Учетная поллитика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:44, реферат

Описание работы

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. Суть новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что предприятия самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения своих задач, но на основе установленных государством общих правил.
Выбранная организацией учетная политика оказывает большое влияние на показатели себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль и добавленную стоимость и имущество, показатели финансового состояния организации, их величину.

Работа содержит 1 файл

курсовой по БФО doc.doc

— 42.63 Кб (Скачать)

 «Изобретенный»  организацией способ бухгалтерского  учета, отсутствующий в системе  нормативного регулирования бухгалтерского  учета в РФ на момент принятия учетной политики должен быть всесторонне обоснован, исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы. Необоснованные способы бухгалтерского учета не должны подтверждаться аудиторскими организациями как обеспечивающие формирование достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатов организаций.

 При  необходимости организация определяет  через механизм учетной политики  специфику формирования своих  активов – основных средств,  нематериальных активов и т.д., или процессов – капитальных  ремонтов, модернизации, формирования  себестоимости и т.п. 

 Если  организация не может сформировать  достоверную информацию об объектах  бухгалтерского учета, используя  установленные нормативными документами  по бухгалтерскому учету правила, она вправе не применять данные правила, раскрыв данную информацию в пояснении к бухгалтерской отчетности. Согласно п.5 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете»: «…в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете».

Применение  иных способов бухгалтерского учета  по сравнению с общеустановленными должно аргументировано и обосновано. Согласно п. 16 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»: «…применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление факторов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации».

 Если  действующее законодательство противоречиво  излагает норму в отношении  одного и того же способа  бухгалтерского учета и при  этом практически невозможно  однозначно определиться с правильностью  той или иной трактовки, рекомендуется  воспользоваться инструментом учетной  политики.

 Таким  образом, учетная политика организации  является уникальным средством,  с помощью которого, во – первых, осуществляется процесс реальной  либерализации системы бухгалтерского  учета; во – вторых, происходит  совершенствование нормативной  системы по бухгалтерскому учету  и бухгалтерской отчетности; в  – третьих, разрешаются противоречия  действующего законодательства.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения  соответствующего организационно–распорядительного документа.

 При  формировании учетной политики  необходимо учитывать, что способы  ведения бухгалтерского учета,  избранные организацией, должны  применяться всеми филиалами,  представительствами и иными  подразделениями организации (включая  выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

 Вся  совокупность решаемых методом  учетной политики вопросов делится  на методические и организационно-технические. 

 Методические  аспекты – это те аспекты  учетной политики, которые влияют  на порядок формирования финансовых  результатов деятельности организации,  на оценку ее финансового состояния.

 Организационно–технические аспекты – приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско- финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

В части  раскрытия учетной политики ПБУ 1/2008 распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.

 В  соответствии со ст. 16 ФЗ «О  бухгалтерском учете» организации  обязаны публиковать годовую  бухгалтерскую отчетность не  позднее 1 июня года, следующего  за отчетным.

 Организация  должна раскрывать избранные  при формировании учетной политики  способы ведения бухгалтерского  учета, существенно влияющие на  оценку и принятие решений  заинтересованными пользователями  бухгалтерской отчетности. Существенные  способы ведения бухгалтерского  учета подлежат раскрытию в  пояснительной записке, входящей  в состав бухгалтерской отчетности  предприятия за отчетный год. 

 

1.3 Влияние учетной политики  на показатели бухгалтерской  отчетности организации

 

Учетная политика – это возможность за счет выбора методологических приемов представить в определенном свете финансовое положение хозяйствующего субъекта и его финансовый результат.

Прибыль или убыток – это неотъемлемая часть финансового положения. Однако это не совсем так: можно получить очень высокую прибыль, но потерять платежеспособность, финансовое положение окажется катастрофическим и наступит банкротство. С другой стороны, организация может получать убытки, но сохранять платежеспособность и достаточно долго существовать за счет скрытых резервов, кредитов и "проедания" оборотных средств.

Мощным  инструментом моделирования картины финансового положения организации, представляемой в бухгалтерской отчетности, является ее учетная политика.

Обычно  бухгалтер выбирает из методологических приемов, разрешенных нормативными документами, те, которые считает полезными. Весь выбор должен быть представлен тремя разделами:

1)  финансовая  политика (источники — План счетов  и все ПБУ);

2) налоговая  политика (базируется на статьях  Налогового кодекса РФ, имеющих  отношение к текущему учету,  ведущемуся в организации);

3) договорная  политика (организация может одни и те же сделки оформлять разными гражданско-правовыми договорами, которые приводят к различным финансовым последствиям).

Учетная политика фактически представляет собой: законный способ манипулирования показателями отчетности: величиной прибыли, оценкой активов и т. д. От того, какой метод учета фактов хозяйственной жизни выбран в учетной политике, напрямую зависит картина финансового положения организации, демонстрируемая в бухгалтерской отчетности.

Администрация организации должна принять решение о том, каким видам гражданско-правовых договоров отдается предпочтение. Это связано с тем, что при оформлении одинаковых по своей природе сделок различными договорами у хозяйствующего субъекта возникают не только различные правовые последствия, но и образуются существенно различающиеся финансовые результаты.

Во многих случаях российское законодательство по бухгалтерскому учету предусматривает  не один, а несколько различных  способов отражения в бухгалтерском  учете и финансовой отчетности тех  или иных активов, обязательств, доходов  и расходов. Право выбора в этих случаях остается за организацией.

