Управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

1. Цели и задачи управления предприятием.
2. Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

готовая контр Менеджмент.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

  
 

Вариант 1. 

1. Цели и задачи управления предприятием.

2. Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений.

Ответ:

1. Цели и задачи управления предприятием.

     Невозможно  представить управление предприятием без целевой деятельности управляющих субъектов.

     Цель  управления — это относящееся  к будущему желаемое состояние объекта  управления — организации. Вообще цель — мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель — это  идеальное описание результата деятельности.

     Деятельность  — процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий.

     Средства  достижения — это существующие в  природе и обществе предметы или  действия (для организации — ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности обеспечивающие получение определенного результата. Цели являются существенным элементом системы управления, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.

· Организующая роль — организация и направление средств достижения целей на результат.

· Мотивирующая роль — мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели. Но сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют  мотивирующее печение.

· Контролирующая роль — сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.

     Иерархия  целей означает, что индивидуальные цели определяет цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего  уровня и далее до главной цели.

     Классификация целей: по уровню (народно-хозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия  и т.д.), сроку действия (перспективные, текущие), охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).

Требования  к целям:

· согласование и совместимость целей;

· реалистичность (достижимость);

· понятность для исполнителя;

· гибкость (обратная связь).

     Управление  в рыночной экономике характеризуется  постойной корректировкой или резкой сменой целей организации в и с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия — это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост па основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех трон деятельности. Стратегическое управление использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др.

     Обязательную  процедуру целевого управления составляем построение дерева целей и задач. Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей.

     Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели1.

     Это мы разобрали цели управления предприятием. О задачах, я думаю, будет наиболее целесообразно представить ответ  в виде таблицы.

     Задачи управления предприятием и компетенции, необходимые для их решения.

     1.      Финансовые задачи. 

Задача Компетенции Результат
Обеспечение долговременной финансовой стабильности     
Получение запланированной чистой прибыли за учетный период Компетенция руководителя предприятия Выполнение  финансовых планов
Нахождение оптимальных источников внешнего финансирования  Компетенция руководителя предприятия Обеспечение требуемых  объемов финансирования с приемлемыми  затратами
Оптимизация существующей системы управления финансами  Оптимизация финансовой структуры предприятия В соответствии с организационной структурой предприятия  выделены центры финансовой ответственности, определена их подчиненность, полномочия и ответственность за соответствующие  финансовые показатели. Утверждена соответствующая  регламентирующая документация.
  Оптимизация бюджетного управления предприятия Получен план (бюджет) на период деятельности, определяющий в денежном и натуральном выражении  потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения доходов (включает в себя: бюджет предприятия – план, определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов; функциональные бюджеты  - например продаж, закупок, производства и.т.п.;другие бюджеты, в соответствии с принятой финансовой структурой). Утверждена соответствующая  регламентирующая документация.
  Оптимизация управленческой учетной политики предприятия Разработаны системы  учета для нужд бюджетного управления, описывающие связь между учетом на основе статей бюджета и управленческого плана счетов.Утверждена соответствующая  регламентирующая документация.
  Оптимизация системы  финансового планирования предприятия Существует  система планирования, как структура  планов, принципов и регламентов  их разработки.Определен набор целевых финансовых показателей для текущего и итогового сопоставления с результатами деятельности. Утверждена соответствующая  регламентирующая документация. 
  Оптимизация системы  финансового анализа Определены  долгосрочные финансовые цели предприятия. Определены финансовые показатели деятельности и их значения:имущественного положения, ликвидности, финансовой устойчивости,рентабельности,и.т.д..Разработаны процедуры сравнения текущих значений показателей с запланированными.

