Учёт аренд основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью написанияработы является изучение учета текущей аренды основных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть экономическую сущность аренды;
- изучить экономическое регулирование взаимоотношений арендатора и арендодателя;
- представить особенности аренды отдельных видов основных средств;
- исследовать особенности учета текущей аренды основных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРЕНДЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие и экономическая сущность аренды
1.2 Экономическое регулирование взаимоотношений арендатора и арендодателя
1.3 Особенности аренды отдельных видов основных средств
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ТЕКУЩЕЙ АРЕНДЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОАО «КАМАЗ-Дизель»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Синтетический и аналитический учет аренды
2.3 Совершенствование учета аренды основных средств в соответствии с МСФО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 5.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

 

ОАО «КАМАЗ-Дизель» является производителем конечного продукта - силового агрегата к автомобилям семейства «КАМАЗ» и поставщиком его на главный сборочный конвейер ОАО «КАМАЗ». Поставщиками комплектующих и полуфабрикатов для производства продукции являются 7 заводов основной компании, Департамент закупок и логистики ОАО «КАМАЗ» и другие внешние поставщики.

 

Продукцию ОАО «КАМАЗ-Дизель» на рынках России и СНГ реализует ОАО «ТФК - КАМАЗ». Часть продукции направляется на экспорт. Основными потребителями продукции ОАО «КАМАЗ-Дизель» являются автомобильные и автобусные заводы, сервисные центры, народное хозяйство, военно-промышленный комплекс.

 

Предметом деятельности ОАО «КАМАЗ-Дизель» является:

 

-  производство силовых агрегатов, двигателей, коробок передач и запасных частей к ним;

 

-  организация производства новых двигателей, коробок передач, а также модернизация выпускаемой продукции;

 

-  участие в научно-исследовательских работах в области двигателестроения и создание соответствующей научно-технической продукции;

 

-  оказание различных производственных услуг;

 

-  проведение необходимых природоохранных и иных мероприятий, направленных на создание и обеспечение безопасных методов работ и условий.

 

Для повышения эффективности управления Обществом принята линейно-функциональная структура управления с элементами дивизиональной (по видам деятельности - производство «Мотор», арматурно-сборочное производство, производство коробок перемены передач и запасных частей двигателя, термогальваническое производство, цех по изготовлению деталей «ЦФ КАМА», цех по производству деталей двигателя «Камминз»), где конкретные характеристики и черты деятельности той или иной службы соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего Общества (схема организационной структуры управления ОАО «КАМАЗ-Дизель» прилагается).

 

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - Генеральным директором. Генеральный директор в решении оперативных вопросов в функционировании Общества действует на основе единоначалия, осуществляя действия от имени Общества, обеспечивает выполнение решений Общего собрания акционеров.

 

Между заместителями генерального директора и директорами по функциям распределены обязанности по осуществлению руководства и обеспечению функционирования подразделений Общества.

 

В структуре Общества 95 подразделений, в том числе: 4 производства, 22 основных цеха (20 из них в составе этих производств), 11 - вспомогательных и обслуживающих цехов, 37 - отделов, 21 - прочих подразделений (лаборатории, самостоятельные бюро, группы).

 

Всю основную деятельность Общества и планирование производства продукции определяет служба заместителя генерального директора - директора по производству.

 

Функции по обеспечению основного и вспомогательного производства Общества материальными ресурсами, автотранспортным перевозкам осуществляет служба заместителя генерального директора - директора по закупкам и логистике.

 

В соответствии с требованиями международных и российских стандартов по качеству ГОСТ Р ИСО 9001, МС ИСО 9001, ГОСТ Р 51814.1 (ИСО/ТУ 16949) контроль за разработкой и реализацией Политики Общества в области качества осуществляет служба заместителя генерального директора-директора по качеству.

 

Функции по планированию технико-экономических показателей, ценообразованию, финансовому регулированию выполняет служба заместителя генерального директора по экономике и финансам.

 

Функции по бухгалтерскому учету, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности выполняет бухгалтерия под руководством главного бухгалтера.

