Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 22:29, курсовая работа
Целью данной работы является разработка на конкретных предложений по повышению эффективности управления производственными запасами ОАО "АСЗТ".
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
•раскрыть функциональную роль запасов в производственном процессе;
•проанализировать западный опыт управления запасами и оценить возможность его применения в российских условиях;
•рассмотреть методы нормирования запасов предприятия;
•сформировать возможные варианты корректного выбора системы контроля уровня запасов;
•проанализировать процесс управления производственными запасами ОАО «АСТЗ»;
•разработать модель управления запасами;
•объект исследования данной работы это процесс управления затратами, оборотными средствами и производственными запасами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАПАСЫ – КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ
5
1.1. Понятие, сущность материально-производственных запасов 5
1.2. Классификация запасов 8
1.3. Зарубежный опыт управления запасами 12
2. МЕТОДИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ОАО «АСТЗ» 15
2.1. Нормирование запасов 15
2.2. Системы контроля за состоянием запасов 20
2.3. Анализ управления запасами за период 2003-2004 г.
3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ОАО «АСТЗ»
3.1. Сравнение существующей системы управления запасами ОАО «АСТЗ» современными методами
3.2. Обоснование необходимости внедрения новой системы управления запасами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Условные обозначения:
Т1, Т2, …, Тi – величина отдельного i-го периода времени, через который повторяется заказ;
t – время, необходимое на размещение и выполнение заказа (в приведенном примере – 1 день);
Р – размер заказа, для данной системы контроля величина постоянная;
А – период непредвиденного усиления спроса;
В – период, в котором было допущено нарушение установленного срока поставки;
t' – фактический срок поставки в период В.
Нормируемыми величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (так называемая точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. Как следует из чертежа, после размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар привозят не сразу, а через какой-то промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается такой, чтобы в нормальной, рабочей ситуации за время t запас не опустился ниже страхового. Если же спрос непредвиденно увеличится (линия графика резко пойдет вниз - участок А графика), или же будет нарушен срок поставки (t¢ > t - участок В графика), то начнет работать страховой запас. Коммерческая служба предприятия в этом случае должна принять меры, обеспечивающие дополнительную поставку. Как видим, данная система контроля предусматривает защиту предприятия от образования дефицита.
На практике система контроля за состоянием запаса с фиксированным количеством заказа применяется преимущественно в следующих случаях:
Система с фиксированным размером заказа предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа.
После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.
Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.
И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако, характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа очевидно уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и , следовательно реже. График этой зависимости, имеющей форму гиперболы, представлен на рис. 6.
Рис. 6. Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа
Расходы
по хранению растут прямо пропорционально
размеру заказа. Эта зависимость
графически представлена на рис. 7.
Рис. 7. Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа
Сложив оба
графика, получим кривую, отражающую
характер зависимости совокупных издержек
по транспортировке и хранению от размера
заказываемой партии (рис. 8).
Рис.
8. Зависимость суммарных расходов
на хранение и транспортировку от размера
заказа. Оптимальный размер заказа – S
опт
Задача
определения оптимального размера
заказа, наряду с графическим методом,
может быть решена и аналитически.
Для этого необходимо найти уравнение
суммарной кривой, продифференцировать
его и приравнять вторую производную к
нулю. В результате получим формулу Уилсона,
позволяющую рассчитать оптимальный размер
заказа:
Sопт
=
,
где Sопт – оптимальный размер заказываемой партии;
О – величина оборота;
Ст – издержки, связанные с доставкой;
Сх – издержки, связанные с хранением.
Таким образом, представленные выше основные системы контроля над запасами базируются на фиксации одного из двух параметров - размера заказа или интервала времени между заказами. В условиях отсутствия отклонений от запланированных показателей и равномерного потребления запасов, для которых разработаны основные системы, такой подход является вполне достаточным.
Однако на практике чаще встречаются иные, более сложные ситуации. В частности, при значительных колебаниях спроса основные системы контроля уровня запасов не в состоянии обеспечить бесперебойное снабжение предприятия без значительного завышения объема запасов. При наличии систематических сбоев в поставке и потреблении основные системы контроля уровня запасов становятся не эффективными. Для таких случаев проектируются иные системы контроля, состоящие из элементов основных систем.
Каждая из основных систем имеет определенный порядок действий. Так, в системе с фиксированным размером заказа заказ производится в момент достижения порогового уровня запаса, величина которого определяется с учетом времени и возможной задержки поставки. В системе с фиксированным интервалом времени между заказами размер заказа определяется исходя из наличных объемов запаса и ожидаемого потребления за время поставки.
«Различное сочетание звеньев основных систем контроля уровня запасов, а также добавление принципиально новых идей в алгоритм работы системы приводит к возможности формирования по сути дела огромного числа систем контроля над уровнем запасов, отвечающим самым разнообразным требованиям».
Одним
из вариантов таких систем является
система с установленной
Другим вариантом производных систем контроля уровня запасов является так называемая система «минимум-максимум». Эта система, как и система с установленной периодичность пополнения запасов до постоянного уровня, содержит в себе элементы основных систем контроля уровня запасов. Как и в системе с фиксированной периодичностью заказа, здесь используется постоянный интервал времени между заказами. Система «максимум-минимум» ориентированна на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимально желаемого уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов - минимальным и максимальным.
Однако все рассмотренные выше системы контроля уровня запасов применимы лишь к весьма ограниченному спектру условий функционирования и взаимодействия поставщиков и потребителей. Повышение эффективности использования систем управления запасами в логистической системе организации приводит к необходимости разработки оригинальных вариантов рассмотренных выше систем контроля уровня запасов.
Таким образом, российским предприятиям, несмотря на многочисленные отклонения в снабженческо-сбытовой деятельности, необходимо придерживаться определенной системы управления запасами, дабы избежать хаотичности и неопределенности в обеспечении процесса производства необходимыми материальными ресурсами. Для этого предприятиям необходима определенная методика проектирования логистической системы управления запасами.