уполномоченный банк, где проверяется достоверность содержащейся в паспорте сделки информации и соответствие условий внешнеторговой деятельности нормам действующего законодательства. Паспорт экспортной сделки – это основной документ, необходимый для проведения валютного контроля при экспорте товаров. На каждый внешнеторговый контракт оформляется один паспорт сделки. Данный паспорт оформляется в двух экземплярах: один экземпляр остается у экспортера, а второй передается в уполномоченный банк и служит основанием для открытия валютного контроля. В досье валютного контроля банком включаются следующие документы:
    • копия внешнеторгового контракта;
    • оригинал паспорта сделки;
    • грузовая таможенная декларация;
    • копия разрешения на предоставление отсрочки по поступлению валютной выручки и другие необходимые документы.
    • Информационно-аналитический валютный контроль при экспорте товаров. На данном этапе пакет документов, составляющих досье валютного контроля, передается банком в таможенный орган для формирования карточки таможенно-банковского валютного контроля. Учетная карточка содержит информацию по одной произведенной отгрузке товаров экспортером. Учетная карточка после каждого заполнения передается таможенным органом банку, который вычисляет размер предполагаемой выручки. После этого учетная карточка вновь возвращается таможенному органу для внесения сведений об очередной отгрузке товаров. Кроме того, на данном этапе валютного контроля при экспорте товаров производится сопоставление и анализ сведений о дате фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации и дате поступления денежных средств.
    • Окончательный документальный валютный контроль при экспорте товаров. Данный этап валютного контроля является факультативным и имеет место быть лишь тогда, когда проводятся целевые проверки экспортеров по фактам непоступления валютной выручки, т.е. при наличии нарушений валютного законодательства.

      Срок  поступления валютной выручки от экспорта товаров составляет 90 дней со дня фактического вывоза товаров  с таможенной территории Российской Федерации. Если же срок поступления  валютной выручки, установленный в условиях внешнеторгового контракта, превышает 90 дней, тогда экспортер должен получить соответствующее разрешение на продление общего срока. Полученная от импортера валютная выручка в полном объеме должна быть зачислена на валютный счет экспортера, открытый в уполномоченном банке. После этого в течение 7 дней до 30% иностранной валюты подлежит обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации. Оставшаяся часть переводится на текущий валютный счет экспортера, а образовавшаяся вследствие продажи иностранной валюты рублевая масса должна быть перечислена на расчетный счет экспортера. При этом размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации, является единым для всех экспортеров.4

      Валютный  контроль за импортными поставками:

      Схема проведения валютного контроля при импорте товаров аналогична схеме проведения валютного контроля при экспорте товаров. Однако в данном случае тремя этапами внешнеторговой деятельности являются:

  • заключение импортером импортного контракта;
  • перечисление денежных средств в счет оплаты импортируемого товара;
  • ввоз импортируемого товара в страну.

Валютный  контроль при импорте товаров  осуществляется не во всех случаях, а  лишь в случаях помещения товаров  под следующие таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, реимпорт, таможенный склад, беспошлинная торговля, переработка на таможенной территории и под таможенным контролем, временный ввоз, свободная таможенная зона, свободный склад, отказ в пользу государства, уничтожение, реэкспорт.

      По  каждому заключенному импортному контракту  импортер составляет паспорт импортной  сделки, содержащий сведения из договора, который в качестве средства оплаты за товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, предусматривает  валюту или валютные ценности. Уполномоченный банк импортера осуществляет платежи по импортному контракту только после подписания им паспорта сделки. Однако банк вправе отказать в таком подписании в следующих случаях:

  • если данные, указанные в импортном контракте, не соответствую сведениям, указанным в паспорте импортной сделки;
  • если указанные в импортном контракте валютные операции противоречат законодательству РФ;
  • если паспорт импортной сделки был оформлен импортером с нарушением условий, установленных действующим законодательством;
  • если импортером представлен не весь пакет необходимых документов, из которых формируется досье валютного контроля, ведомость банковского контроля(содержит сведения об операциях по импортному контракту), карточка платежа(содержит информацию об осуществляемых платежах), учетная карточка импортируемых товаров( содержит сведения из грузовой таможенной декларации об общей фактурной стоимости товаров);
  • если в контракте отсутствуют условия, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

      Взаимодействие  между уполномоченным банком и таможенным органом осуществляется в электронном  виде по телекоммуникационной сети. Таможенные органы ведут списки участников внешнеэкономической  деятельности, находящихся в зонах  их таможенного регулирования. Осуществляя импортную операцию, субъект внешнеэкономической деятельности ввозит на таможенную территорию РФ товары, стоимость которых эквивалентна сумме ранее переведенной партнеру валюты в полном объеме. Если же ввоз данных товаров на таможенную территорию РФ оказывается в последствии невозможным, тогда импортер обязан обеспечить возврат валюты в полном объеме. Срок ввоза товаров на таможенную территорию РФ или возврата валюты не может превышать 90 дней. При этом участник внешнеэкономической деятельности должен обратиться в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации юридического лица.  Такое обращение должно быть сделано до момента совершения валютной операции.5 
 

 

Заключение

 

      Государство осуществляет свою валютную политику через валютное регулирование. Валютный контроль же является частью валютной политики,  обеспечивающей и защищающей экономические интересы государства.

      Основы  организации и осуществление  валютного регулирования в Российской Федерации закреплены в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Связанные с валютными отношениями вопросы также обозначены в других нормативно-правовых актах, например, Центрального банка РФ.

        Главная цель валютного контроля – обеспечить соблюдение валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности.

      Анализ  статьи Т.В. Маняхина дает представление  о методах валютного регулирования, относительно которых накоплен значительный мировой опыт. Данные методы классифицируют на административные и экономические. И выбор того или иного метода зависит от ряда факторов, таких как состояние валютного рынка, и экономики страны в целом.

      В России наиболее распространенной формой валютного регулирования выступают  валютные ограничения. Зарубежный опыт показывает, что в нашей стране нецелесообразно проводить шоковую либерализацию по причине отсутствия стабильной экономики и присутствия внешней задолженности. В связи с этим, главная задача регулирующих органов видится в разработке программы поэтапной либерализации. Важным условием развития валютного регулирования является совершенствование нормативной базы.

Информация о работе Валютные операции