Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:01, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрены действующие принципы классификации, оценки и задачи учёта основных средств; методологические основы организации синтетического и аналитического учёта поступления, выбытия, начисления амортизации, учёта затрат на восстановление основных средств, проведения их инвентаризации и переоценки; методология учёта вложений в основные средства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОЦЕНКА И ЗАДАЧИ УЧЁТА
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………4
1.1. Основные средства и их группировка………………………………….......4
1.2. Оценка основных средств…………………………………………………...7
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЁТ НАЛИЧИЯ И
ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………9
2.1. Инвентарный учёт основных средств……………………………………...9
2.2. Синтетический учет поступления и выбытия основных средств…………….12
2.2.1. Синтетический учет поступления основных средств……………...13
2.2.2. Синтетический учет выбытия основных средств……………………….14
3. УЧЁТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ……………………………….18
4. УЧЁТ ЗАТРАТ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…………….22
5. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ……………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...30
Остаточная стоимость основных средств представляет разницу между первоначальной их стоимостью и суммой начисленной на них амортизации.
Восстановительная стоимость – это оценка основных средств в возможных затратах их приобретения на данный момент. При этом полная восстановительная стоимость представляет собой стоимость создания (приобретения) новых видов основных средств, аналогичных имеющимся в организации, а остаточная восстановительная стоимость – это полная восстановительная стоимость за вычетом начисленной амортизации.
Исчисление
Организация имеет право
осуществлять переоценку основных средств
не чаще одного раза в год (на начало отчётного
года) с отнесением разницы на счёт добавочного
капитала, если иное не установлено законодательством
РФ.
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЁТ НАЛИЧИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Инвентарный учёт основных средств
Учет основных средств в организациях и на предприятиях ведется в соответствии с ПБУ 6/01 и организуется на основе принятого классификатора в разрезе инвентарных объектов.
Для правильной организации аналитического учета и обеспечения контроля над сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту (отдельно стоящему зданию с его внутренними коммуникациями и надворными постройками, обособленному сооружению, станку или аппарату с приспособлениями, приборами, индивидуальным ограждением, системами управления и контроля и т. п.), находящемуся в эксплуатации или в запасе, присваивается инвентарный номер (серия номеров, например, для автоматизированных производственных систем). Он пробивается на металлическом жетоне или наносится на объект иным способом.
Инвентарные номера имеют кодовое обозначение. При этом для каждой номенклатурной группы основных средств отводится серия порядковых номеров, чтобы по коду можно было определить принадлежность объекта к той или иной классификационной группе. Инвентарный номер объекта сохраняется за ним в течение всего периода его эксплуатации в данной организации. Он проставляется на всех первичных документах, оформляющих наличие и движение объекта. При выбытии объекта его номер считается ликвидированным и вновь поступившему объекту не присваивается в течение пяти лет. По арендованным объектам учет может осуществляться по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.
В настоящее время аналитический учет базируется на использовании унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 71.
Для первичного учета основных средств используются следующие унифицированные формы.
Акт о приеме-передаче основных средств, кроме зданий и сооружений (ф. № ОС-1), используется для учета ввода объектов в эксплуатацию, внутреннего перемещения основных средств, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также выбытия при их продаже, передаче и др.
При оформлении приемки объекта акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами приемочной комиссии, а затем вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию. Акт утверждается руководителем организации. Выбытие основных средств оформляется аналогичным актом (накладной) с отражением в инвентарной карточке учета основных средств. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт выписывается в двух экземплярах: первый — с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию; второй — структурному подразделению-сдатчику. Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. № ОС-1а). Акт о приеме-передаче группы объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. № ОС-16).
Накладная на внутреннее перемещение объекта основных средств (ф. № ОС-2).
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, после реконструкции, модернизации. Акт подписывается представителем принимающего подразделения и представителем подразделения, выполнившего работы по ремонту (реконструкции, модернизации). При выполнении работ сторонней организацией акт составляется в двух экземплярах: первый — остается в организации; второй — передается производителю работ. Оформленные акты сдаются в бухгалтерию. Акт, подписанный главным бухгалтером, утверждается руководителем организации.
Акт о списании объекта основных средств (ф. № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных). Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материалов, запасных частей после разборки (демонтажа) объекта.
Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр вместе с документом, подтверждающим снятие объекта с учета в автоинспекции, передается в бухгалтерию; второй — остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей, оставшихся после списания.
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. № ОС-6) применяется для пообъектного учета всех видов основных средств. Заполняется в одном экземпляре на основании первичных документов на поступление, выбытие, ремонт, дооборудование основных средств.