 

В состав предприятия входят 3 корпуса: главный корпус, корпус термогальванического производства (ТГП), корпус производства коробок переменных передач и запасных частей двигателя (КППиЗЧД). Проектная площадь завода - 526,1 тыс. кв.м., в том числе производственные площади 473,7 тыс. кв.м.; численность работающих по состоянию на 1.12.07г. составляет 8 269 человек, в том числе работники ООО «ЦТВР» - 99 человек.

 

2.2 Синтетический и аналитический учет аренды

 

В соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99 совершаемые организацией операции по аренде основных средств могут признаваться как:

 

–  операционная деятельность;

 

–  предмет деятельности;

 

–  обычный вид деятельности.

 

ОАО «КАМАЗ-Дизель» в своей деятельности учитывает аренду как операционная деятельность и как предмет деятельности. В то же время предприятие является как арендодателем, так и арендатором.

 

Рассмотрим учет аренды основных средств ОАО «КАМАЗ-Дизель» как у арендодателя по операционной деятельности.

 

Имущество, передаваемое по договору аренды, арендодатель продолжает учитывать на балансовом счете 01 «Основные средства». Стоимость передаваемого имущества отражается у него внутренней проводкой:

 

Дебет 01, субсчет «Арендованное имущество.

 

Кредит 01, субсчет - «Собственные основные средства»:

 

Начисленная амортизация отражается записью:

 

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

 

Кредит 02 «Амортизация основных средств».

 

Сумма арендной платы за отчетный месяц по предъявленному счету-фактуре без НДС на счетах бухгалтерского учета отражается так:

 

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

 

На сумму НДС по счету-фактуре производят запись:

 

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

 

Допускается отражение суммы арендной платы, включая НДС, по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». В таком случае на сумму НДС производят запись:

 

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

 

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

 

Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражается так:

 

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 

Кредит 98 «Доходы будущих периодов».

 

Затраты на ремонт основных средств, сданных в аренду, в соответствии с условиями договора могут производиться как за счет средств арендатора, так и арендодателя. Затраты на ремонт основных средств, сданных в аренду, за счет средств арендатора отражения в бухгалтерском учете арендодателя не находят.

 

Синтетический учет затрат на ремонт основных средств, сданных в аренду, за счет средств арендодателя зависит от того, кто осуществляет ремонтные работы: арендатор или арендодатель.

 

При осуществлении ремонтных работ арендатором за счет средств арендодателя сумма произведенных расходов засчитывается в счет погашения задолженности арендатора по арендной плате.

 

Синтетический учет ремонта основных средств, сданных в аренду, за счет средств арендодателя, проводимого арендодателем, зависит от ряда условий. Необходимо учесть:

 

–  каким способом осуществляются ремонтные работы: хозяйственным или подрядным;

 

–  кто выполняет ремонтные работы, осуществляемые хозяйственным способом: работники цехов вспомогательного либо основного производства;

 

–  учитываются ли предварительно на счете 97 «Расходы будущих периодов» расходы на ремонт;

 

–  создается ли арендодателем резерв расходов на ремонт основных средств.

 

Учет ремонтных работ в рассматриваемой ситуации аналогичен порядку учета ремонта собственных основных средств при хозяйственном и подрядном способах с созданием и без создания резерва расходов на ремонт, подробно описанному в главе б данной работы.

 

Вместе с тем имеются особенности при списании расходов по отремонтированным объектам. Если сдача имущества в аренду отражается арендодателем как операционная деятельность, то списываемые затраты на счетах бухгалтерского учета показываются записью:

 

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

 

Кредит 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

 

Капитальные вложения в основные средства, сданные в аренду, за счет средств арендодателя отражаются так:

 

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

 

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

 

Сумма НДС отражается следующим образом:

 

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

 

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» закрывается путем переноса сумм на счет 01 «Основные средства» [6. C. 198].

 

При возврате основных средств, сданных ранее в аренду, производится запись:

 

Дебет 01, субсчет «Собственные основные средства»

 

Кредит 01, субсчет «Арендованное имущество».

 

Например, в марте 2008 г. ОАО «КамАЗ - Дизель» передал в аренду ООО «Константа» помещение под склад площадью 100 кв. м сроком на 3 месяца. Первоначальная стоимость данного помещения 2500 тыс. руб. Согласно договору аренды была авансом начислена и получена плата за весь срок аренды исходя из суммы 5860 руб. за квадратный метр. За время аренды была начислена амортизация 9375 руб. Арендная плата списана в установленном порядке. По окончании срока аренды помещение возвращено ОАО «КамАЗ - Дизель».

