Учетная политика и ее задачи в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Сущность подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета.

Содержание

Введение.........................................................................................................4

1.Сущность учетной политики и нормативная база ее формирования

1.1.Цели и задачи учетной политики организации.....................................6

1.2.Основные принципы учетной политики................................................9

2.Элементы учетной политики

2.1.Порядок формирования учетной политики организации...................15

2.2. Методологические и организационные аспекты учетной

политики организации..................................................................................20

Заключение................................................................................................... 31

Список литературы.......................................................................................35

Работа содержит 1 файл

Мой курсовик.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     Порядок раскрытия учетной политики распространяется на организации, публикующие бухгалтерскую  отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

     Организация   должна   раскрывать  принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

     К заинтересованным пользователям бухгалтерской  отчетности относятся:

     - инвесторы как настоящие, так  и потенциальные, представляющие  капитал - информация,  помогающая  определить, следует покупать, держать  или продавать акции. 

     - акционеры - информация, позволяющая  оценить способность организации  выплачивать дивиденды;

     - работники организации - информация  о стабильности и рентабельности  своих работодателей; информация, позволяющая оценить способность  организации обеспечивать их  заработной платой, социальными  пособиями и возможностью дальнейшей  работы;

     - кредиторы - информация:  будут ли займы и причитающиеся проценты выплачены своевременно;  

     - поставщики и другие коммерческие  контрагенты - информация: будет  ли сумма, которая им причитается  выплачена своевременно;

     - клиенты - информация о непрерывности  деятельности организации, особенно в случае долгосрочных соглашений;

     - государственные учреждения - информация  о распределении ресурсов; информация  для регулирования деятельности  организаций, определения политики  налогообложения и в качестве  основы для расчета национального дохода и других подобных статистических показателей.

     Раскрытие существенных способов ведения бухгалтерского учета отражается в пояснительной  записке, входящей в состав бухгалтерской  отчетности организации за отчетный год. 

     Состав  и содержание подлежащей раскрытию в составе  бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

     Информация  общего характера (ПБУ 1/98):

  • если при подготовке бухгалтерской отчетности организация не придерживалась допущений бухгалтерского учета: непрерывности деятельности, последовательности применения политики бухгалтерского учета и принципа  начисления, указываются причины этого;
  • если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и ее причины;
  • ограничения прав собственности на имущество организации;

    В условиях развития рынка и изменений  бухгалтерского и налогового законодательства организации имеют право на изменение  отдельных положений учетной  политики и внесение новых.  Все  изменения   в   учетную   политику   необходимо   оформлять соответствующей документацией:

    • в виде приказа, вносящего изменения или дополнения в существующую учетную политику;
    • в виде нового приказа об учетной политике организации.

    Последствия  изменения учетной политики, оказывающие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных потоков или результаты деятельности организации должны быть оценены в стоимостном выражении. Организация  вправе  сама  определить  уровень  существенности последствий изменения учетной политики и дать ему стоимостную оценку на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. Отражение последствий в бухгалтерском учете  и  отчетности должно осуществляться следующим образом:

  • порядок отражения последствий, вызванных изменениями законодательства, предусматривается в самом нормативном документе, устанавливающем эти изменения;
  • если нормативным документом это не предусмотрено, то последствия отражаются в общеустановленном порядке;
  • если последствия изменения учетной политики вызваны иными причинами, не связанными с изменениями законодательства, то в этом случае их отражение в отчетности организации производится исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда невозможно получить достаточно надежной оценки.

    Отражение последствий изменения учетной  политики  заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. Не считается изменением  учетной политики  утверждение   способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны  по  существу  от  фактов, имевших место ранее или возникли впервые в деятельности организации.

    Изменения в учетной политике могут иметь  место  в случаях:

  • реорганизации (слияния, разделения, присоединения);
  • смены собственников организации;
  • изменений в законодательстве или в системе нормативного регулирования  учета Российской Федерации;
  • разработки новых способов ведения учета (как Минфином, так и организацией);
  • реорганизация (слияние, разделение, присоединение).

    Применение  нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. В этом случае изменения в учетную политику организации могут вноситься согласно приказу руководителя. Существенными являются изменения, связанные с изменением видов деятельности; приобретением новых видов материально-производственных запасов; изменением способа начисления амортизационных начислений  и прочие. 

  2.2. Методологические  и организационные  аспекты учетной  политики организации

    Существование многих видов учета (финансовый, управленческий, налоговый, статистический и т.д.) призвано в максимальной степени удовлетворить интересы различных групп пользователей учетной информации, что в свою очередь предопределяет учетную политику. И поскольку принципы и правила их ведения могут существенно отличаться друг от друга, можно говорить о существовании самостоятельной учетной политики применительно к каждому виду учета. Иными словами, сегодня можно выделить как минимум ее управленческий, финансовый и налоговый аспект.