Акт о приеме (поступлении) оборудования (ф. № ОС-14) составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, в ее состав включается представитель монтажной организации (при проведении монтажных работ подрядным способом).
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (ф. № ОС-15) выписывается в двух экземплярах для передающей и принимающей сторон.
Акт о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС-16) подписывается представителями заказчика, подрядчика и организации — изготовителя оборудования.
Унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на все коммерческие организации (кроме кредитных и бюджетных).
Обязательными реквизитами карточек являются: наименование и назначение объекта, инвентарный номер, организация-изготовитель, дата и номер документа на оприходование, первоначальная стоимость, признак собственности, краткая индивидуальная характеристика объекта, срок полезного использования, норма амортизации, ее код и др. В процессе эксплуатации в карточках делаются отметки о перемещении объекта внутри организации, о его ремонте и выбытии с указанием причины. Основанием для того служат данные первичных документов — актов (накладных) приема-передачи основных средств, актов на списание основных средств и др. При этом обязательными являются подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций. При отсутствии автоматизированного учета инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы, которые ведутся в одном экземпляре по классификационным группам (видам) основных средств. При использовании инвентарных книг описи не составляются.
Учет объектов основных средств по местам их эксплуатации осуществляется в инвентарном списке типовой формы, данные которого должны быть идентичны записям в инвентарных карточках (книгах).
По данным инвентарных
карточек и ведомостей расчета амортизации
в конце месяца заполняются карточки учета
движения основных средств в разрезе видов
(групп) основных средств.
2.2. Синтетический учет поступления и выбытия основных средств
Для учета основных средств действующим планом счетов предусмотрен ряд синтетических счетов.
Счет 01 «Основные
средства»; счет 02 «Амортизация основных
средств»; счет 03 «Доходные вложения в
материальные ценности»; счет 08 «Вложения
во внеоборотные активы». К счету могут
быть открыты субсчета: 1 «Приобретение
земельных участков»; 2 «Приобретение
объектов природопользования»; 3 «Строительство
объектов основных средств»; 4 «Приобретение
отдельных объектов основных средств»;
8 «Выполнение научно-исследовательских
опытно-конструкторских и технологических
работ» и др.; счет 19 «НДС по приобретенным
ценностям». К этому счету могут быть открыты
субсчета: 1 «НДС при приобретении основных
средств»; 2 «НДС по приобретенным нематериальным
активам» и др.; счет 80 «Уставный капитал»;
счет 83 «Добавочный капитал»; счет 90 «Продажи».
К нему могут быть открыты несколько субсчетов.;
счет 91 «Прочие доходы и расходы». К нему
открываются субсчета: 1 «Прочие Доходы»;
2 «Прочие расходы»; 3 «Сальдо прочих доходов
и расходов». Счет 98 «Доходы будущих периодов»,
субсчет 2 «Безвозмездные поступления».
Предназначен для обобщения информации
о доходах, полученных в отчетном периоде,
но относящихся к будущим отчетным периодам.
2.2.1. Синтетический учет поступления основных средств.
Здания и сооружения,
строительство которых
Для учета НДС при осуществлении вложений во внеоборотные активы используется счет 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств», на котором учитываются суммы налога, выделенные в расчетных документах по строительству и приобретению основных средств, включая отдельные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования. На сумму налога по приобретенным объектам дебетуется счет 19, субсчет 1 и кредитуются счета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»).
Поступление основных средств может быть связано с их получением в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации. Первоначальной стоимостью таких объектов является их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Принятие к
В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» при поступлении объекта по договору дарения или в иных случаях безвозмездного поступления основных средств (от других организаций, физических лиц, в качестве субсидии правительственного органа) первоначальной стоимостью признается рыночная стоимость на дату оприходования на основе типовых документов приемки-передачи.
Во всех случаях безвозмездного получения и дарения основных средств затраты по их доставке учитываются организациями-получателями как вложения во внеоборотные активы и относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта. На величину этой стоимости в течение срока полезного использования объекта формируется финансовый результат в качестве внереализационных доходов. Например, если стоимость объекта составляет 200 000 руб., годовая норма амортизации — 12 %, то ежемесячные зачисления на кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» составляют 2000 руб.
Принятие к
2.2.2. Синтетический учет выбытия основных средств.
В соответствии с действующим порядком с балансов организаций на основе унифицированных первичных документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние непригодности и подлежащие ликвидации вследствие физического и морального износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений нормальных условий эксплуатации, а также в связи с продажей, безвозмездной передачей, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам.