Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
Бухгалтерский учет является важнейшей функцией управления и инструментом контроля за стоимостными процессами, происходящими на предприятии.
Хозяйственные операции, оформленные соответствующими документами, для получения обобщенной информации о наличии и изменениях имущества предприятия, хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности подлежат группированию и отображению в определенном порядке в учетных регистрах.
1. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ И ИХ РОЛЬ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
1.1 Сущность и значение учетных регистров
Бухгалтерский учет является важнейшей функцией управления и инструментом контроля за стоимостными процессами, происходящими на предприятии.
Хозяйственные операции, оформленные соответствующими документами, для получения обобщенной информации о наличии и изменениях имущества предприятия, хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности подлежат группированию и отображению в определенном порядке в учетных регистрах.
В бухгалтерском учете
После проверки, приемки и бухгалтерской обработки, все первичные документы подлежат регистрации в специальных таблицах, называемых регистры.
Учетными регистрами называются таблицы
специальной формы, приспособленные
для регистрации первичных
В регистры из документов переносят всю информацию о совершившейся хозяйственной операции. Для этого в таблицах для каждого показателя отводится отдельная графа – порядковый номер записи, дата, наименование и номер документа, содержание операции, количество, сумма и другие.
Информация, которая содержится
в учетных регистрах,
При ведении регистров
Следовательно, предприятие может
вести регистры для отражения
в бухгалтерском учете
Поэтому для успешного изучения
и последующего правильного применения
и последующего правильного применения
регистров возникает
По внешнему виду учетные регистры делятся на книги, карточки и свободные листы, а также электронные таблицы (при использование средств вычислительной техники).
Бухгалтерские книги представляют собой сброшюрованные листы бумаги, на которых типографским способом отпечатаны специальные таблицы, предназначенные для регистрации и обобщения информации. Листы нумеруются, а их количество указывается прописью на последней страницы книги, подтверждается подписью главного бухгалтера и руководителя предприятия. Некоторые регистры, например кассовая книга, до начала работы с ними прошнуровываются. Концы шнура закрепляются с обратной стороны книг сургучной печатью. Все эти меры предопределяют главные достоинства бухгалтерских книг: незаметно изъять, потерять или заменить прошнурованные и сброшюрованные листы затруднительно.
Бухгалтерские книги широко применяются при ручной форме ведения учета. Однако, в последнее время, в связи с резким увеличением информационного потока процесс его обработки замедляется: привлечь несколько бухгалтеров для регистрации и обработки информации в одной книги невозможно, как невозможно сделать записи в книги с помощью ЭВМ. Это значительно сужает сферу применения данного вида учетных регистров на крупных и средних предприятиях.
Карточки – это стандартные листы бумаги или картона небольшого формата, на которые типографским способом нанесены таблицы со специальной графировкой. Их размещают в определенном порядке и хранят в запирающихся ящиках – картотеках.
В отличие от бухгалтерских книг карточки не скреплены между собой, поэтому записи в карточках могут одновременно производить несколько бухгалтеров, в том числе и с применением ПЭВМ.
В зависимости от нужд
управления и учета карточки
позволяют «механически»
Существенным недостатком
Сводные листы отличаются от карточек большими размерами и тем, что храниться в папках. Достоинства и недостатки – те же, что и у карточек.
Использование в бухгалтерской работе средств вычислительной техники позволяет переходить на безбумажные носители информации. В частности, учетные регистры могут формироваться в виде электронных таблиц и храниться в памяти ПЭВМ или на дискетах. При необходимости бухгалтер может распечатать их на свободных листах или на карточках.
По назначению (видам записи) учетные регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные.
Записи в хронологических
В систематических учетных регистрах информация из первичных документов обобщается исходя из экономического содержания хозяйственных операций в разрезе объектов учета.
В основе техники ведения таких регистров лежит не время поступления документов в бухгалтерию, а принцип двойной записи операции с помощью системы счетов.
Бухгалтер записывает операции в том
или ином регистре по конкретному
счету (например, в журнале №1 по
счету «Касса») или его отдельно
составляющим (например, в журналах
ордерах регистрации и
В комбинированных учетных
В журнале-ордере №6 регистрируются не только поступления материальных ценностей и услуг от подрядчиков в хронологической последовательности, но одновременно все эти ценности (услуги) записывают в дебет определенных счетов (07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 20 «Основное производство») с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
По степени обобщения информации учетные регистры делятся на синтетические, аналитические и комбинированные.
Регистры синтетического учета предназначены для обобщения информации в разрезе синтетических счетов и субсчетов. Записи в таких регистрах делаются в обобщенном виде, с указанием только номера, даты, суммы бухгалтерской проводки с очень кратким пояснительным текстом (например Главная книга, журнал-ордер №1).
Регистры аналитического учета предназначены для обобщения информации в разрезе аналитических счетов, детализирующих содержание показателей того синтетического счета, к которому они открыты. Записи в этих регистрах делаются подробнее, чем в регистрах синтетического учета с применением не только денежного, но и натуральных, трудовых измерителей или только натуральных измерителей (например, карточка складского учета, лицевой счет работника).
Комбинированные или комплексные учетные регистры совмещают синтетический и аналитический учет. Их структура позволяет вести учет соответствующих объектов в аналитическом разрезе и одновременно получать обобщенные синтетические показатели.
Поэтому отпадает необходимость сверки итогов по аналитическому и синтетическому счету.
К комбинированным регистрам
По форме графления учетные регистры делятся на односторонние, двухсторонние и многографные.
В односторонних учетных
В двухсторонних учетных
Многографные учетные регистры бывают двух видов: шахматные и линейные. Шахматные представляют собой таблицу с пересекающимися графами и строками. Записи в них делаются на пересечении избранной строки и столбца. В линейных (линейно-позиционных) учетных регистрах записи делаются строго по строкам.
По продолжительности ведения выделяют учетные регистры, открываемые на год (Главная книга), на квартал и на месяц (журналы-ордера).
По степени унификации учетные регистры делятся на типовые, отраслевые и специализированные.
Типовые учетные регистры обеспечивают наиболее рациональное ведение учетных типовых хозяйственных операций, свойственных для различных предприятий. Они бывают ведомственные и межведомственные.
Отраслевые учетные регистры разрабатываются на базе межотраслевых. Они предназначены для регистрации и обобщения информации, специфической для предприятия той или иной отрасли: строительство, промышленность, торговля и так далее.
Специализированные учетные
1.3 Хранение учетных регистров
Бухгалтеру важно не только грамотно вести бухгалтерский и налоговый учет, но и обеспечить правильное оперативное хранение и своевременную сдачу в архив документации. Следует помнить, что за ненадлежащее оформление, а также за нарушение порядка составления и утрату или незаконное уничтожение документов установлена административная ответственность как юридических, так и должностных лиц. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Сохранность первичных бухгалтерских документов (накладных, счетов, счетов-фактур, приходно-кассовых ордеров и т.д.), бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия.
Ответственность
за организацию хранения
Документы до передачи их в архив организации должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
Обработанные
вручную первичные документы
текущего месяца, относящиеся к
определенному учетному регистру,
выписки банка с
Особое значение имеет хранение документов, связанных с начислением заработной платы работникам предприятия.
Информация о работе Учетные регистры и их роль в бухгалтерском учете