    Учетная политика для целей  управленческого  учета предполагает максимальное количество альтернатив. Действительно, данный вид учета никак не регламентируется, и бухгалтер может выбирать среди неограниченного количества элементов, вплоть до определения таких глобальных позиций, как использование двойной записи, единого денежного измерителя, первичных документов и т.д. В части оформления и раскрытия такой учетной политики также не существует никаких предписаний.

    Учетная политика для целей финансового учета организациями формируется на основании законодательства о бухгалтерском учете, определяющем конечный перечень элементов, среди которых разрешен выбор. Как отмечено выше, она оформляется приказом (распоряжением) и раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

    Учетная  политика для целей налогового учета использует права, предоставленные налоговым законодательством в части выбора возможных вариантов расчета налоговой базы. По сравнению с учетной политикой для целей финансового учета перечень свобод, предоставленных Налоговым кодексом РФ, гораздо меньше, поскольку предполагает первоочередное удовлетворение интересов лишь одного пользователя - государства в лице налоговых органов. Учетная политика для целей налогообложения должна быть документально закреплена.

    По  степени влияния применяемых  элементов учетной политики на отчетную информацию выделяют ее методический и организационный аспект.[15, стр.532]

    Методический  аспект определяет варианты отражения в учете информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности исходя из альтернативных приемов и способов. Это выражается в возможности отражения одних и тех же фактов хозяйственной жизни неодинаковыми бухгалтерскими проводками и в различных оценках, что в конечном итоге позволяет получить разные варианты отчетности.

      Организационный аспект определяет формы ведения и организации бухгалтерского учета хозяйствующим субъектом. Иными словами, в отличие от методического, организационный аспект не влияет на информацию, формируемую на счетах бухгалтерского учета и представляемую в финансовой отчетности, т.е. какими бы ни были применяемые технические средства и организационные процедуры, результат (отчетность) во всех случаях будет один.

    Классификация аспектов учетной политики представлена на рис. 2.2. 

    Рис.2.2 Аспекты  учетной политики 

   На  рисунке пунктиром отмечены элементы учетной политики, по которым у организаций существует полная свобода выбора. Это в полной мере касается всего управленческого аспекта учетной политики и ее налогового аспекта в части выбора организационных процедур. Финансовый аспект учетной политики требует определения ее как методической, так и организационной составляющей. В отчетности необходимо раскрыть лишь применяемые методы учета, в отличие от организационных процедур, которые не существенны, поскольку не влияют на экономические решения заинтересованных пользователей. Именно поэтому в международных стандартах финансовой отчетности организационный аспект учетной политики вообще не затрагивается (находится в абсолютной компетенции хозяйствующего субъекта).

  Далее более подробно остановимся на методическом аспекте учетной политики в части бухгалтерского финансового учета. В частности, к нему относится выбор формы ведения учета, рабочего плана счетов, графика документооборота, должностных обязанностей работников бухгалтерии и т.д.

    Методический аспект учетной политики представляет собой выбор организацией одного из нескольких допустимых законодательством вариантов отражения в учете фактов хозяйственной жизни. В настоящее время в Российской Федерации у хозяйствующих субъектов существует следующий ряд основных альтернатив:

1.Выбор способа начисления амортизации основных средств.

В соответствии с принципом последовательности учетной политики выбранный способ по каждому объекту основных средств (или их однородной группе) применяется в течение всего срока полезного использования данных объектов.

  1. Определение срока полезного использования основных средств. Устанавливается, в течение какого периода (1, 2, 3 и т.д. лет) объект будет использоваться (приносить экономические выгоды) в организации.
  2. Выбор варианта погашения стоимости малоценных основных средств (до 10000руб.), а также книг, брошюр и других изданий:
  • путем начисления амортизации по установленным нормам;
  • в полном объеме в момент передачи в производство (эксплуатацию).

  4. Определение стоимостного лимита для отнесения основных средств к категории малоценных:

  • 10 000 руб.;
  • иная величина, устанавливаемая исходя из технологических особенностей.

  5. Выбор способа начисления амортизации нематериальных активов. Могут применяться:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    6. Определение срока полезного использования нематериальных активов. Устанавливается, в течение какого периода  объект будет использоваться (приносить экономические выгоды) в организации. При невозможности определить срок полезного использования нематериальных активов, он принимается равным 20 годам, но не более срока деятельности организации.

Информация о работе Учетная политика и ее задачи в организации