Учетная политика и финансовая отчетность

Автор: Татьяна Ахпанова, 01 Сентября 2010 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Содержание

1. Учетная политика 6
1.1. Значение учетной политики 6
1.2. Содержание и структура приказа об учетной политике 7
1.3. Учет в филиалах (обособленных подразделениях) 10
1.4. Применяемые формы первичных учетных документов 11
1.5.Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов 11
1.6. График и правила документооборота 11
1.7. Учетная политика в МСФО 12
2. Понятие финансовой отчетности предприятия 18
2.1 Состав финансовой отчетности предприятия 18
2.2. Бухгалтерский баланс предприятия 20
2.3 Отчет о прибылях и убытках 20
2.4. Отчет об изменениях капитала 22
2.5 Отчет о движении денежных средств 24
2.6 Приложение к бухгалтерскому балансу 25
2.7. Учетная политика и бухгалтерская отчетность 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А. 36
Приложение Б. 38
Приложение В. 39
Приложение Г. 42
Приложение Д. 44
Приложение Е. 51

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     1.3. Учет в филиалах (обособленных подразделениях)

     При наличии у организации филиалов (иных обособленных подразделений) следует  иметь в виду, что учетная политика утверждается по организации в целом. Филиалы (обособленные подразделения) не могут применять учетную политику, отличную от учетной политики головной организации, так как это нарушает пункт 10 ПБУ 1/98.

     Организация должна встать на учет в налоговой  инспекции по месту своего нахождения и по местонахождению каждого  своего филиала (как выделенного на отдельный баланс, так и невыделенного), где ей присваивается КПП код причины постановки на учет в налоговом органе. С 1 января 2000 года у организаций не будет приниматься отчетность, в которой не указан КПП. Об этом сообщило МНС России в своем письме от 6 сентября 1999 г. N АП-6-12/703.

     Кроме того, необходимо определить уровень  централизации учетных работ:

     при централизованной форме весь учет ведется  центральной бухгалтерией, при децентрализованной форме на местах функционируют свои учетные подразделения.

     Если  организация производит распределение  расходов между головной организацией и филиалами, то в учетной политике следует оговорить порядок документального  подтверждения такого перераспределения. 
 

     1.4. Применяемые формы первичных учетных документов

     Как известно, основанием для отражения  хозяйственных операций в бухгалтерском  учете являются первичные учетные  документы.

     Если  для оформления какой-либо хозяйственной  операции типовые (унифицированные) формы  первичных документов не утверждены, то организация может утвердить их самостоятельно. При этом такие формы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, составившей этот документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; перечень должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

     В зависимости от характера операции в первичные документы могут  быть включены и дополнительные реквизиты.

     1.5. Перечень лиц,  имеющих право подписи первичных  документов

     Перечень  лиц, имеющих право подписи первичных  документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Данный порядок установлен пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", а также пунктом 14 Положения по ведению бухгалтерского учета.

     1.6. График и правила  документооборота

     Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "О  бухгалтерском учете" и пунктом 8 Положения по ведению бухгалтерского учета предусмотрено, что организация  должна утвердить правила документооборота.

     Документооборот в организации регламентируется графиком. Он составляется в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи  и сроков выполнения работ.

     В связи с изменением учетной политики предприятие должно определить порядок  регулирования суммовых разниц, возникающих при переходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая суммовая разница включена в издержки производства или будет отнесена на чистую прибыль, либо капитализирована.

     Методику разработки учетной политики организации можно строить на базе:

     1) замкнутого финансово-хозяйственного  цикла;

     2) рабочего плана счетов.

     Чаще  всего используют рабочий план счетов. Этот метод, несколько более формализован, нежели метод замкнутого финансово-хозяйственного цикла.

     Метод замкнутого финансово-хозяйственного цикла строится на кругообороте материальных ценностей и денежных средств, определяемом по схеме:

     инвестиции  в собственную организацию -> производственный процесс -> реализация продукции (работ, услуг) -> получение денежных средств. 

     1.7. Учетная политика  в МСФО

     В МСФО учетная политика (accounting policies) определяется как совокупность конкретных принципов, допущений, правил и подходов, принятых компанией для подготовки и представления финансовой отчетности. В отличие от российской практики международные стандарты оперируют этим понятием исключительно применительно к финансовой отчетности, а не бухгалтерскому учету в целом. Подход к формированию учетной политики компании, сформулированный в МСФО, нацелен на обеспечение соответствия финансовой отчетности стандартам.

     Этот  подход является достаточно жестким. Согласно МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" компания должна ориентироваться  прежде всего на принципы и требования, предписанные МСФО. При отсутствии таковых для отдельных операций руководство компании вырабатывает учетную политику, при использовании которой финансовая отчетность будет содержать полную и непредвзятую информацию, необходимую пользователям для принятия решений, достоверно отражающую финансовые результаты деятельности и финансовое положение компании. В последнем случае МСФО предлагают три способа (источника) определения учетной политики: по аналогии со сходными операциями, исходя из общих определений и критериев, на основе национальных правил и признанной практики.

     Первый  способ предполагает ориентацию на требования, принятые для сходных операций, и  общие принципы системы МСФО. При  этом рассматриваются стандарты  и разъяснения, которые непосредственно  не регулируют конкретный вопрос. Сходство операций устанавливается на основе профессионального суждения. Например, при отражении согласно МСФО 28 "Учет инвестиций в ассоциированные компании" в отчетности инвестиций в ассоциированные компании (associats) методом долевого участия многие процедурные вопросы должны решаться в порядке, аналогичном предусмотренному МСФО 27 "Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании". Это, в частности, касается отражения активов, приобретенных по справедливой стоимости, исчисления и амортизации гудвилла, дат начала и окончания применения метода долевого участия. При втором способе источником учетной политики компании по конкретному вопросу, прямо не урегулированному стандартами, выступают общие определения и критерии признания, описанные в Принципах подготовки и представления финансовой отчетности. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении: должен ли (и в какой момент) объект быть капитализирован (списан в расход), как отражать в отчетности суммы НДС, подлежащего возмещению из бюджета, и других налогов (кроме налогов на доходы, порядок учета которых установлен в МСФО 12), подлежащих уплате.

