Валютная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 01:03, контрольная работа

Описание работы

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
В настоящее время лишь немногие страны не используют преимущества международного разделения труда, специализации и кооперации. Возрастающая интернационализация производства заставляет экономических субъектов активно выходить на мировой рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ВИДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ 4
2.ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ 5
3. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

деньги и кредиты2.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

  Бреттон-вудская  валютная система.

          Вторая валютная система была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США). Здесь также были основаны МВФ и МБРР.

     Целями  создания второй мировой валютной системы  были:

  1. Восстановление обширной свободной торговли.
  2. Установление стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов.
  3. Передача в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнем балансе.

     Вторая  МВС базировалась на следующих принципах:

1.Установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей валюты;

2.Курс ведущей валюты фиксирован к золоту;

3.Центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей (в рамках +/- 1%) валюте с помощью валютных интервенций;

4.Изменения курсов валют осуществляются посредством девальвации (официальное понижение обменного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам) и ревальвации (официальное повышение обменного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам);

5.Организационным звеном системы являются МВФ и МБРР. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов МВС, обеспечивает валютное сотрудничество стран.

     Под давлением США в рамках Бреттон-Вудской  системы утвердился долларовый стандарт – МВС, основанная на господстве доллара (США обладали 70 % от всего мирового запаса золота). Доллар – единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов. Было установлено золотое соотношение доллара США: 35 долл. за 1 тройскую унцию. США установили монопольную валютную гегемонию, оттеснив своего давнего конкурента – Великобританию.

     Таким образом, национальная валюта США стала  одновременно мировыми деньгами, и  поэтому Бреттон-Вудская валютная система часто называется системой золотодолларового стандарта.

     Валютные  интервенции рассматривались как  механизм самоадаптации второй МВС  к изменяющимся внешним условиям, аналогично транспортировке золотых  запасов для регулирования сальдо платежного баланса при золотом  стандарте. Курсы валют можно было изменять лишь при возникновении фундаментальной несбалансированности баланса. Эти изменения валютных курсов в рамках твердых паритетов назывались ревальвацией и девальвацией валют.

     Вторая  МВС могла существовать лишь до тех  пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Однако к началу 70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы. Появляются и значительные проблемы с международной ликвидностью, так как по сравнению с увеличением объемов международной торговли добыча золота была невелика. Доверие к доллару как резервной валюте падает и из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образуются новые финансовые центры (Западная Европа и Япония), что приводит к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в мире. Отчетливо проявляется парадоксальность данной системы, основанной на внутреннем противоречии, известном как парадокс, или дилемма Триффена.

     По  дилемме Триффена, золотодолларовый стандарт должен совмещать два противоположных требования:

     1) эмиссия ключевой валюты должна  коррелировать с изменением золотого  запаса страны. Чрезмерная эмиссия  ключевой валюты, не обеспеченная  золотым запасом, может подорвать  обратимость ключевой валюты  в золото и со временем вызовет  кризис доверия к ней;

     2) ключевая валюта должна выпускаться  в количествах, достаточных для  того, чтобы обеспечить увеличение  международной денежной массы  для обслуживания возрастающего  количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна  намного превосходить золотой запас страны.

     Таким образом, возникла необходимость пересмотра основ существующей валютной системы; ее структурные принципы, установленные  в 1944 г., перестали соответствовать  условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером МЭО и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесценению (преимущественно доллара).

     Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы (их можно представить в виде цепочки взаимообусловленных факторов):

     1. Неустойчивость и противоречия  экономики. Начало валютного кризиса  в 1967 г. совпало с замедлением  экономического роста.

     2. Усиление инфляции отрицательно  влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения "горячих" денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавало условия для "курсовых перекосов".

     3. Нестабильность платежных балансов. Хронический дефицит балансов  одних стран (особенно США,  Великобритании) и активное сальдо  других (ФРГ, Япония) усиливали резкие  колебания курсов валют соответственно  вниз и вверх.

     4. Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесценению национальных валют – доллара и отчасти фунта стерлингов, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.

     После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли  испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая  МВС, для которой было характерно значительное колебание обменных курсов.

Ямайская  валютная система.

     Устройство  современной МВС было официально оговорено на конференции МВФ  в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

     Переход к гибким обменным курсам предполагал  достижение трех основных целей:

     1) выравнивание темпов инфляции  в различных странах,

     2) уравновешивание платежных балансов,

     3) расширение возможностей для  проведения независимой внутренней  денежной политики отдельными центральными банками.

     Основные  характеристики Ямайской валютной системы:

     1. Система полицентрична, т.е. основана  не на одной, а на нескольких  ключевых валютах;

     2. Отменен монетный паритет золота;

     3. Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также специальные права заимствования (СДР) и резервные позиции в МВФ;

     4. Не существует пределов колебаний  валютных курсов. Курс валют формируется  под воздействием спроса и  предложения.

     5. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

     6. Страна сама выбирает режим  валютного курса, но ей запрещено  выражать его через золото.

     7. МВФ наблюдает за политикой  стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать  манипулирования валютными курсами,  позволяющего воспрепятствовать  действительной перестройке платежных  балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

     По  классификации МВФ страна может  выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или  смешанный.

     Фиксированный валютный курс имеет целый ряд  разновидностей:

     1) курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны,

     2) курс национальной валюты фиксируется к СДР,

     3) "корзинный" валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны,

     4) курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

     В "свободном плавании" находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.

     Именно  поэтому говорят об "управляемом", или "грязном", плавании валютных курсов.

     Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей, в частности, групповое плавание. К этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК "привязали" курсы своих валют к цене на нефть.

     В целом развитые страны имеют курсы  валют, находящиеся в чистом или  групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.

     Важную  роль играют специальные права заимствования  – СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

     Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

     МВФ наделен полномочиями создавать  "безусловную ликвидность" путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска.

     Фонд  не может выпускать СДР для  самого себя или для других "уполномоченных держателей". Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Информация о работе Валютная система