Валютные операции

Автор: Надежда Назарова, 21 Ноября 2010 в 12:07, реферат

Описание работы

Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предлагает выработку каждой страной собственной валютной политики.

Валютное регулирование является одним из основных средств реализации валютной политики государства. На фоне происходящих процессов интеграции отдельных стран в мировую экономику и глобализации финансовых рынков государственное валютное регулирование необходимо для поддержания равновесия платежного баланса, противодействия утечке капитала и обеспечения притока иностранных инвестиций, зашиты внутреннего валютного рынка от негативного воздействия иностранного спекулятивного капитала и достижения других целей валютной политики. При этом валютное регулирование не должно мешать развитию международных экономических отношений, в том числе эффективному размещению капитала, снижать инвестиционную привлекательность экономики. В этой связи задача регулирующих государственных органов заключается в выборе оптимального сочетания административных и рыночных методов валютного регулирования в зависимости от складывающейся экономической ситуации.

Валютный контроль является частью государственной валютной политики и инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

В рамках современной валютной системы в международных расчетах используется лишь несколько стабильных валют развитых государств. Кризис заставил посмотреть на проблемы в валютной сфере с новых позиций, и в борьбе с ним многие страны заняты обеспечением стабильности внутреннего валютного рынка.

Работа содержит 1 файл

вал опер 5.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Введение

      Эффективное функционирование национальной экономики  в системе мирохозяйственных  связей предлагает выработку каждой страной собственной валютной политики.

      Валютное  регулирование является одним из основных средств реализации валютной политики государства. На фоне происходящих процессов интеграции отдельных стран в мировую экономику и глобализации финансовых рынков государственное валютное регулирование необходимо для поддержания равновесия платежного баланса, противодействия утечке капитала и обеспечения притока иностранных инвестиций, зашиты внутреннего валютного рынка от негативного воздействия иностранного спекулятивного капитала и достижения других целей валютной политики. При этом валютное регулирование не должно мешать развитию международных экономических отношений, в том числе эффективному размещению капитала, снижать инвестиционную привлекательность экономики. В этой связи задача регулирующих государственных органов заключается в выборе оптимального сочетания административных и рыночных методов валютного регулирования в зависимости от складывающейся экономической ситуации.

      Валютный  контроль является частью государственной  валютной политики и инструментом реализации охранительной и регулятивной функции  государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

      В рамках современной валютной системы  в международных расчетах используется лишь несколько стабильных валют развитых государств. Кризис заставил посмотреть на проблемы в валютной сфере с новых позиций, и в борьбе  с ним многие страны заняты обеспечением стабильности внутреннего валютного рынка.  

Валютный  контроль.

      1.1. Валютное регулирование.

      Валютное  регулирование – это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

      Осуществление валютного правового регулирования  производится на двух уровнях:

  1. нормативном, которое состоит в разработке и утверждении правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой;
  2. индивидуальном, заключающемся в применении правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, которые влекут за собой возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений.

      Основы  организации и осуществление  валютного регулирования определены в Федеральном законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется  в других законодательных  или иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).  

      Правовые  нормы, определяющие порядок совершения  валютных операций, имеют две основные функции - регулирующую и контрольную.

      Остановимся несколько подробнее на вопросе  осуществления Банком России функции валютного регулирования и контроля. Данную функцию Банк России реализует как косвенно (экономическими средствами), так и путем издания нормативных актов. В них, в частности, регламентируются следующие вопросы:      

      - определение сферы и порядка  обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте;  - установление правил проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте; - установление порядка обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаев и условий, при которых резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;    

      - установление общих правил выдачи  кредитным организациям лицензий  на осуществление валютных операций  в рамках осуществляемой ими  банковской деятельности и выдача таких лицензий;       - установление единых форм учета, отчетности, документации и статистического учета валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядка и сроков их представления;      - определение перечня и характера операций с природными драгоценными камнями, которые могут совершать специально уполномоченные банки.

      Кроме того, Центральный банк РФ самостоятельно осуществляет все виды валютных операций.

      С юридической точки зрения доминирующая роль в валютном регулировании принадлежит  валютным ограничениям, которые представляют собой различного рода нормативно закрепленные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования) при осуществлении ими валютных операций на территории государства и/или прав резидентов при осуществлении ими валютных операций за рубежом.  
 
 
 
 
 

      1.2. Основные функции, задачи, механизмы.

      Одним из главных инструментов реализации валютных ограничений является лицензирование валютных операций, то есть получение  предварительного разрешения органов  валютного контроля (Центрального банка РФ) на совершение сделок или операций с валютными ценностями.1

            Основной целью  валютного контроля является обеспечение  соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

            Особое направление  валютного контроля: контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности -  предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности,  в том числе исключительными правами на них.

            В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям:

      1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству, наличия необходимых для них лицензий;

      2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

      3) проверка обоснованности платежей в валюте;

      4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ

            Для реализации поставленных задач сформированы механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью, которые определяются как совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая),  а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).2

      2. Валютное регулирование в РФ в настоящее время и перспективы развития

      В настоящее время наиболее распространенной формой валютного регулирования  в России являются валютные ограничения. Мировой опыт подтверждает необходимость  широкого применения валютных ограничений на определенной стадии экономического развития. Но вместе с тем практика развитых стран свидетельствует о постепенном отказе от использования этой формы валютного регулирования и переходе к рыночным принципам регулирования валютных отношений по мере улучшения состояния национальной экономики. Повышение степени обратимости валюты как по текущим операциям, так и по операциям, связанным с движением капитала, позволяет хозяйствующим субъектам извлечь максимальную выгоду от участия в международных экономических отношениях.

