Учётная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:17, дипломная работа

Описание работы

Согласно приказу Министерства финансов РФ (приложение от 02.07.1994г. №100) основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики едины и обязательны

Работа содержит 1 файл

Мой дипломчик учетная политика.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

     Учетная политика предприятия должна обеспечивать:

     - полноту отражения в бухгалтерском  учете всех фактов хозяйственной  деятельности;

     - отражение, в бухгалтерском учете  фактов хозяйственной деятельности  исходя не только из их правовой  формы, но и из экономического  содержания фактов и условий  хозяйствования;

     - тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам. По  соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

     - рациональное и экономное ведение  бухгалтерского учета исходя  из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

     В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими порядок формирования и раскрытия учетной политики организаций, каждый элемент учетной политики может иметь несколько допустимых законодательством вариантов.Важность и значимость правильного и эффективного выбора учетной политики, прежде всего, видна из того, что учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет. Во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия. Существенность и важность этого влияния вытекает из того, что предприятие имеет право определять отдельные элементы учетной политики.

     Формирование  учетной политики целесообразно  осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.

      Из  вышеперечисленного видно: насколько  важно правильно определить учетную  политику предприятия. Однако при этом следует учитывать также ряд  факторов, которые значительно влияют на выбор:

      · организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное предприятие и т.д.);

      · отраслевая принадлежность или вид  деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);

      · объемы деятельности, структура организации, среднесписочная численность;

      · налоговое поле деятельности организации (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов);

      · степень свободы действия в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);

      · стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);

     · наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.);

     · система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности организации направлениям);

     · уровень квалификации бухгалтерских  кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей  фирмы;

     · система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.

     При формировании учетной политики должны соблюдаться следующие требования:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);
  • учетная политика организации применяется последовательно из года в год     (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
  • учетная политика должна формироваться путем выбора одного их альтернативных методов из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами;
  • в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ ведения различных операций в учете, но в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов;
  • учетная политика предприятия, утверждается руководителем и является одним из основных документов, который определяет правила ведения бухгалтерского учета в организации в рамках стандартов учета, определенных нормативными актами законодательства по бухгалтерскому учету.

     Избранные способы ведения бухгалтерского учета должны применяться всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения.

     Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования – это составляет степень свободы организации в формировании учетной политики. 

    1.2 Цели и задачи аудита учетной политики организации 

      Цель  аудита – конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. Целью аудита согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству.

      Цель  аудита учетной политики - установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.

      Задачами  аудита учетной политики является:

      - изучение системы организации  бухгалтерского учета; оценка  учетной политики;

      - рассмотрение системы документации и документооборота;

      - подтверждение достоверности производимых  начислений и выплат работникам  по всем основаниям.

      Основные  стадии (этапы) аудита обозначены в  разделе 4 «Объем и стадии аудиторской проверки» Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.08.99.

      Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита и диктуется обстоятельствами проверки.

      Аудиторской организации при определении  объема аудита следует исходить из требований нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, положений договора аудиторской организации с экономическим субъектом и конкретных особенностей проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта.

      Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения.

      Основные  мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

      а) планирование аудита;

      б) получение аудиторских доказательств;

      в) использование работы других лиц  и контакты с руководством экономического субъекта, третьими сторонами;

      г) документирование аудита;

      д) обобщение выводов, формирование и  выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

        Аудиторская проверка должна  быть спланирована на основе  достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита. Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита».

      В ходе аудита должно быть получено достаточное  количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При получении аудиторских доказательств аудиторская организация должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

      В случае обнаружения искажений бухгалтерской  отчетности или нарушений требований законодательства аудиторская организация должна выполнять требования правил (стандартов) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита», «Применимость допущения непрерывности деятельности».

      В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудиторской организации при оформлении хода аудита необходимо выполнять положения правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

      На  этапе подготовки заключения о достоверности  бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. При этом следует исходить из критериев соблюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта. Аудиторское заключение должно содержать четко выраженное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Безусловно положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта достоверной во всех существенных отношениях. Если составляется условно-положительное или отрицательное аудиторское заключение либо оформляется отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то должны быть указаны обстоятельства, которые привели к тому или иному решению аудиторской организации.

      Предоставляемые аудитору документы:

      - приказ об учетной политике;

      - график документооборота;

      - рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах;

      - формы первичных документов;

      - описание технологического процесса  компьютерной обработки данных.

      Основные  нормативные документы, которые  используются аудитором  при проверке учетной политики:

  • Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.07.2010) "Об аудиторской деятельности";
  • Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности";
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н;
  • приказ Минфина России от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Информация о работе Учётная политика