Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:35, контрольная работа
1. Цели и задачи управления предприятием.
2. Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений.
Метод «мозговой атаки» (штурма) используется для поиска решений новых, глобальных задач.
Метод морфологического анализа заключается в разделении задачи на составляющие, в рамках которых осуществляется поиск наиболее рациональных идей и способов их осуществления. Далее создается многомерная таблица, позволяющая оценить целесообразность возможных комбинаций решения задачи3.
В отечественной литературе приводится ряд классификаций методов, используемых при разработке решений. В соответствии с одной из них вся совокупность методов делится на три группы:
1) Методы,
основанные на интуиции
2) Методы,
основанные на «здравом смысле»
3) Методы,
основанные на научно-
Методы исследования операций должны получить широкое распространение при решении комплекса задач, в том числе:
- оптимального
использования трудовых
- рационального распределения ресурсов;
- рационализации доставки на предприятия сырья и материалов от поставщиков и др.
Классификация основных методов и приёмов анализа, область их применения
№ | Методы | Направления анализа | ||||||||
Выполнение плана производства и реализации | Уровень качества товаров | Обеспеченность ресурсами | Использование ресурсов | Организационно-технический уровень | Уровень социального развития коллектива | Охрана окружающей среды | Уровень нормативно-методического обеспечения | |||
1 | Сравнения | о | о | о | о | о | о | О | О | |
2 | Индексный | о | в | - | в | в | в | - | - | |
3 | Балансовый | в | в | о | о | - | - | - | - | |
4 | Цепных подстановок | в | - | - | - | - | - | - | - | |
5 | Элиминирования | в | - | - | в | в | - | - | - | |
6 | Графический | в | в | в | в | в | в | в | В | |
7 | Функционально- стоимостный анализ | - | о | - | о | в | - | - | - | |
8 | Факторный анализ | в | в | В | о | в | в | в | в | |
9 | Экономико-математические | о | в | в | о | в | - | - | - | |
Приёмы | ||||||||||
1 | Сводки и группировки | в | в | в | в | в | в | в | в | |
2 | Абсолютных и относительных величин | в | в | в | в | в | в | в | в | |
3 | Средних величин | в | в | в | в | в | в | в | в | |
4 | Динамических рядов | в | в | в | в | в | в | в | в | |
5 | Сплошных и выборочных наблюдений | - | в | в | в | в | в | в | - | |
6 | Детализации и обобщения | в | в | в | в | в | в | в | в | |
О - основная; В - вспомогательная; - - не применяется4.
Метод сравнения - позволяет определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить причины. Требует сопоставимости сравниваемых показателей
Индексный метод - применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых не измеримы. Он позволяет провести разложение по факторам относительных абсолютных отклонений обобщающего показателя.
Балансовый метод - предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов эффективности производства.
Метод цепных подстановок - заключается в получении корректированных значений обобщающего показателя, путём последовательной замены базисных значений факторов, фактическими значениями.
Метод элиминирования - позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие производственные показатели, исключая действия других факторов.
Графический метод - является средством иллюстрации результатов, через диаграммы, графики, таблицы.
Функционально-стоимостный
анализ - метод системного исследования
объекта (который применяется
Факторный анализ (с применением ЭВМ) - это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак, с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.
Экономико-математические методы - применяются для анализа и выбора оптимальных вариантов хозяйственных решений в данных экономических условиях.
