Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определить затраты как управляемую экономическую категорию;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
- применить изученные методы и приемы в усовершенствовании управления затратами предприятия ОАО «Электроагрегат».
Информационные потоки – это физическое перемещение информации от одного сотрудника предприятия к другому или от одного подразделения к другому. Любой информационный поток характеризуется:
- видом документа;
- проблематикой;
- исполнителем;
- получателем;
- периодичностью.
Система информационных
потоков – совокупность физических
перемещений информации, которая
дает возможность осуществит какой-либо
процесс.
Наиболее общая система информационных
потоков – это сумма информации, которая
позволяет предприятию вести финансово-хозяйственную
деятельность.
Информационные
потоки обеспечивают нормальную работу
предприятия в целом, включая
нормальное функционирование системы
управленческого контроля. Поэтому
в целях оптимизации работы предприятия
необходимо уделять внимание оптимизации
системы информационных потоков, которую
не следует смешивать с
Информация, которая собирается в системе управленческого контроля затрат, должна отвечать следующим требованиям:
1. своевременностью,
т.е. информация по затратам, выручке,
прибыли должна поступать
2. достоверностью;
3. релевантностью,
т.е. информация должна
4. полезностью
(эффект от использования
5. полнотой;
6. понятностью;
7. регулярностью поступления.
По-настоящему эффективной
можно считать только такую систему
информационных потоков, которая обеспечивает
желаемый результат, т.е. позволяет
получить такую информацию. Следует
отметить, что система информационных
потоков управленческого
Бизнес-процесс – это последовательность работ, направленных на решение одной из задач предприятия – например, таких, как материально-техническое снабжение, планирование, управленческий контроль. Информационные потоки в бизнес-процессах изображают в виде сетевых графиков, на которых представлена последовательность и взаимосвязи применяемых в рамках данного процесса документов.
Анализ сетевых
графиков бизнес-процессов позволяет
оптимизировать информационные потоки
в системе управленческого
2.2. Приемы и
методы операционного
Ключевыми элементами
операционного анализа
Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства.
Чем больше уровень
постоянных издержек, тем больше сила
воздействия операционного
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага используют следующую формулу:
Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа/Прибыль
Сила воздействия операционного рычага возрастает когда выручка от реализации снижается. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага.
При возрастании
же выручки от реализации, если порог
рентабельности
(точка самоокупаемости затрат) уже пройден,
сила воздействия операционного рычага
убывает: каждый процент прироста выручки
дает все меньший и меньший процент прироста
прибыли (при этом доля постоянных затрат
в общей их сумме снижается). На небольшом
удалении от порога рентабельности сила
воздействия операционного рычага будет
максимальной, а затем вновь начнет убывать
и так вплоть до нового скачка постоянных
затрат с преодолением нового порога рентабельности.
Сила воздействия операционного рычага показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки, и тем самым указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск [18, с.192].
Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:
1. Неустойчивость
спроса и цен на готовую
продукцию, а также цен сырья
и энергии, не всегда
Если уровень постоянных затрат компании высок и не опускается в период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается. Для небольших фирм, особенно специализирующихся на одном виде продукции, характерна высокая степень предпринимательского риска.
2. Неустойчивость
финансовых условий
Как предпринимательский и финансовый риски неразрывно связаны между собой, так и самым тесным образом сцеплены операционный и финансовый рычаги. Но который из двух рычагов играет ведущую роль?
Операционный
рычаг воздействует своей силой
на нетто-результат эксплуатации инвестиций,
а финансовый рычаг – на сумму
чистой прибыли предприятия, уровень
чистой рентабельности его собственных
средств и величину прибыли в
расчете на каждую обыкновенную акцию.
Возрастание процентов за кредит
при наращивании эффекта
Итак, чем больше сила воздействия операционного рычага, тем более чувствителен результат эксплуатации инвестиций к изменениям объема продаж и выручки от реализации; чем выше уровень эффекта финансового рычага, те более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям нетто-результата эксплуатации инвестиций.
Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят ко всем более и более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов:
Уровень сопряженного
Сила воздействия Сила воздействия
эффекта операционного = операционного
* финансового и финансового
Результаты вычисления по этой формуле указывают на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос, на сколько процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж на один процент.
Очень важно
заметить, что сочетание мощного
операционного рычага с мощным финансовым
рычагом может оказаться
Таким образом, задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов:
1. Высокий уровень
эффекта финансового рычага в
сочетании со слабой силой
воздействия операционного
2. Низкий уровень
эффекта финансового рычага в
сочетании с сильным
3. Умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов – и этого варианта чаще всего бывает труднее всего добиться [15, с.210-
211].
Далее рассмотрим понятие: порог рентабельности (критическая точка; точка перелома) и запас финансовой прочности.
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Порог рентабельности можно найти двумя способами.
Первый способ основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации. Следовательно,
Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0, или
Прибыль = Порог
рентабельности * Валовая маржа в
относительном выражении к
Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:
Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении
По этой формуле значения порога рентабельности получаем в стоимостном выражении. Это значение порога рентабельности полезно для того, чтобы знать, какая сумма нам потребуется для покрытия затрат.
Второй способ расчета порога рентабельности основан на использовании формулы такого вида:
Порог рентабельности
= Порог рентабельности в стоимостном
выражении /
Цена единицы продукции
По этой формуле получаем значение порога рентабельности в натуральных единицах. Т.е. так определяется критическое значение объема производства в единицах товара, при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чего каждая последующая проданная единица товара будет приносить прибыль [11, с.124].
Разница между
фактической выручкой от реализации
и порогом рентабельности составляет
запас финансовой прочности предприятия.
Если выручка от реализации опускается
ниже порога рентабельности, то финансовое
состояние предприятия
Запас финансовой прочности = Выручка от реализации – Порог рентабельности
На основе анализа
порога рентабельности и запаса финансовой
прочности можно принять
- расчет и
анализ объемов реализации на
основе запланированной
- разработка
наиболее прибыльного и
- выработка ценовой политики и т.д.
При разработке оптимально ассортимента выпускаемой продукции финансовые менеджеры часто используют так называемое «правило 50 процентов». Это правило сводится к следующему: все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат в выручке от реализации. Если доля переменных затрат больше 50 процентов, то по данным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 процентов, то предприятию лучше сосредоточить свое внимание на увеличении рыночного сегмента – это дает большее увеличение доли валовой маржи.