Учетная политика на предприятии, ее роль и значение на примере ООО «ЮНИКАБ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании роли и значения учетной политики для предприятий Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие и основные элементы учетной политики на предприятиях;
2. Проанализировать порядок формирования учётной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта;
3. Выявить проблемы и пути совершенствования учетной политики предприятия.
Предметом исследования является формирование учётной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта.
Объектом исследования является учетная политика организации.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Сущность и нормативная база формирования учетной политики экономического субъекта 5
1.1. Понятие и основные элементы учетной политики 5
1.2. Основные этапы формирования учетной политики на предприятиях 10
1.3. Основные нормативные документы, регламентирующие учетную политику предприятия 13
Глава 2. Организация учетной политики на примере ООО «ЮНИКАБ» 17
2.1. Общая характеристика ООО «Юникаб» 17
2.2. Учетная политика предприятия в целях бухгалтерского учета 21
2.3.Учетная политика предприятия для целей налогового учета 27
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования учетной политики предприятий 30
3.1. Внесение изменений в учетную политику 30
3.2. Раскрытие учетной политики в отчетности 34
Заключение 38
Приложения 40
Список использованной литературы 61

Работа содержит 1 файл

Учетная политика на предприятии, ее роль и значение.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условиям хозяйствования. Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия. Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил. 

    1. Основные  этапы формирования учетной политики на предприятиях
 

     При формировании учетной политики организация должна исходить из допущений (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности факторов хозяйственной жизни) и выполнять требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета (требование полноты, своевременности, осмотрительности, непротиворечивости, рациональности, требование приоритета содержания перед формой). При этом если организация при ведении бухгалтерского учета отступает от допущений, установленных п.6 ПБУ 1/98, она обязана раскрыть причины этих отступлений в учетной политике.6

     Основные  правила составления учетной  политики закреплены в ст. 6 Закона о  бухгалтерском учете. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтера организации, утверждается руководителем и оформляется соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением).

     Согласно  п.8 ПБУ 1/98, при формировании учетной  политики по конкретному направлению  ведения и организации бухгалтерского учета организацией осуществляется одним способом из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из положений по бухгалтерскому учету.

     В том случае, когда организация  не может сформировать достоверную информацию об объектах исходя из установленных правил бухгалтерского учета, это должно быть отражено в пояснительной записке. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (п.4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

     Выбор конкретного варианта учета должен быть определен в соответствии с его выгодой для деятельности организации, учитывая при этом объем учетной работы.

     Вновь созданная организация должна сформировать учетную политику и оформить ее соответствующим приказом не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.7

     Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов: 8

  1. определение объектов бухгалтерского учета, в отношении  которых должна быть разработана учетная политика;
  1. выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгалтерского учета;
  1. обоснование исходных положений построения учетной  политики;
  1. идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;
  1. выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;
  1. оформление  избранной учетной политики.

    Последовательность  этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку  каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов, при адекватности которых эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством поверки каждого отобранного на предыдущем этапе способа системой  соответствующих критериев.  На  шестом,  заключительном, этапе избранная учетная политика  получает  соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

     В связи с тем, что дополнения можно  внести в учетную политику в необходимый момент, не стоит перегружать ее излишней информацией. В учетной политике необходимо рассматривать лишь те факты хозяйственной деятельности, которые имеют место в настоящее время или планируются в ближайшем будущем. Процесс формирования учетной политики состоит из нескольких последовательных этапов.

     Таким образом, при формировании учетной политики организация должна исходить из допущений и выполнять требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтера организации, утверждается руководителем и оформляется соответствующим организационно-распорядительным документом. 

     1.3. Основные нормативные документы, регламентирующие учетную политику предприятия

     Как известно, учетная политика - основной документ для каждого бухгалтера. Именно она определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерии, но всей организации в целом. Насколько точно бухгалтер сможет предусмотреть все нюансы учетной работы, обусловленные спецификой деятельности организации, настолько верно он сумеет выбрать наиболее оптимальную схему ведения бухгалтерского учета. А от этого в конечном итоге зависит величина налогов, соответственно, финансовое благополучие организации. Учетная политика должна опираться на следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и IIю – М.: Проспект, 1998.
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. « 94н.
  5. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложения прибыли. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н.
  9. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н.
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01.  Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н.
  11. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты».  ПБУ 7/98.   Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г.№ 56н.
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности».  ПБУ 8/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. №57н.
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций». ПБУ 10/99.  Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н.
  15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов».  ПБУ 14/2000.   Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н.
  16. «О формах бухгалтерской отчетности организации» Приказ Минфина РФ от 13.01. 2000 г. № 4н.
  17. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
  18. «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства». Утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.98 № 64н.
  19. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а.

