Управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

1. Цели и задачи управления предприятием.
2. Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

готовая контр Менеджмент.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Метод «мозговой атаки» (штурма) используется для поиска решений новых, глобальных задач.

Метод морфологического анализа заключается  в разделении задачи на составляющие, в рамках которых осуществляется поиск наиболее рациональных идей и способов их осуществления. Далее создается многомерная таблица, позволяющая оценить целесообразность возможных комбинаций решения задачи3.

В отечественной  литературе приводится ряд классификаций  методов, используемых при разработке решений. В соответствии с одной из них вся совокупность методов делится на три группы:

1) Методы, основанные на интуиции руководителей,  что становится возможным благодаря  накопленному опыту и знаниям  в конкретной области деятельности. Это позволяет принимать решения  без аргументированных доказательств, на основе внутреннего чутья.

2) Методы, основанные на «здравом смысле»,  то есть на логических суждениях,  последовательных доказательствах,  опирающихся на практический  опыт.

3) Методы, основанные на научно-практическом  подходе, предполагающие выбор оптимальных решений из числа вариантов, рассчитанных путем использования значительных информационных массивов. Это неизбежно связано с применением современных электронно-вычислительных средств.

  Методы исследования операций должны получить широкое распространение при решении комплекса задач, в том числе:

- оптимального  использования трудовых ресурсов, оборудования, материальных, финансовых  средств;

- рационального  распределения ресурсов;

- рационализации  доставки на предприятия сырья и материалов от поставщиков и др.

  Классификация основных методов и приёмов анализа, область их применения

Методы Направления анализа  
    Выполнение  плана производства и реализации Уровень качества товаров Обеспеченность  ресурсами  Использование ресурсов Организационно-технический  уровень Уровень социального  развития коллектива Охрана окружающей среды Уровень нормативно-методического  обеспечения  
1 Сравнения о о о о о о О О  
2 Индексный о в - в в в - -  
3 Балансовый в в о о - - - -  
4 Цепных подстановок в - - - - - - -  
5 Элиминирования в - - в в - - -  
6 Графический в в в в в в в В  
7 Функционально- стоимостный анализ - о - о в - - -  
8 Факторный анализ в в В о в в в в  
9 Экономико-математические о в в о в - - -  
  Приёмы                  
1 Сводки и  группировки в в в в в в в в  
2 Абсолютных  и относительных величин в в в в в в в в  
3 Средних величин в в в в в в в в  
4 Динамических  рядов в в в в в в в в  
5 Сплошных и  выборочных наблюдений - в в в в в в -  
6 Детализации и  обобщения в в в в в в в в  
                     

О - основная; В - вспомогательная; - - не применяется4.

Метод сравнения - позволяет определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить причины. Требует  сопоставимости сравниваемых показателей

Индексный метод - применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых не измеримы. Он позволяет провести разложение по факторам относительных абсолютных отклонений обобщающего показателя.

Балансовый  метод - предполагает сопоставление  взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов эффективности производства.

Метод цепных подстановок - заключается в  получении корректированных значений обобщающего показателя, путём последовательной замены базисных значений факторов, фактическими значениями.

Метод элиминирования - позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие производственные показатели, исключая действия других факторов.

Графический метод - является средством иллюстрации  результатов, через диаграммы, графики, таблицы.

Функционально-стоимостный  анализ - метод системного исследования объекта (который применяется целенаправленно) для повышения полезного эффекта  или отдачи на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объектов.

Факторный анализ (с применением ЭВМ) - это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак, с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

Экономико-математические методы - применяются для анализа и выбора оптимальных вариантов хозяйственных решений в данных экономических условиях.

SWOT-анализ - заключается в приложении усилий  для превращения слабых сторон  фирмы в сильные и угроз  в возможности.