 

В бухгалтерском учете ОАО «КамАЗ - Дизель» были сделаны следующие записи:

 

Д 01, субсчет «Основные средства, сданные в аренду»

 

К 01, субсчет «Собственные основные средства» - 2500000 руб. – объект основных средств передан в аренду;

 

Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 

К 98 «Доходы будущих периодов» - 1758000 руб. – начислена арендная плата за три месяца;

 

Д 51 «Расчетные счета»

 

К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - 1758000 руб. – получена арендная плата за три месяца авансом;

 

Д 98 «Доходы будущих периодов»

 

К 91 «Прочие доходы и расходы» - 1758000 руб. – списана арендная плата;

 

Д 91 «Прочие доходы и расходы»

 

К 02 «Амортизация основных средств» - 9375 руб. – начислена амортизация на сданные в аренду основные средства;

 

Д 01, субсчет «Собственные основные средства»

 

К 01, субсчет «Основные средства, сданные в аренду» - 2500000 руб. – возврат объекта основных средств из аренды;

 

Д 91 «Прочие доходы и расходы»

 

К 99 «Прибыли и убытки» - 166425 руб. – получена прибыль от сдачи помещения в аренду.

 

Рассмотрим учет аренды основных средств ОАО «КАМАЗ-Дизель» как у арендодателя по операционной деятельности.

 

Основные средства, взятые в аренду, учитываются у арендатора на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по стоимости, обозначенной в договоре.

 

Предъявленный для оплаты счет-фактура за арендованные основные средства производственного назначения от юридических лиц включается без НДС в издержки производства в зависимости от места их эксплуатации. Таким образом, дебетуются счета:

 

20 «Основное производство»,

 

25 «Общепроизводственные расходы»,

 

26 «Общехозяйственные расходы» и др., а кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сумма НДС, выделенная в счете-фактуре отдельной строкой, отражается так:

 

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

 

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

 

Начисление арендной платы за будущие периоды учитывают следующим образом:

 

Дебет 97 «Расходы будущих периодов»

 

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

 

Погашение кредиторской задолженности отражается записью:

 

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 

Кредит 51 «Расчетные счета».

 

Момент оплаты по счету является основанием для списания НДС, учтенного на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», в уменьшение задолженности бюджету:

 

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

 

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям».

 

Например, в январе 2008 г. ОАО «КамАЗ - Дизель» арендовало у ООО «Автоматика» здание под свои нужды общей площадью 250 кв. м сроком на 6 месяцев. Первоначальная стоимость здания 24800 тыс. руб. По договору стоимость аренды 1 кв. м составляла 5950 руб. за квадратный метр. Арендная плата начислялась и уплачивалась ежемесячно. По окончании срока аренды здание возвращено ООО «Автоматика».

 

В бухгалтерском учете ОАО «КамАЗ - Дизель» были сделаны следующие записи:

 

Д 001 «Арендованные основные средства» - 24800000 руб. – объект основных средств получен в аренду;

 

Д 25 «Общепроизводственные расходы»

 

К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - 1487500 руб. – ежемесячное начисление арендной платы;

 

Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 

К 51 «Расчетные счета» - 1487500 руб. – ежемесячное перечисление арендной платы ООО «Автоматика»;

 

К 001 «Арендованные основные средства» - 24800000 руб. – объект основных средств возвращен арендодателю.

 

Ремонт арендованных основных средств в соответствии с договором аренды может осуществляться за счет средств арендатора или арендодателя. При проведении ремонтных работ арендатором за счет собственных средств фактические затраты списываются на себестоимость продукции и учитываются аналогично расходам на ремонт собственных основных средств (см. глава 6 «Учет затрат на восстановление основных средств»).

 

При проведении ремонтных работ арендатором за счет средств арендодателя фактические затраты списываются в уменьшение кредиторской задолженности по арендной плате записями:

 

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — при подрядном способе ведения ремонтных работ;

 

Кредит 23 «Вспомогательные производства» — при хозяйственном способе ведения ремонтных работ и наличии у организации ремонтного цеха;

Информация о работе Учёт аренд основных средств