Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Учетная политика предприятия – это принятая ее совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение факторов хозяйственной деятельности).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Учетная политика: цели, задачи, порядок выполнения………………....5
1.1 Понятие учетной политики…………………..……………………………
1.2 Формирование учетной политики………………………………………...
1.3 Изменение учетной политики…………………………………………….
2 Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета..………
2.1 Разработка рабочего плана счетов………………………………………..
2.2 Выбор формы бухгалтерского учета……………………………………..
2.3 Организация бухгалтерского учета………………………………………
2.4 Формы первичных документов……………………………………………
2.5 Инвентаризация…………………………………………………………….
2.6 Система внутреннего контроля……………………………………………
3 Элементы учетной политики…………………….…………………………
3.1 Учет основных средств…………………………………………………….
3.2 Учет нематериальных активов……………………………………………..
3.3 Учет производственных запасов…………………………………………..
3.4 Создание резервов…………………………………………………………
3.5 Учет займов и кредитов……………………………………………………
4 Раскрытие учетной политики………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Учетная политика предприятия.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

  - разработки предприятием новых  способов ведения бухгалтерского  учета;

  - существенного изменения условий  деятельности.

  Не  считается изменением учетной политики утверждение способа ведения  бухгалтерского учета фактов хозяйственной  деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности предприятия.

  Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном  для учетной политики.

  Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

  Внесение  изменений в учетную политику оформляется приказом руководителя.

  Если  у организации возникли операции, схема учета которых не была установлена, то учетную политику следует дополнить. Все дополнения утверждаются приказом руководителя. Вносить их можно в течение всего года. 
 
 
 
 

2 Выбор техники,  формы и организации  бухгалтерского учета

2.1 Разработка рабочего плана счетов

  Предприятие самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Оно вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Министерства финансов Российской Федерации) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

  На  основе системы субсчетов, предусмотренной  утвержденным Планом счетов и Инструкцией  по применению Плана счетов, организации  определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

  2.2 Выбор формы бухгалтерского  учета

  Предприятие самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерая, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

  2.3 Организация бухгалтерского  учета

  Ответственным за организацию бухгалтерского учета  на предприятии является руководитель. Именно он принимает решение о  том, как нужно вести учет. В зависимости от сложности хозяйственных операций, количества работников, наличия обособленных подразделений и объема работ вести учет могут:

  • бухгалтерия, под руководством главного бухгалтера;
  • один бухгалтер, состоящий в штате организации;
  • специализированная организация  (аудиторская фирма) или бухгалтер-специалист, работающий по договору гражданско-правового характера.

    2.4 Формы первичных  документов

  Если  для учета какой-либо операции унифицированной  формы документа не существует, предприятие может разработать ее самостоятельно.

  Согласно  ст. 9 Закона о бухгалтерском учете  каждый первичный документ должен содержать обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату, когда он был составлен;
  • название предприятия, составившего документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном  и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи этих лиц.

    2.5 Инвентаризация

  Инвентаризация имущества и обязательств проводится для того, чтобы проверить, насколько достоверны данные бухгалтерского учета. Согласно п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете проводить инвентаризацию необходимо в следующих случаях:

  • перед составлением годовой отчетности. Исключение делается только для инвентаризации основных средств, которую можно проводить один раз в три года, и инвентаризации библиотечного фонда, которую можно проводить один раз в пять лет;
  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при краже и порче имущества;
  • при реорганизации либо ликвидации предприятия;
  • в чрезвычайных ситуациях (при пожарах, стихийных бедствиях).

    2.6 Система внутреннего  контроля

  Внутренний  контроль в организации может  проводить ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, либо конкретный работник. Если на предприятии нет службы контроля, то всю ответственность следует равномерно распределить между работниками. Однако, если наделить кого-то большим количеством полномочий, это может привести к случайным либо умышленным ошибкам.

  Наиболее  существенными элементами организации  внутреннего контроля, применяемыми предприятиями с учетом конкретных особенностей их деятельности, являются следующие:

1. Отделение функций по осуществлению реальной коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности от функции по ведению бухгалтерского учета. Один и тот же сотрудник предприятия не должен распоряжаться материальными ценностями и денежными средствами и вести бухгалтерский учет операции с этими актами. Такой подход обеспечивает объективность и независимость учета и создает основу для действительного внутрипроизводственного контроля.

2. Разделение функций по ведению бухгалтерского учета. При распределении обязанностей между работниками бухгалтерской службы необходимо добиваться, чтобы один сотрудник не осуществлял контроль за ведением всего участка бухгалтерского учета, выполняя одновременно с этим какую-либо одну операцию на том же участке.

3. Установление ответственности каждого работника предприятия. При подборе персонала предприятия необходимо точно определить меру ответственности конкретных исполнителей за правильностью приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, за соблюдением норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, за правильное оформление и составление первичных учетных документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкое распределение ответственности не только даст психологический эффект, ни и позволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей.