     В приведенных случаях Принципы помогают специалистам, занятым подготовкой  отчетности, применять стандарты и решать вопросы, которые пока не нашли отражения в каком-то специальном документе. При третьем способе допускается использовать национальные правила учета, а также ориентироваться на общепризнанную практику разрешения конкретных вопросов. В данном способе источником требований и принципов отчетности могут стать, в частности, Общепринятые принципы финансовой отчетности США (US GAAP), которые, по общему признанию, содержат детально разработанные правила учета для многих сложных операций. Однако этот способ допустим лишь в том случае и в той степени, в какой национальные правила и отраслевая практика не противоречат духу и логике Принципов подготовки и представления финансовой отчетности, стандартов и разъяснений. Например, в настоящее время в системе МСФО отсутствуют какие-либо специальные требования в отношении признания и измерения объектов в определенных отраслях хозяйства (добывающая промышленность, страхование и др.). Поэтому компании, действующие в данных отраслях, часто используют при подготовке финансовой отчетности учетные принципы, принятые на национальном уровне.

     Это относится, в частности, к группировке  в отчете о прибылях и убытках  затрат компании. Другой пример связан с раскрытием информации о неоплаченном капитале компании. Поскольку МСФО не содержат конкретных требований и подходов к разрешению этого вопроса, при составлении отчетности в данном вопросе обычно пользуются подходами, предусмотренными правилами США. В МСФО специально не рассматривается возможность при отсутствии конкретных требований ориентироваться на публикуемые Правлением Комитета по МСФО проекты стандартов и другие материалы как источник разрешения вопросов, возникающих при подготовке финансовой отчетности. Очевидно, что окончательное решение отражается лишь в стандарте, принятом Правлением. Вместе с тем, по нашему мнению, подобные материалы полезны при выработке учетной политики в отношении какой-то конкретной операции, порядок отражения которой в финансовой отчетности действующими стандартами пока не определен. Они могут использоваться в качестве своего рода дополнительного аргумента, особенно в тех случаях, когда очевидно, что положения, включенные в проекты, получили широкую профессиональную поддержку при обсуждении.

     Однако  необходимо понимать, что если требования окончательно принятого стандарта будут отличаться от требований, изложенных в проекте, то следование требованиям проекта может привести к необходимости ретроспективных корректировок отчетности. В любом случае избранная учетная политика должна обеспечивать формирование такой финансовой отчетности компании, которая содержит уместную и надежную информацию. Согласно Принципам подготовки и представления финансовой отчетности информация признается уместной, когда она влияет на принимаемые пользователями отчетности экономические решения, помогая им оценивать прошлые, текущие и будущие факты хозяйственной жизни компании. Финансовая отчетность считается надежной, если информация, содержащаяся в ней, отвечает следующим качественным характеристикам: правдиво представляет результаты и финансовое положение компании; отражает экономическое содержание фактов, а не только их юридическую форму; является нейтральной, т.е. свободной от предвзятости; при ее формировании учтен принцип осмотрительности (осторожности); является полной во всех существенных аспектах. Особое значение при выработке учетной политики компании должно придаваться соблюдению приоритета экономического содержания перед юридической формой. Экономическое содержание факта хозяйственной жизни не всегда согласуется или соответствует тому, что вытекает из его юридической или изначально задуманной формы.

     Примеры различия между юридической и  экономической составляющей факта  хозяйственной жизни связаны, в  первую очередь, с тем, что по МСФО право собственности не имеет  столь большого значения для признания актива, в случаях когда компания контролирует выгоды, приносимые им. Это относится к отражению в отчетности лизинга имущества, продажи с возможностью последующего обратного выкупа, доверительного управления имуществом и др. В равной степени приоритет содержания перед формой должен реализовываться при рассмотрении иных фактов хозяйственной жизни. Например, вытекающая из прошлых событий обязанность компании перед третьими лицами, к исполнению которой невозможно принудить по закону, тем не менее признается обязательством, если у компании имеется малый или не имеется вовсе шанс не платить по нему в будущем (обязательства по гарантийному обслуживанию и ремонту проданного товара и др.). Некоторые стандарты предусматривают возможность выбора учетной политики для отражения какого-то факта хозяйственной жизни в финансовой отчетности. Например, по МСФО 16 "Основные средства" объект основных средств может отражаться в сумме фактических затрат на приобретение или в переоцененной сумме. Однако практически ни один стандарт не разъясняет, как осуществить такой выбор. Разъяснение SIC-18 "Последовательность - альтернативные подходы" лишь устанавливает, что компания должна избрать и последовательно применять один из предусмотренных вариантов учетной политики. Вопросы изменения учетной политики компании рассматриваются в МСФО 8 "Чистая прибыль или убыток за отчетный период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политики". В целом избранная компанией учетная политика может быть изменена лишь в случае, когда этого требует орган, регулирующий стандарты финансовой отчетности, а также при переходе к более уместному и надежному варианту. Объем и порядок раскрытия учетной политики в финансовой отчетности обсуждаются в каждом конкретном стандарте.

 

     2. Понятие финансовой отчетности предприятия

     2.1 Состав финансовой  отчетности предприятия

     Финансовая (бухгалтерская) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе  показателей, используется для анализа  имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.

     Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстат РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Информация о работе Учетная политика и финансовая отчетность