       А также, методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой (субъектом управления). На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, их описания и оценки, факторного анализа, аналогии, моделирования. Например, факторный анализ основывается на предположении о том, что каждый наблюдаемый признак можно выразить в виде суммы некоторых других, не наблюдаемых признаков (факторов) умноженных каждый на свой коэффициент. В результате применения факторного анализа возникает возможность представить в компактной форме обобщенную информацию о структуре связей между наблюдаемыми признаками изучаемого социального объекта, подлежащего управленческому воздействию, на основе выделения некоторых скрытых, непосредственно не наблюдаемых факторов. А это позволяет, воздействуя на ненаблюдаемые факторы, оказывать управленческое влияние на наблюдаемые признаки управляемой подсистемы, например, на уровень производительности труда или на качество выпускаемой продукции. Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации, но в отличие от первого этапа здесь акцент переносится с вопросов типа "что произошло?" на вопросы такого рода: "Как можно решить проблему?" Следовательно, в этом случае информация направляется по конструктивному руслу, ориентированному на поиск оптимальных вариантов управленческих решений. Важная роль в этих процессах отводится активному применению современных информационных технологий, выступающих в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия управленческих решений. Из методов, позволяющих формализовать конкретные содержательные знания об объектах управления и протекающих в них процессах и ввести эти модели в ЭВМ, в настоящее время наиболее интенсивно развиваются так называемые "экспертные системы". Их назначение - аккумулировать профессиональные знания и использовать их для экспертных оценок и рекомендаций в различных ситуациях, в которых необходимо принятие компетентных управленческих решений. Отличительная черта экспертных систем заключается в том, что, опираясь на фактические данные, введенные в память компьютера (причем база данных может пополняться), и, используя базу знаний или правил оперирования данными, экспертные системы способны не только оценить ситуацию и предложить варианты диагнозов или решений, но и дать по требованию пользователя (человека, принимающего решение) объяснение и обоснование предлагаемых вариантов решений. Наиболее значительные успехи в применении экспертных систем достигнуты в Японии, где создана и функционирует полностью автоматизированная система управления железнодорожным сообщением Токио-Осака, а также автоматизированная система управления процессом упаковки товаров в магазинах, предлагающих 50 тыс. вариантов, отбираемых по 60 показателям. Об эффективности применения экспертных систем говорит такой факт: для решения управленческих задач, поручаемых такой системе, при нынешнем уровне разработки систем искусственного интеллекта и уровне теоретической подготовки специалистов требуется около 40 лет, а прототип экспертной системы, использующей несколько сот правил, может быть создан за два месяца. При выборе решения применяются иные методы. Здесь решающую роль приобретает определение критериев выбора. Чаще всего в качестве критерия выбора используется целевая функция, которую обычно надо максимизировать или, напротив, минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным. В частности, в процессах принятия управленческих решений в сфере производства стремятся максимизировать производительность, эффективность, прибыль, доходы при одновременной минимизации затрат, простоев, потерь от брака и т.п. Сопоставление показателей минимизации нежелательных факторов производства с показателями максимизации благоприятных его факторов, повышающих эффективность производственной деятельности, качество ее продукции, уровень прибыли и доходов, позволяет осуществить выбор оптимального решения. Правда, не всегда удается принять такое решение, ибо это зависит не только от субъекта управления, но и от условий внешней среды, например, конъюнктуры рынка, действий конкурентов и т.п.

     На  этапе организации выполнения решения  приоритетная роль переходит к сопоставлению плана реализации, которым предусматривается система действий, необходимых для выполнения принятого решения и успешного продвижения к поставленной цели. Здесь наряду с методами прямого воздействия, такими, как приказ, распоряжение и т.п., применяются и косвенные методы управленческой деятельности - материальное и моральное стимулирование, разъяснение сущности принятых решений, формирование социально-психологической готовности работников к их активной реализации.

     Для успешного выполнения принятых решений важное значение имеет этап контроля, который также предусматривает использование нескольких специфических методов. К ним, в частности, относятся диагностический метод, позволяющий четко представить ход выполнения решения, корректирующий метод, дающий возможность на основе полученного диагноза вносить уточнения и изменения в деятельность по обеспечению реальной выполнимости принятого управленческого решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Володько В.В. Основы менеджмента. учебное пособие 3-е изд, – Минск, 2010.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент. учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Герчикова – ЮНИТИ – М., 2007.
  3. Иванов А.С. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. учебное пособие 4-е изд., доп. / А.С. Иванов – М., 2010.
  4. Кравченко А. История менеджмента. учебное пособие для вузов /  А. Кравченко - Инфра-М - М., 2007.
  5. Кривокора Е.И. Деловые коммуникации. учебное пособие, Инфра-М – М., 2010.

6) Сухов В.С. Основы менеджмента: Практикум. учебное пособие 5-е изд. / В.С. Сухов - Academia – М., 2009. 

Информация о работе Управление предприятием