Принятую  учетную политику следует обязательно  раскрыть в пояснительной записке  к годовой финансовой отчетности. Это связано с тем, что, читая финансовую отчетность организации, внешний пользователь не во всех случаях может определить, в какой оценке отражен тот или иной показатель, поскольку его оценка зависит от выбора, сделанного в учетной политике. То есть, без знания учетной политики, применяемой организацией, нельзя адекватно судить об уровне и составе показателей, отраженных в российской финансовой отчетности. Прежде, чем использовать эти показатели для анализа и принятия управленческих решений на основе сделанных аналитических выводов, следует разобраться в том, какие оценки тех или иных показателей представлены в данном конкретном финансовом отчете.

Следует заметить, что чем больше возможностей выбора способов ведения  бухгалтерского учета предусмотрено в действующем законодательстве, тем труднее читать финансовую отчетность без знания учетной политики организации. Следовательно, отмена в российском законодательстве по бухгалтерскому учету возможности выбора отдельных методов учета и отчетность позволит уменьшить разброс оценок показателей финансовой отчетности по уровню и составу, что облегчит чтение и понимание отчетности.

Элементами  учетной политики, которые влияют на уровень и состав финансовой отчетности являются следующие:

- способ амортизации основных средств (4 способа);

- выбор по переоценке основных средств (2 варианта);

- принятие решения об отражения актива в составе внеоборотных или оборотных в отношении объектов, которые дешевле 40000 руб. (2 варианта);

- способ амортизации нематериальных активов (3 способа);

- способ оценки при выбытии финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость (3 способа);

- методы списания материально-производственных запасов в производство или на продажу (4 метода);

- принятая оценка готовой продукции на одноименном счете 43 (2 оценки);

- принятый способ списания общехозяйственных расходов (2 способа);

- выбранная база для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов (много показателей, которые устанавливаются отраслевыми инструкциями по учету затрат на производство);

- способ оценки незавершенного производства (4 способа);

- выбор по созданию резерва по сомнительным долгам (2 варианта);

- выбор по созданию резервов предстоящих расходов (2 варианта);

- оценка товаров и тары в розничной торговли на счете 41 "Товары" (3 оценки);

- представление в бухгалтерском балансе информации по авансам выданным и расчетам с поставщиками (2 способа);

- представление в бухгалтерском балансе информации по авансам полученным и расчетам с покупателями (2 способа);

- представление в бухгалтерском балансе и в отчете о прибылях и убытках информации об отложенных налогах (2 способа).

Кроме того, действующее российское законодательство в некоторых случаях предусматривает, чтобы право выбора основывалось на профессиональном мнении бухгалтера, который должен оценить вероятность  наступления того или иного события  либо существенность факта хозяйственной  деятельности по влиянию на финансовую отчетность.

Это касается отражения в финансовой отчетности информации об условных фактах хозяйственной  деятельности, событиях после отчетной даты, применения принципа осмотрительности при отражении отложенного налогового актива.

На основе профессионального мнения бухгалтера, кроме того, согласно российскому  законодательству по бухгалтерскому учету  делается вывод об обесценении материально-производственных запасов, а также об обесценении финансовых вложений, по которым не определяется рыночная стоимость. В случае обесценения этих активов, создаются резервы под их обесценение, а в финансовой отчетности эти активы показываются по текущей рыночной стоимости. Оценка величины создаваемых резервов под обесценении также базируется на профессиональном мнении бухгалтера.

Срок, в  течение которого следует включить в себестоимость продукции, работ, услуг расходы будущих периодов также в некоторых случаях  устанавливается с учетом профессионального  мнения бухгалтера.

Возможность формировать некоторые показатели финансовой отчетности, базируясь на профессиональном мнении бухгалтера, приводит к тому, что разные финансовые специалисты сформируют в итоге  неодинаковую финансовую отчетность, требующую специальных пояснений  к оценке ее отдельных показателей.

Особое  внимание при формировании учетной  политики нужно обратить на оценку активов, в частности на оценку оборотных активов и связанные с ней существенные моменты:

1) признание  дохода и (или) расхода;

2) оценку  факта хозяйственной жизни;

3) образование  резервов.

Если  первый момент регламентирован нормативными актами, то второй можно регламентировать в учетной политике, а третий – почти целиком зависит от нее. Однако нужно иметь в виду, что объем резерва  – это, в сущности, не что иное, как оценка рисков, которые несет организация.

От выбранной  оценки зависит и финансовое положение  организации, и финансовый результат.

Кроме того, в учетной политике следует указать, ведется ли учет по натурально-стоимостной/количественно-суммовой схеме. Эти технические приемы также оказывают влияние на финансовый результат.

При разработке учетной политики большое значение имеет формирование величины финансового результата. Согласно правилу Дж. Дзаппа, сумма доходов всегда очевидна, а расходов – сомнительна. В нашем случае кредитовые обороты по счетам 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" известны, а вот дебетовые обороты, особенно по счету 90, необходимо исчислять. Весь секрет учетной политики сводится к тому, как эти дебетовые обороты (иначе говоря, расходы) определить.

Здесь вступает в силу принцип соответствия доходов тем расходам, благодаря которым эти доходы были получены. А именно: выбор методики амортизации, оценки запасов, резервирования потерь, отражения суммовых разниц, начисления резервов, признания моментов возникновения расходов, порядок списания общехозяйственных расходов. Все перечисленное определяет сумму затрат, благодаря которым получена выручка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Техника формирования бухгалтерской  отчетности ЗАО «Завод синтетического  спирта» за 2009 – 2010 гг.

 

2.1 Основные показатели деятельности предприятия

Информация о работе Учетная поллитика