Учёт готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ механизма учета готовой продукции в бухгалтерии и на складе.
Исходя из цели можно определить следующие задачи:
1. рассмотреть готовую продукцию как объект бухгалтерского учета;
2. изучить основные варианты учета готовой продукции;

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 83.56 Кб (Скачать)

      На  основании товарных документов бухгалтерия (финансовый отдел) производственного предприятия выписывает на имя покупателя расчетные документы — платежное требование, платежное требование-поручение и счет-фактуру для учета налога на добавленную стоимость. В расчетных документах указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставщики, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателями (если это предусмотрено договором), сумму налога на добавленную стоимость, выделяемую отдельной строкой. При отгрузке изделий, не являющихся объектами налогообложения по НДС, расчетные документы выписывают без выделения суммы НДС, и на них делают надпись или ставят штамп «Без налога (НДС)».

      Данные  расчетных документов ежедневно  записывают в ведомость учета  и реализации продукции. Оперативный  учет отгрузки ведут в отделе сбыта (маркетинга) в специальных карточках, книгах или журналах, а при использовании ЭВМ — в машинограммах отгрузки продукции.

      Реализация  продукции покупателям производится по следующим ценам:

♦     по свободным отпускным ценам, увеличенным на сумму НДС;

♦     по государственным регулируемым оптовым  ценам, увеличенным на сумму НДС;

♦     по государственным регулируемым розничным  ценам, включающим в себя НДС (за вычетом, в соответствующих случаях, торговых скидок).

      При установлении отпускных цен указывается  франко, т. Е. за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика к покупателю.

      Глава 2. Учёт готовой продукции

      Учет  готовой продукции  на складе и в бухгалтерии

      Хранение  готовой продукции производится согласно Постановлению Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а. Передача на склад оформляется первичным документом, который подтверждает факт перехода объекта незавершенного производства в категорию готовой продукции, т.е. требованием-накладной (форма N М-11 ).

      Однако  если организация выпускает изделия, которые по техническим характеристикам  не могут складироваться (например, крупногабаритная продукция), то такая  продукция может приниматься  заказчиком на месте нахождения (сборки, изготовления).

      Выпуск  готовой продукции из производства и поступление ее на склад готовой  продукции учитываются следующими первичными учетными документами, не являющимися  типовыми:

      - приемо-сдаточными накладными;

      - спецификациями;

      - приемными актами;

      - ведомостями сдачи готовой продукции  из производства на склад;

      - планами-картами сдачи готовой  продукции и др.

      Перечисленные документы заполняются обычно в  двух экземплярах (один для цеха-сдатчика, другой остается на складе), утверждаются в учетной политике организации  и должны содержать реквизиты, предусмотренные  ст. 9 "Первичные учетные документы" Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О  бухгалтерском учете".

      Аналитический учет движения готовой продукции  на складах ведется аналогично учету  материально-производственных запасов  в карточках учета материалов типовой формы N М-17 по ее наименованиям, видам, местам хранения и материально  ответственным лицам. В карточках  ведется учет поступления из производства готовых изделий, передачи (отгрузки, продажи) покупателям в соответствии с первичными документами и датами движения. Причем после каждой операции в карточке обязательно выводится  ее остаток.

      Записи  в карточках производятся материально - ответственными лицами на основании  документов о поступлении на склад  и выбытии со склада готовых изделий  по мере совершения операций. По окончании  рабочего дня в карточках, где  было отмечено движение продукции, выводится  конечный остаток. В конце отчетного  периода во всех карточках (независимо от того, было или не было движения готовой  продукции по тому или иному наименованию продукции) проставляется конечный остаток.

      Периодически  заведующий складом или кладовщик  по карточкам устанавливает превышение фактических остатков над нормами  запаса, а при наличии продукции  без движения составляет сигнальную справку, которую передают в отдел  сбыта или маркетинга для принятия мер по снижению остатков продукции.

      Карточки  могут заполняться с помощью  технических средств, установленных  на складе. Данные о приходе и  расходе заносятся в карточки складского учета одновременно с  выпиской первичных документов.

      На  предприятиях с небольшой номенклатурой  выпускаемой продукции вместо карточек на складе готовой продукции ведется  книга учета.

      На  основании данных, учтенных в карточках, на складах составляются оборотные  ведомости готовой продукции  или сальдовые ведомости готовой  продукции, которые передаются в  бухгалтерию. Здесь они необходимы для ведения количественного  и стоимостного учета движения готовой  продукции на складах и организации  контроля за сохранностью этих ценностей. Методическими указаниями предложен вариант оформления операции отпуска (отгрузки) унифицированным документом "Накладная на отпуск материалов на сторону" форма N М-15.

      На  автоматизированных складах аналитический  учет движения готовой продукции  ведется в машинограммах движения готовой продукции по складу, имеющих такое же содержание, как и карточки, но составляемых ежедневно в разрезе каждого наименования и вида готовой продукции. Такая система учета носит название бескарточной.

      Первичные учетные документы, поступившие  на склад в течение месяца и  сгруппированные по местам хранения и видам готовой продукции, поступают  в бухгалтерию, где проверяются  и таксируются. После этого на их основании в бухгалтерии ежемесячно составляется ведомость выпуска  готовой продукции, которая необходима для оперативного контроля ежедневного  выполнения плана по выпуску в  разрезе наименований продукции  в количественном и стоимостном  измерении в течение месяца нарастающим  итогом. Для отражения поступления  готовой продукции из производства в стоимостном измерении используются учетные цены номенклатуры-ценника. По окончании месяца после расчета  фактической себестоимости готовой  продукции по видам она также  показывается в этой ведомости.

