Учёт поступления основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Основные средства являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Сущность и характеристика основных средств……………………………..4
1.1Сущность основных средств………………………………………………..4
1.2 Классификация и оценка основных средств……………………………...10
2 Учёт поступления основных средств……………………………………….14
2.1 Документальное оформление поступления основных средств…………14
2.2Учёт поступления основных средств в уставный капитал………………18
2.3 Учёт поступления основных средств безвозмездно……………………..21
2.4Учёт приобретения объекта основных средств в обмен на другое основное средство и по договору мены………………………………………………….23
3 Отчётность……………………………………………………………………24
3.1 Сравнительный анализ учёта наличия, движения и поступления основных средств…………………………………………………………………………..24
3.2 Раскрытие информации о бухгалтерской отчётности……………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ О С.docx

— 53.34 Кб (Скачать)
xt-align:justify">- Не выделяется в качестве объектов основных средств сменное оборудование, запасные части, емкости с расходными материалами;

- Выделяя объекты основных средств, следует учитывать особенности их эксплуатации

 

 

 

1.2 Классификация и оценка  основных средств

Для учета основных средств, определения их состава и структуры  необходима их классификация. Выделяются следующие группы и подгруппы  основных производственных фондов:

1. Здания (архитектурно-строительные  объекты производственного назначения: корпуса цехов, складские помещения,  производственные лаборатории и  т.п.).

2. Сооружения (инженерно-строительные  объекты, создающие условия для  осуществления процесса производства: тоннели, эстакады, автомобильные  дороги, дымовые трубы на отдельном  фундаменте и т.д.).

3. Передаточные устройства (устройства для передачи электроэнергии, жидких и газообразных веществ:  электросети, теплосети, газовые  сети, трансмиссии и т.п.).

4. Машины и оборудования.

5. Транспортные средства (тепловозы, вагоны, автомобили, мотоциклы,  кары, тележки и т.д., кроме конвейеров, транспортеров, включаемых в состав  производственного оборудования).

6. Инструмент (режущий, ударный,  давящий, уплотняющий, а также  различные приспособления для  крепления, монтажа и т.д.), кроме  специального инструмента и специальной  оснастки.

7. Производственный инвентарь  и принадлежности (предметы для  облегчения выполнения производственных  операций: рабочие столы, верстаки, ограждения, вентиляторы, тара, стеллажи  и т.п.).

8. Хозяйственный инвентарь.

9. Прочие основные фонды.  В состав этой группы включают  библиотечные фонды, музейные  ценности и т.д. 

При отражении основных средств  в отчетности используются следующие  виды оценок:

- фактическая стоимость;

- ликвидационная стоимость;

- амортизируемая стоимость;

- справедливая стоимость;

-балансовая (учетная) стоимость;

- возмещаемая сумма.

Фактическая стоимость основных средств представляет собой уплаченную сумму денежных средств или эквивалентов денежных средств или справедливую стоимость другого возмещения, передаваемого  для приобретения (создания) данного  объекта, на момент их приобретения или  создания. Эта оценка представляет первоначальную стоимость объекта  основных средств.

Амортизируемая стоимость  представляет собой фактическую  стоимость объекта основных средств  или другую его оценку, отраженную в финансовой отчетности, вместо фактической  стоимости за вычетом ликвидационной стоимости. Если величина ликвидационной стоимости незначительна, то при  расчете амортизационной стоимости  ею можно пренебречь.

Ликвидационная стоимость  определяется как чистая сумма, которую  компания рассчитывает получить за объект основных средств в конце предполагаемого  периода использования его компанией  за вычетом ожидаемых затрат по ликвидации объекта. Использование показателей  амортизируемой и ликвидационной стоимости  позволяет более обоснованно  определить часть стоимости объекта, которая должна быть отнесена на расходы  в течение периода его использования  компанией (при условии достаточно точного определения ликвидационной стоимости).

Справедливая стоимость  объекта основных средств равняется  сумме денежных средств, на которую  можно обменять объект при совершении сделки между информированными, заинтересованными  и независимыми сторонами.

Балансовой (учетной) стоимостью основных средств считается сумма, в которой объект числится в балансе  компании (т.е. фактические затраты  за минусом суммы накопленной  амортизации).

Возмещаемой называется сумма, которую компания рассчитывает возместить при дальнейшем использовании объекта  основных средств, включая его ликвидационную стоимость. Данный показатель связан с  корректировкой балансовой стоимости  основных средств, производимой, когда  снижается функциональная полезность их или когда действие факторов, вызвавших снижение функциональной полезности, прекращается. Необходимость  корректировки обусловлена тем, что стоимость объекта должна быть полностью возмещена в течение  срока использования его компанией. В связи с этим возмещаемая  сумма не должна быть меньше балансовой стоимости. Показатель «возмещаемая сумма» не может быть непосредственно измерен, он определяется путем условной (приближенной) оценки.

Остановимся подробнее на фактической стоимости основных средств. Принятие объектов основных средств  к учету осуществляется на основании  оценки их стоимости, выполненной в  соответствии с требованиями статьи 11 Закона «О бухгалтерском учете»: оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных  расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования. Применение других методов оценки, в том числе  путем резервирования, допускается  в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование  бухгалтерского учета.

В ПБУ 6/01 подробно изложены принципы изменения первоначальной стоимости основных средств. С этой целью выделен самостоятельный  раздел «Последующая оценка основных средств». Согласно ПБУ 6/01 стоимость  основных средств, в которой они  приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством  Российской Федерации и ПБУ 6/01. Изменение  первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты  к бухгалтерскому учету, допускается  в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Кроме вышеприведенного, в  ПБУ 6/01 отмечается, что затраты, связанные  с модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием основных средств, осуществляются на счете учета вложений во внеоборотные активы и по мере завершения вышеуказанных работ либо увеличивают  первоначальную стоимость конкретного  объекта, либо учитываются на счете  учета основных средств в качестве отдельного инвентарного объекта.

Приведенная в ПБУ 6/01 корреспонденция  счетов при совершении отдельных  хозяйственных операций с объектами  основных средств приведена в  соответствие с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Так, раскрыт  порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с формированием  фактических затрат, связанных с  приобретением, сооружением и изготовлением  основных средств, за исключением НДС, и списанием вышеуказанных затрат при принятии объектов к бухгалтерскому учету; с поступлением вклада в уставный (складочный) капитал в качестве объектов основных средств, формированием  уставного капитала (уставного фонда, паевого фонда) организации в  сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, включая стоимость основных средств; с принятием основных средств  к бухгалтерскому учету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

2.1 Документальное оформление  поступления основных средств

Для синтетического учета  основных средств, принадлежащих субъекту хозяйственной деятельности на праве  собственности, используется счет 01 «Основные  средства». Информация о наличии  и движении долгосрочно арендуемых либо поступивших в порядке лизинга  основных средств отражается на счете 03 «Долгосрочно арендуемые основные фонды», краткосрочно арендуемых - на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Аналитический учет основных средств, принадлежащих предприятию, ведется по каждому объекту, которому присваивается отдельный инвентарный  номер в целях правильной организации  учета и обеспечения контроля за их сохранностью независимо от того, находится ли объект в запасе или  в эксплуатации. На каждый объект заводится  инвентарная карточка, которая регистрируется в описи инвентарных карточек по учету основных средств, и хранится в бухгалтерии. Для учета основных средств используются типовые формы  документов, утвержденные законодательно.

Каждое поступление или  перемещение основных средств должно быть оформлено первичным документом. Приобретаемые основные средства или  капитальные вложения оплачиваются на основании договоров, счетов-фактур; оприходование средств от поставщиков - на основании товарных, товарно-транспортных накладных, а также актов приема передачи основных средств. Ввод в эксплуатацию основных средств оформляется актом  приемки-передачи основных средств, который  составляется комиссией, назначаемой  руководителем. К утвержденному  акту прилагается техническая документация, на основании чего заводится инвентарная  карточка и оприходованный объект отражается в регистрах синтетического учета. «Выделение инвентарных объектов основных средств является одной из самых сложных и нормативно не урегулированных проблем. Сложность ее в том, что перед принятием объекта к учету бухгалтер должен определить, какие составные части объекта будут являться самостоятельными объектами, а какие - запасными частями или сменным оборудованием»- Ефремова А.А. Комментарии к ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

В Приказе МФ РФ № 147н п. 6 ПБУ 6/01, в котором говорится о том, как учитывать инвентарный объект, в случае наличия у него нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования. Обратим внимание на следующее:

- Выделение объектов основных средств следует осуществлять, учитывая отраслевые нормативные документы и сложившуюся в каждой отрасли учетную практику;

- Не выделяется в качестве объектов основных средств сменное оборудование, запасные части, емкости с расходными материалами;

- Выделяя объекты основных средств, следует учитывать особенности их эксплуатации.

С целью определения стратегии  и тактики эксплуатации основных средств в условиях меняющейся хозяйственной  конъюнктуры рынка организуется учет наличия и движения основных средств. Движение основных средств  связано с осуществлением хозяйственных  операций по поступлению, внутреннему  перемещению и выбытию основных средств.

Поступление основных средств  на предприятие происходит следующими способами:

- долгосрочными инвестициями  в приобретаемые объекты основных  средств (приобретение);

- долгосрочными инвестициями  в объекты строительно-монтажных  работ, выполняемых подрядным  и хозяйственным способом (строительство,  реконструкция, расширение);

- вкладом в условный  капитал предприятия;

- безвозмездным получением  объектов основных средств;

- арендой основных средств  (в том числе по лизингу);

- приобретением основных  средств на условиях обмена;

- поступлением в виде  вклада в совместную деятельность.

Учет поступления основных средств ведется в разрезе  перечисленных классификационных  групп и инвентарных объектов. Поступающие основные средства принимает  комиссия, назначаемая руководителем  организации. Для оформления приемки  комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько  объектов можно составлять лишь в  том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и  приняты одновременно под ответственность  одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, постройки (выпуска), краткую  характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту  инвентарный номер, дату ввода в  эксплуатацию, источник финансирования приобретения и другие сведения, необходимые  для аналитического учета основных средств. На недвижимость и транспортные средства должны быть оформлены документы, подтверждающие государственную регистрацию. Поступившее оборудование оформляется актом о приемке оборудования (форма ОС-14), а сдача его в монтаж - актом о приемке-передачи оборудования в монтаж (форма ОС-15). Выявленные дефекты в оборудовании отражаются в акте о выявленных дефектов в оборудовании (форма ОС-16).

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие  записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую  документацию (паспорт, чертежи и  прочее), относящуюся к данному  объекту передают в технический  отдел предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт  составляет в двух экземплярах –  для сдающей и принимающей  основные средства стороны.

Приемку законченных работ  по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных  вложений, оформляют актом приемки-сдачи  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3). В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией.

Информация о работе Учёт поступления основных средств