Учетная поллитика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:44, реферат

Описание работы

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. Суть новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что предприятия самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения своих задач, но на основе установленных государством общих правил.
Выбранная организацией учетная политика оказывает большое влияние на показатели себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль и добавленную стоимость и имущество, показатели финансового состояния организации, их величину.

Работа содержит 1 файл

курсовой по БФО doc.doc

— 42.63 Кб (Скачать)

Введение

 

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к  постановке бухгалтерского учета в организациях. Суть новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что предприятия самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения своих задач, но  на основе установленных государством общих правил.

Выбранная организацией учетная  политика оказывает большое влияние на показатели себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль и добавленную стоимость и имущество, показатели финансового состояния организации, их величину.

Следовательно, учетная политика предприятия является одним из главных средств формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций. В то же время предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм. При этом учетная политика является одним из основных объектов аудиторской проверки, с которого обычно и начинается аудит предприятия

На основе изложенного выше, представляется вполне обоснованной актуальность выбранной  темы – Учетная политика и ее влияние на показатели бухгалтерской отчетности предприятия.

Цель  курсовой работы – раскрыть сущность, принципы формирования учетной политики, а также рассмотреть технику формирования бухгалтерской отчетности, определить влияние учетной политики на ведение бухгалтерского учета и отчетности в организации.

Для осуществления  цели поставлены и решены следующие задачи:

    • раскрыты теоретические аспекты формирования бухгалтерской отчетности в соответствии с учетной политикой;
    • определено влияние учетной политики на показатели бухгалтерской отчетности организации;
    • проведена оценка основных показателей деятельности предприятия за 2009-2010 гг.
    • изучены положения учетной политики и содержание бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;
    • показано влияние учетной политики на ведение бухгалтерского учета и отчетности в организации.

Объектом  исследования курсовой работы  является ЗАО «Завод синтетического спирта», основным видом деятельности которого является производство прочих основных органических химических веществ, не включенных в другие группировки.

В качестве информационной базы работы были использованы данные бухгалтерской отчетности ЗАО «Завод синтетического спирта» за 2009-2010 гг. – бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках; приказ об утверждении «Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета», а также методическая, научная и учебная литература. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты формирования  бухгалтерской отчетности в соответствии  с учетной политикой организации

 

1.1 Понятие учетной политики  и принципы ее формирования

 

В бухгалтерском  учете под учетной политикой  организации понимается, принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое  определение дано в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н.

Основные правила  ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом «О бухгалтерском  учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Одно из правил гласит: «Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется  учетная политика в соответствии с установленными допущениями и  требованиями». Понятия «допущения»  и «требования» тоже являются правилами  ведения бухгалтерского учета. Наличие  таких допущений и требований объясняется самим предназначением  бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики: он призван обеспечить получение полной и достоверной  информации о финансовом положении  организации, выступать способом общения  деловых людей, быть составляющей общегосударственной  системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов к ведению учета.

При формировании учетной политики в соответствии с действующим законодательством  организации должны исходить из ряда следующих основных допущений (п. 5 ПБУ 1/2008):

- активы и обязательства организации  существуют обособленно от активов  и обязательств собственников  этой организации и активов  и обязательств других организаций  (допущение имущественной обособленности);

- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Под допущениями понимаются условия  деятельности организации, которые  должны обязательно ею выполняться  в течение всего периода действия учетной политики.

Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований, обеспечивающих адекватность учетной политики хозяйственной  ситуации. К числу требований-принципов (п. 6 ПБУ 1/2008), которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся:

- полноту отражения в бухгалтерском  учете всех фактов хозяйственной  деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов  хозяйственной деятельности в  бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности (требование своевременности);

- большую готовность к признанию  в бухгалтерском учете расходов  и обязательств, чем возможных  доходов и активов, не допуская  создания скрытых резервов (требование  осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском  учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их  правовой формы, сколько из  их экономического содержания  и условий хозяйствования (требование  приоритета содержания перед  формой);

- тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета  на последний календарный день  каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского  учета, исходя из условий хозяйствования  и величины организации (требование  рациональности).

Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение  бухгалтерского учета организации  и утверждается руководителем организации. При этом руководителю необходимо издать приказ об утверждении учетной политики (п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском  учете, п. 4, 8 ПБУ 1/2008). Сама учетная политика может быть оформлена отдельным  документом либо включена в текст  приказа. При формировании учетной  политики главный бухгалтер и  руководитель утверждают:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

С 2010 г. компания при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета может выбрать тот или иной способ из нескольких допускаемых законодательством РФ и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если же закон не предусматривает вообще никаких вариантов, то компания может разработать свой способ, используя ПБУ и МСФО. При этом все ПБУ, кроме ПБУ 1/2008, применяются для разработки такого способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (п. 7 ПБУ 1/2008).

 

1.2 Роль учетной политики в  системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности

 

В настоящее  время в России фактически сложилась  четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

1 уровень  - Федеральный закон «О бухгалтерском  учете», другие федеральные законы, указы президента РФ и постановления  правительства РФ по вопросам  бухгалтерского учета;

2 уровень  - положения по бухгалтерскому  учету;

3 уровень  - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные  им документы;

4 уровень  - внутренние документы конкретной  организации. 

Учетная политика организации является элементом  системы регулирования бухгалтерского учета в РФ. Согласно п.3 ст.5 «Регулирование бухгалтерского учета» Федерального закона «О бухгалтерском учете»: «организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает, как в организации ведется  учет. ПБУ 1/2008 в части формирования учетной политики распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм. Система внутренних регламентирующих бухгалтерский учет в организации шире, чем только приказ об учетной политике.

 Во–первых, эта система содержит собственно учетную политику организации – документ,  являющийся связующим звеном, между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учету, и ее внутренним законодательством.

Во–вторых, данная система должна содержать положения и инструкции по бухгалтерскому учету для конкретной организации, носящие в отношении нее обязательный характер.

 Название  этих документов, их содержание  и статус, принципы построения  и взаимодействия между собой,  а также порядок подготовки, утверждения  и актуализации руководство организации  определяет самостоятельно. Чем  больше организация, тем сложнее  ее структура, чем более серьезные  задачи она ставит в своем  развитии, тем значимее для нее  создание четкой системы внутреннего  нормативного регулирования (системы  ведения бухгалтерского учета).

 Например, приказ по учетной политике  организации должен содержать  конкретную информацию по обоснованию  следующих групп вопросов:

- выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования (как правило, второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ);

- способы бухгалтерского учета, описание которых определены вышестоящими нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения, исходя из специфики их условий хозяйствования – отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.д.;

- способы бухгалтерского учета, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету РФ, но которые не позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учета;

- способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, и представляется достаточно сложным определить законодательные приоритеты того или иного способа.

 Поясняя приведенные выше положения, необходимо отметить:  при формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Желательно по каждому такому способу приводить его нормативное обоснование, т.е. указывать на основании какого нормативного документа принято то или иное положение по учетной политике. Предприятие не вправе через механизм учетной политики решать те вопросы, которые не входят в его компетенцию.

Информация о работе Учетная поллитика