      Как и в развитых странах в определенные периоды, в России большинство валютных ограничений применяется в сфере  валютных операций, связанных с движением  капитала, которые являются одной  из важнейших и наиболее сложных  сфер валютного регулирования. В 2002 году принято решение о либерализации валютного режима. Однако по вопросу о выборе одной из двух основных моделей либерализации, известных в мировой практике, - поэтапной или единовременной (шоковой) либерализации – в российских научных и деловых кругах нет однозначного мнения.

      Учитывая  зарубежный опыт и экономическую  ситуацию, в России нецелесообразно  проводить шоковую либерализацию  валютного регулирования. Отсутствует  ряд важных предпосылок либерализации: стабилизация экономики и урегулирование внешней задолженности. Показатели экономического развития должны быть стабильными, а это может подтвердиться лишь по прошествии нескольких лет.

      При этом существуют факторы, на фоне которых  шоковая либерализация связана  с риском ухудшения экономического положения. К ним относится существенная зависимость российской экономики с ее несовершенной структурой экспорта, где преобладают топливно-сырьевые товары, от состояния внешнеэкономической конъюнктуры. Опыт последних лет показал, что конъюнктура мировых рынков данных товаров (прежде всего нефти – основного товара российского экспорта) подвержена резким и внезапным изменениям.

      В данной ситуации шоковая либерализация, в том числе с отменой требования о репатриации экспортной валютной выручки и об обязательной продаже ее части, со снятием ограничений на вывоз капитала, на открытие резидентами счетов в иностранных банках, не обеспечит притока долгосрочного иностранного капитала, который необходим экономике, и не гарантирует репатриации резидентами уже вывезенного капитала. Наоборот, будут созданы условия для немедленного вывоза капитала в случае ухудшения экономического положения.

      В связи с этим, главная задача регулирующих органов видится в разработке программы поэтапной либерализации, в рамках которой отмена основных ограничений была бы увязана с достижением и поддержанием высоких темпов роста валового внутреннего продукта, размера положительного сальдо платежного баланса, объема золотовалютных резервов (с учетом выплат по внешнему долгу), а также темпов снижения уровня инфляции. При этом для предотвращения масштабного вывоза капитала, возможного в случае снятия валютных ограничений, необходимо повышать инвестиционную привлекательность российской экономики, в том числе путем реформирования налоговой и банковской систем и создания законодательной базы, гарантирующей правовую защиту предпринимательской деятельности.

      За  последние годы уже отменены валютные ограничения по некоторым операциям, связанным с движением капитала, в том числе ограничения ввоза капитала в форме прямых инвестиций и иностранных кредитов и займов, а также вывоза капитала в форме прямых инвестиций резидентов в страны ближнего зарубежья.

      Для дальнейшей либерализации и совершенствования  валютного регулирования целесообразно  отменить существующие ограничения по таким капитальным операциям, как продажа резидентами нерезидентам за иностранную валюту акций, эмитированных другими резидентами и номинированных в иностранной валюте, установив вместо разрешительного свободный порядок совершения данных операций. В настоящее время такая операция проводится свободно только резидентами-эмитентами акций и уполномоченными банками. Это ограничение необоснованно затрудняет привлечение иностранных инвестиций и развитие операций с акциями предприятий на вторичном рынке, ограничивает приток валюты.

      В целях улучшения показателей  платежного баланса и противодействия  утечке капитала, следует сохранить  действующие ограничения на вывоз  капитала в форме предоставления резидентами долгосрочных валютных займов нерезидентам, осуществления ими прямых и портфельных зарубежных инвестиций, приобретению недвижимости за рубежом. При этом необходимо усовершенствовать процедуру выдачи разрешений Банка России во избежание неоправданных издержек, а также для повышения качества оценки целесообразности вывоза капитала.

      Важным  условием развития валютного регулирования  является совершенствование нормативной  базы, которая в настоящее время  основывается на неоднократно изменявшемся и дополнявшемся законе «О валютном регулировании и валютном контроле», и включает несколько сотен подзаконных актов, изданных, главным образом, Банком России. Целостность, однозначность и простота нормативной базы являются одними из факторов развития рыночных валютных отношений и установления благоприятного инвестиционного климата.

      Валютные  операции, не связанные с расчетами  между резидентами и нерезидентами, большая часть которых не отражается в платежном балансе, предлагается считать самостоятельными категориями валютных операций и продолжать регламентировать путем установления режимов счетов резидентов за рубежом и счетов нерезидентов в России, а также порядка расчетов в валюте между резидентами на территории России, как это делается в настоящее время. При этом, в частности, возможно нормативным документом Банка России установить вместо разрешительного регистрационный порядок открытия в иностранных банках счетов для осуществления хозяйственных расходов на содержание зарубежных представительств юридических лиц — резидентов, что позволит упростить открытие таких счетов, не создав дополнительных предпосылок для утечки капитала.

Информация о работе Валютные операции