SWOT-анализ
- заключается в приложении
А также, методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой (субъектом управления). На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, их описания и оценки, факторного анализа, аналогии, моделирования. Например, факторный анализ основывается на предположении о том, что каждый наблюдаемый признак можно выразить в виде суммы некоторых других, не наблюдаемых признаков (факторов) умноженных каждый на свой коэффициент. В результате применения факторного анализа возникает возможность представить в компактной форме обобщенную информацию о структуре связей между наблюдаемыми признаками изучаемого социального объекта, подлежащего управленческому воздействию, на основе выделения некоторых скрытых, непосредственно не наблюдаемых факторов. А это позволяет, воздействуя на ненаблюдаемые факторы, оказывать управленческое влияние на наблюдаемые признаки управляемой подсистемы, например, на уровень производительности труда или на качество выпускаемой продукции. Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации, но в отличие от первого этапа здесь акцент переносится с вопросов типа "что произошло?" на вопросы такого рода: "Как можно решить проблему?" Следовательно, в этом случае информация направляется по конструктивному руслу, ориентированному на поиск оптимальных вариантов управленческих решений. Важная роль в этих процессах отводится активному применению современных информационных технологий, выступающих в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия управленческих решений. Из методов, позволяющих формализовать конкретные содержательные знания об объектах управления и протекающих в них процессах и ввести эти модели в ЭВМ, в настоящее время наиболее интенсивно развиваются так называемые "экспертные системы". Их назначение - аккумулировать профессиональные знания и использовать их для экспертных оценок и рекомендаций в различных ситуациях, в которых необходимо принятие компетентных управленческих решений. Отличительная черта экспертных систем заключается в том, что, опираясь на фактические данные, введенные в память компьютера (причем база данных может пополняться), и, используя базу знаний или правил оперирования данными, экспертные системы способны не только оценить ситуацию и предложить варианты диагнозов или решений, но и дать по требованию пользователя (человека, принимающего решение) объяснение и обоснование предлагаемых вариантов решений. Наиболее значительные успехи в применении экспертных систем достигнуты в Японии, где создана и функционирует полностью автоматизированная система управления железнодорожным сообщением Токио-Осака, а также автоматизированная система управления процессом упаковки товаров в магазинах, предлагающих 50 тыс. вариантов, отбираемых по 60 показателям. Об эффективности применения экспертных систем говорит такой факт: для решения управленческих задач, поручаемых такой системе, при нынешнем уровне разработки систем искусственного интеллекта и уровне теоретической подготовки специалистов требуется около 40 лет, а прототип экспертной системы, использующей несколько сот правил, может быть создан за два месяца. При выборе решения применяются иные методы. Здесь решающую роль приобретает определение критериев выбора. Чаще всего в качестве критерия выбора используется целевая функция, которую обычно надо максимизировать или, напротив, минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным. В частности, в процессах принятия управленческих решений в сфере производства стремятся максимизировать производительность, эффективность, прибыль, доходы при одновременной минимизации затрат, простоев, потерь от брака и т.п. Сопоставление показателей минимизации нежелательных факторов производства с показателями максимизации благоприятных его факторов, повышающих эффективность производственной деятельности, качество ее продукции, уровень прибыли и доходов, позволяет осуществить выбор оптимального решения. Правда, не всегда удается принять такое решение, ибо это зависит не только от субъекта управления, но и от условий внешней среды, например, конъюнктуры рынка, действий конкурентов и т.п.
На этапе организации выполнения решения приоритетная роль переходит к сопоставлению плана реализации, которым предусматривается система действий, необходимых для выполнения принятого решения и успешного продвижения к поставленной цели. Здесь наряду с методами прямого воздействия, такими, как приказ, распоряжение и т.п., применяются и косвенные методы управленческой деятельности - материальное и моральное стимулирование, разъяснение сущности принятых решений, формирование социально-психологической готовности работников к их активной реализации.
Для
успешного выполнения принятых решений
важное значение имеет этап контроля,
который также предусматривает использование
нескольких специфических методов. К ним,
в частности, относятся диагностический
метод, позволяющий четко представить
ход выполнения решения, корректирующий
метод, дающий возможность на основе полученного
диагноза вносить уточнения и изменения
в деятельность по обеспечению реальной
выполнимости принятого управленческого
решения.
Список используемой литературы:
6) Сухов
В.С. Основы
менеджмента: Практикум. учебное пособие
5-е изд. / В.С. Сухов
- Academia – М., 2009.