2.      Внутренние задачи. Управление организацией

Задача Компетенции Результат
Снижение издержек предприятия     
Повышение точности и скорости реакций организации на изменение внешних условий     
Выработка оптимальной стратегии предприятия  Диагностика существующей стратегии предприятия (на основании существующих документов). Документирование и оптимизация стратегии при необходимости. Стратегический анализ.(SWOT анализ) Четкое представление  о возможностях и угрозах внешней  среды, о  сильных и слабых сторонах своего предприятия. Оценка степени влияния этих факторов на существующую стратегию деятельности предприятия. 
  Разработка/коррекция  миссии компании. Согласованные возможности, миссия предприятия (наивысшая  цель его деятельности) и ценности предприятия (какие мы? наши законы/принципы работы).
  Разработка  стратегических целей.Разработка карт достижения целей. Выработка измеримых  показателей достижения целей  Выработаны  конкретные цели (от наивысших целей  предприятия до целей подразделений), установлены их объективные значения (измеримые). Цели разных уровней связаны между собой причинно-следственными связями
  Разработка/оптимизация  стратегии. Определены  действия по достижению запланированных  показателей целей (что делаем)
  Разработка  оперативных планов достижения целей. Сбалансированная  структура взаимосвязанных целей  и задач по реализации стратегии  развития.
Оптимизация организационной структуры предприятия.  Диагностика и  оптимизация организационной структуры  предприятия/ подразделения   Информация  о текущем состоянии взаимоотношений между элементами организационной структуры, порядка и процедур служебного взаимодействия.
  Установление  системы показателей служебной  деятельности. Установление  требований к деятельности  организационных звеньев предприятия.
  Установление  баланса целей и задач по ресурсному обеспечению, полномочий – ответственности, прав – обязанностям Точные требования к деятельности персонала предприятия.Установленные  цели и задачи деятельности, оптимально распределенные  и необходимые для осуществления этой деятельности полномочия и ответственность персонала. Достижение взаимосвязанности всех функций управления, рациональной дифференциации и координации служебной деятельности.Общее информационное поле взаимодействия всех организационных звеньев предприятия
Повышение эффективности деятельности персонала  Диагностика системы  управления персоналом Информация  о текущем состоянии системы, его преимуществах и недостатках.
  Разработка  базовых регламентов деятельности персонала и должностных инструкций.  Каждая цель и задача деятельности предприятия  отражена в должностных инструкциях, положениях о подразделениях, положениях о бизнес-процессах, рабочих регламентах  и других нормативных актах. Документально  закреплена ответственность персонала (подразделений) за все производственные функции, определены и делегированы соответствующие полномочия.
  Подбор  персонала. Хедхантинг сотрудников. «Точечно» подобранные  сотрудники, максимально соответствующие  корпоративной структуре предприятия. Экономия собственных на поиске, адаптации, обучении новых сотрудников.
  Тестирование  персонала на соответствие служебным  обязанностям.  Для каждого  сотрудника составлена характеристика (по определенным ранее критериям), по которой возможно принятие  решений: о необходимости обучения сотрудников и их способности к этому обучению, о требуемых навыках, которым необходимо обучить сотрудника и о его потенциале карьерного роста внутри предприятия.
  Обучение персонала  в соответствии с установленными требованиями. Целевая группа сотрудников приобрела определенные навыки и успешно ими пользуется в работе. 
  Разработка  мотивационных пакетов (методики стимулирования труда) для существующей системы  управления. Получена система  мотивации, полностью отвечающая стратегическим целям предприятия в области управления персоналом и финансов
Документирование и оптимизация управленческих и производственных бизнес-процессов  Диагностика соответствия системы управления предприятием требованиям  процессного подхода. Информация  о текущем состоянии системы управления предприятием, ее преимуществах и недостатках.
  Выделение, формализация и описание бизнес-процессов (БП) Деятельность  организации представлена как связанная  система бизнес-процессов. Для каждого  БП определены:результат БП  - цель этой деятельности;владелец БП - ответственный за получение результата процесса и обладающий полномочиями для распоряжения необходимыми ресурсами;исполнители БП – команда специалистов, выполняющих действия процесса;входы БП – ресурсы, необходимые для выполнения и получения результата процесса; 
  Распределение ответственности за выполнение БП, рабочих процедур и функций Определены  однозначные связи между функциями  каждого БП и структурными звеньями предприятия, ответственными за их выполнение
  Разработка и внедрение документов, регламентирующих выполнение БП Порядок выполнения всех функций БП отражен в положениях о бизнес-процессах и других нормативных  актах. Документально закреплена ответственность  персонала (подразделений) за выполнение производственных функции.Документированы необходимые технологические процессы, нормативы их выполнения, нормативы затрат. 
  Оптимизация, совершенствование  и реинжиниринг БП  Выбраны более  эффективные реализации БП предприятия, достигнута экономия ресурсов при полном выполнении стратегических целей.
Разработка циклических процедур измерения, анализа и улучшения деятельности предприятия.  Мониторинг  и измерение удовлетворенности  потребителей, аудиты (проверки) эффективности  системы управления предприятием, мониторинг и измерение соответствия результатов бизнес-процессов установленным показателям, мониторинг и измерение характеристик  продукции. Разработка системы корректирующих действий с целью устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения.Разработка предупреждающих действий,  предотвращающих причины возможных несоответствий. В каждый момент деятельности предприятия известнызначения установленных ранее показателей  деятельности и назначены меры для  устранения причин их несоответствия.Определены процедуры разработки новых мер воздействия, в случае возникновения непредусмотренных отклонений в деятельности и/или изменений в окружающей среде.
Оптимизация IT  системы предприятия Системный анализ для разработки и внедрению информационной системы Определено  текущее состояние информационных технологий на предприятии. 
  Разработка  стратегии информационного развития Разработаны технические  требования к информационной системе. Разработан подход к проектированию корпоративной информационной системы  предприятия.Определены цели и задачи использования информационной системы, ее характеристики (стоимость, надежность и т.п.)
  Разработка  технического задания на внедрение  информационной системы  Определен состав ИС и порядок ее внедрения, функции, связанные с использованием ИС учтены в бизнес-процессах предприятия.
    Разработана программа  развития ИС предприятия с учетом возможностей существующих систем и  ее участием в БП предприятия.
  Оптимизация бизнес-процессов  делопроизводства и документооборота и внедрение информационной системы Выработаны  рекомендации по реорганизации методов  и форм управленческого учета  на базе современных информационных технологий. Минимизировано использование  бумажных носителей информации. Минимизированы информационные разрывы в бизнес-процессах предприятия. Получен прогноз результатов использования информационной системы.
  Организация проекта  по внедрению комплексной информационной системы.   По результатам  анализа  рекомендованы методы и формы взаимодействия сотрудников предприятия при внедрении корпоративной информационной системы и ее отдельных компонент. Решение проблем внедрения комплексных информационных систем в конкретных условиях предприятия, оценка рисков. Определение критических факторов внедрения информационной системы предприятия.