4. Система утверждений. Внутренними правилами и регламентами предприятия должен быть определен круг должностных лиц, которые имеют право подписи документов на отпуск материальных ценностей, на расход денежных средств, на принятие к учету командировочных и представительских расходов. Особо должно быть ограничено число лиц, которым предоставлено право распоряжаться дефицитными ценностями и дорогостоящим имуществом. Может быть установлен порядок, при котором материалы, признанные дорогостоящими и дефицитными, выдаются лишь при наличии на расходных документах визы уполномоченного работника бухгалтерской службы.

5. Использование бланков строгой отчетности. Бланки отдельных видов первичных документов, которыми оформляются операции движения определенных ценностей, могут быть отнесены к бланкам строгой отчетности, за движением которых устанавливается особый контроль.

6. Организация хранения ценностей. Перечислим некоторые предпосылки действительного контроля за сохранностью ценностей: соответствующее оборудование складских помещений и их специализация; материалы должны быть размещены таким образом, чтобы можно было быстро их найти; необходимо оснастить места хранения соответствующими весовыми, измерительными и контрольными приборами и приспособлениями, мерной тарой; денежные средства должны храниться в специально изолированных помещениях.

7. Средства охраны. Вероятность хищений материальных ценностей и денежных средств, утери соответствующих документов снижается при надлежащей организации охраны, применении средств сигнализации, установление сейфов, ограничении доступа к ценностям и денежным средствам.

8. Внезапные проверки. Хозяйственную деятельность периодически должны контролировать бухгалтерская служба, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, независимая аудиторская организация, лица, уполномоченные правлением или дирекцией. В частности, один раз в месяц целесообразна внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом всей наличности и проверкой других ценностей, находящихся в ней; работники бухгалтерской службы должны систематически проверять фактическое наличие тех или иных материальных ценностей, особенно дорогостоящих и дефицитных; в ходе аудиторской проверки может быть проведена выборочная проверка наличия и состояния каких-либо ценностей.

9. Квалификация персонала. На предприятии должно быть организовано систематическое обучение персонала правилами приемки и отпуска материальных ценностей и денежных средств, технике составления и оформления первичной учетной документации в соответствии с положениями и требованиями действующего хозяйственного законодательства.

3 Элементы учетной  политики

3.1 Учет основных средств

    К основным средствам относятся  все материальные объекты, используемые больше года для целей производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией, вне зависимости от их стоимости.

  При этом объекты основных средств, которые  стоят не более 2000 руб. за единицу, могут  списываться на издержки производства и обращения по мере их отпуска  в производство или эксплуатацию.

  Однако, некоторые нормативные документы  до сих пор противоречат порядку отнесения имущества к основным средствам, который установлен ПБУ 6/01. Так в п.50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации установлено, что предметы, стоящие не более 100 МРОТ независимо от срока их полезного использования, к основным средствам не относятся и учитываются в составе средств в обороте.

  Согласно  Налоговому кодексу Российской Федерации, к основным средствам также относится  имущество со сроком полезного использования  свыше 12 месяцев. Однако, если его стоимость превышает 10 000 руб., для целей налогообложения такое имущество списывается на расходы в момент его отпуска в производство.

  В разделе “бухгалтерской” учетной  политики, посвященном основным средствам, следует указывать виды основных средств, стоимость которых не будет погашаться путем начисления амортизации. ПБУ 6/01 относит к таким основным средствам жилые дома, общежития, квартиры, объекты внешнего благоустройства, лесного и дорожного хозяйства, продуктивный скот, многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста, имущество некоммерческих организаций. По таким основным средствам предприятие должно в конце года начислять износ, суммы которого отражаются за балансом на счете 010 “Износ основных средств”.

  В свою очередь в ст.256 НК РФ также проводится перечень объектов, которые не включают в состав амортизируемого имущества для целей налогообложения. К ним, помимо перечисленных в ПБУ 6/01, относятся:

  • основные средства бюджетных организаций;
  • основные средства, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств;
  • периодические издания и произведения искусства;
  • основные средства, полученные в рамках целевого финансирования.

  Таким образом, при формировании учетной  политики организации необходимо определить перечень имущества, не подлежащего амортизации, как для налогового, так и для бухгалтерского учета.

  В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» амортизация объектов основных средств производится по одному из следующих способов:

  - линейный способ;

  - способ уменьшаемого остатка;

  - способ списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ);

  - способ списания стоимости по  сумме чисел лет срока полезного  использования.

  В учетной политике для целей налогообложения  необходимо определить “налоговые” методы начисления амортизации. Статья 259 Налогового кодекса предусматривает два метода – линейный и нелинейный. Линейный метод в обязательном порядке применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, со сроком полезного использования свыше 20 лет. Все остальные объекты основных средств в налоговом учете могут амортизироваться как линейным, так и нелинейным методом. При этом к нормам амортизации можно применять соответствующие коэффициенты: повышающие и понижающие. Применение понижающих коэффициентов возможно и по решению руководителя организации, закрепленному в учетной политике.

Информация о работе Учетная политика предприятия