     Ведение бухгалтерского учета в соответствии с перечисленными документами обязанность  бухгалтера на предприятии, а контроль за правильным ведением и соблюдением законодательной дисциплины – удел финансового менеджмента. Чем лучше и грамотнее будет поставлена бухгалтерская работа на предприятии, более слаженного рационального ведения бухгалтерского учета,  правильно подобранной учетной политики будет зависеть репутация данной организации и соответственно финансовое положение предприятия.9

     Таким образом, учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условиям хозяйствования, т.е. порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета.

     Учетная политика - основной документ для каждого бухгалтера.  Она определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерии, но всей организации в целом. Учетная политика опирается на нормативные документы. Ведение бухгалтерского учета в соответствии с этими документами обязанность бухгалтера на предприятии. 
 
 
 
 

     Глава 2. Организация учетной  политики на примере  ООО «ЮНИКАБ»

2.1. Общая характеристика ООО «Юникаб»  

    Общество  с ограниченной ответственностью «Юникаб» (далее общество или ООО)  было создано в соответствии с Гражданским кодексом и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью», и зарегистрировано  постановлением администрации г. Волгограда 10 августа 2006 года.

    Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью.

    Форма собственности – частная.

    Юридический адрес: 400002, г. Волгоград, Советский р-он, ул.Слесарная,101.

    Общество  является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, печать и  штампы со своим наименованием и  указанием на место нахождения общества, свой торговый знак, расчетный счет в учреждении банка, ведет бухгалтерский учет. ООО «Юникаб» обособленных подразделений не имеет.

    Учредительными  документами Общества являются его  устав и решение участника. Решением участника определяется порядок создания общества, размер его уставного капитала. Устав ООО «ЮНИКАБ» содержит сведения о юридическом статусе общества; целях и предмете деятельности; о размере уставного капитала, о составе и компетенции органов управления обществом, о ликвидации и реорганизации общества, о порядке распределения прибыли и др.

    Одной из важнейших характеристик коммерческой организации является величина уставного  капитала. На момент регистрации уставный капитал общества составлял 10 тыс. рублей.

    Исполнительный  орган ООО «Юникаб» единоличный  – генеральный директор, он же является и органом управления -  Запускалов А.В. Он осуществляет оперативное руководство деятельностью общества.

    Имущество общества образуется за счет следующих источников(рис.2)

    Рис.2. Источники образования имущества организации

    Анализ  по данным: таким образом имущество общества составляют основные фонды, оборотные средства, иные материальные и нематериальные активы, и другое имущество, отражающееся на его самостоятельном балансе.

    ООО «Юникаб» осуществляет следующие виды деятельности: (рис.3.)

    

    Рис.3. Виды деятельности ООО «Юникаб» 

     Анализ  по данным: на сегодняшний день это - одна из стабильных компаний на городском  рынке оптово-розничных  компаний, занимающийся реализацией офисной мебели, мебели для дома и общественных помещений. ООО «Юникаб» занимается продажей мебели на рынке Волгоградской области и ближайших регионов 5 лет.

     По  своим размерам предприятие относится  к малому. Количество сотрудников  по состоянию на начало 2011 года – 8 человек. В обществе действует простая повременная по окладу форма оплаты труда.

     Общая численность работающих в ООО «Юникаб» составляла на конец 2010 г. – 8 человек, для сравнения за 2008-2009 г. – 9 человек, то есть в 2010 г. среднесписочная численность уменьшилась на 1 чел. 
 
 
 

     Основными поставщиками общества являются следующие компании:

Наименование Вид продукции

(что  поставляет)

Доля  от объема

поставок

Срок

сотрудничества

ООО «Виско Интар» г.Рязань Офисная мебель 20 % 2 года
ООО «Протон» г.Санкт-Петербург Мебель (стулья) 25 % 2 года

Информация о работе Учетная политика на предприятии, ее роль и значение на примере ООО «ЮНИКАБ»