      Все первичные документы по приходу  и расходу продукции со склада передаются в бухгалтерию. Как правило, такая передача осуществляется непосредственно  на складе. Работник бухгалтерии ежедневно  или раз в неделю (декаду) приходит на склад и проверяет правильность оформления первичных документов, записей  в карточках или книге учета  готовой продукции по ее приходу  и расходу и исчисления остатков. Обнаруженные ошибки тут же исправляются. Достоверность исчисленных остатков подтверждается в карточках или  книге учета подписью работника  бухгалтерии.

      После проверки записей в складских  карточках или книге складского учета материально - ответственное  лицо (заведующий складом, кладовщик) передает документы работнику бухгалтерии. Передача оформляется специальным  реестром, заполняемым в двух экземплярах, первый из которых остается на складе, а второй вместе с документами  передается в бухгалтерию. На некоторых  предприятиях реестр не составляется, а свидетельством о том, что документы  переданы в бухгалтерию, служит роспись  бухгалтера в складских карточках  или книге учета.

      По  окончании месяца заведующий складом (кладовщик) передает в бухгалтерию  сведения о продукции в натуральных  единицах измерения. Если используется сальдовый (оперативно - бухгалтерский) метод учета материальных ценностей, то заполняется сальдовая ведомость, в которую на складе переносятся  остатки из карточек в натуральных  единицах измерения. В бухгалтерии  они оцениваются в стоимостных  единицах.

      На  ряде предприятий, где номенклатура продукции незначительна, материально - ответственные лица составляют отчет  о движении готовой продукции  на складе, в который из карточек или книги учета переносятся  по каждому номенклатурному номеру итоговые записи о приходе и расходе  продукции за месяц, остатки на начало и конец отчетного периода. В  отчете приводятся сведения по каждому  номенклатурному номеру в количественном выражении. По данным отчета в бухгалтерии  составляется сортовая оборотная ведомость  в количественном и стоимостном  выражении.

      В бухгалтерии на основании приходно-расходных  документов, а также сальдовых  ведомостей и складских отчетов  ведется стоимостный аналитический  учет готовой продукции.

      Отпуск  готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании  соответствующих первичных учетных  документов-накладных. В качестве типовой  формы накладной может использоваться форма N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону" (утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. N 71а). Организации различных отраслей производства могут применять специализированные формы (модификации) накладных и других первичных учетных документов, оформляемых при отпуске готовой продукции. При этом указанные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом "О бухгалтерском учете". Кроме того, накладная должна содержать дополнительные показатели, такие как основные характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара), в т.ч. код продукции (товара), сорт, размер, марку и т.д., наименование структурного подразделения организации, отпускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска.

      Основанием  для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, в  отдельных случаях непосредственно  в подразделениях организации (при  отгрузке крупногабаритных грузов, а  также грузов, требующих особые условия  транспортировки, по другим причинам) является распоряжение руководителя организации  или уполномоченного им лица, а  также договор с покупателем (заказчиком).

      Накладная (либо иной аналогичный первичный  учетный документ) должна выписываться в количестве экземпляров, достаточном  для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой продукции.

      На  основании накладных на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов организация (как правило, отдел сбыта) выписывает счета-фактуры по установленной форме в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость.

      При отгрузке (отпуске) готовой продукции  определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется  ему к оплате расчетный документ.

      После отпуска со склада ТМЦ кладовщик  подкладывает к соответствующей  карточке складского учета накладную  с доверенностью, либо собирает их вместе, проставив (при наличии) учетную  цену. В установленные сроки бухгалтер  «снимает остатки на складе» - принимает  от кладовщика «Материальный складской  отчет» - реестр, всех изъятых у кладовщика документов с разделение по приходу  и отпуску. При этом по каждой позиции  накладной проверяется остаток  в карточке складского учета, где  проверяющий расписывается. При  отсутствии на складе карточек и ведении  учета в книгах материальный отчет  составляется в двух экземплярах, и  второй – за подписью бухгалтера остается у кладовщика в виде оправдательного  документа. 

Особенности учета готовой  продукции при  использовании счета  № 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)

При использовании  для учета затрат на производство продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукции осуществляют на счете 43 по нормативной или плановой себестоимости.

По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость  продукции (работ, услуг), а по кредиту - нормативную или плановую себестоимость.

Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40.

Нормативную или  плановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита  счета 40 в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» (субсчет 2 «Себестоимость продаж») и других счетов (10, 20, 21, 23, 28, 79).

Сопоставлением  дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимости  продукции от нормативной или  плановой и списывают с кредита  счета 40 в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет 2 «Себестоимость продаж»). При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительной проводкой, а экономию - способом «красное сторно». Счет 40 закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату он не имеет.

При использовании  счета 40 отпадает необходимость в  составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости  продукции от стоимости ее по учетным  ценам по готовой, отгруженной и  реализованной продукции, поскольку  выявленное отклонение по готовой продукции  сразу списывают на счет 90 «Продажи».

Информация о работе Учёт готовой продукции