3.      Внешние задачи. Клиенты, рынки, поставщики.

Задача Компетенции Результат
Рост объема продаж     
Увеличение доли рынка     
Получение информации о конкурентах, потребителях, продуктах (услугах), поставщиках, научных разработках, собственных возможностях Создание системы  сбора и анализа информации в  рамках реализации функций маркетинговой  службы предприятия.Анализ внешнего окружения. Управленческие  решения принимаются на основе актуальной информации о продуктовых линиях конкурентов, инновационных продуктах, работах в области НИОКР, текущих потребностях потребителей и прогноза их изменений.
Выбор оптимального сегмента рынка  Рыночное позиционирование предприятия, учитывающее стратегию  развития, производственные возможности, возможности финансирования, потребности клиентов. Выбран рыночный сегмент, удовлетворяющий стратегическим целям предприятия.
Увеличение удовлетворенности клиентов продукцией/услугой  Создание механизмов обратной связи с потребителями. Определены  требования потребителей, относящиеся  к продукции, качеству общения представителей предприятия с потребителями, обработки  заказа, передачи товара потребителям, и постпродажного  обслуживания. Определена способность предприятия выполнять эти требования. Определены и осуществляются эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся: а) информации о продукции; б) прохождения запросов, контракта или заказа; в) обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей
Оптимизация маркетинговых процедур Анализ эффективности  маркетинговых стратегий (реклама, связи с общественностью – PR, прямой маркетинг, стимулирование сбыта) в выбранном рыночном сегменте.Концентрация ресурсов на более эффективных маркетинговых  стратегиях. Достигнуто  желаемое увеличение соотношения  (объем продаж)/(затраты на маркетинг)
Оптимизация поставок Анализ рынка  приобретаемой продукции/услуг.Формирование альтернативных цепей поставок.Анализ финансово-экономической деятельности поставщиков на краткосрочную перспективу. Согласование взаимовыгодных цен и условий поставки. Управление поставками по требованию. Достигнут устойчивый режим поставок по оптимальной цене.Снижены  риски неожиданного прекращения  поставок по вине поставщика.Складские  запасы соответствуют установленным нормативам.2
 

     2. Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений.

   Появление на свет управленческого решения это сложный и многоэтапный процесс. В литературе обобщен опыт деятельности менеджеров высшего и среднего звена, он позволяет выявить несколько логически связанных этапов выработки управленческого решения, каждый из которых включает последовательные звенья:

I. Подготовка решения

II. Разработка решения

III. Принятие решения

IV. Реализация принятого решения

Этап I. На этапе подготовки к разработке управленческого решения отмечаются следующие звенья: получение информации о ситуации; определение целей; разработка системы оценок; анализ ситуации; диагностика ситуации; разработка прогноза развития ситуации.

Этап II. Разработка управленческого решения: генерирование альтернативных вариантов решения; отбор основных вариантов управляющих воздействий; разработка сценариев развития ситуации; экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий; сравнительная оценка альтернативных вариантов.

Этап III. Принятие решений.

В ходе принятия решения, целесообразно использовать коллективные экспертизы которые придают большую эффективность решения.

Этап VI. Реализация управленческого решения, включает следующие звенья: разработка плана действий; контроль реализации плана; анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.

Наука и практика предлагает широкий спектр методов разработки управленческих решений, в том числе методы инверсии, аналогии, фантазии, «мозговой атаки», морфологический анализ и другие.

Метод инверсии предполагает отказ от традиционного  взгляда на проблему путем преодоления  существующего стереотипа.

Метод аналогии характеризуется использованием имеющегося опыта решения подобных ситуаций на данном предприятии, либо родственных.

Метод фантазии заключается в надежде  на случайное нахождение решения  задачи при попытках поиска самых  невероятных способов ее разрешения. Данный метод основывается на широком  обмене информацией, идеями, знаниями между работниками управленческого аппарата.

Информация о работе Управление предприятием