Учет внеоборотных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 14:44, лекция

Описание работы

Вложения во внеоборотные активы - это капитальные вложения, свидетельствующие об объеме долгосрочных инвестиций в развитие, расширение, обновление, реконструкцию основных средств и нематериальных активов. Это обособленный вид деятельности организации, отличный от основной деятельности. Последнее объясняется тем, что для осуществления капитальных вложений организация должна создать дополнительные (от основной, обычной деятельности) финансовые источники в виде нераспределенной прибыли, займов, кредитов, накопленных амортизационных отчислений.

Работа содержит 1 файл

Лекция4 Учет внеоборотных активов.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

  по  транспортным средствам - каждый объект транспортных средств с включением относящихся к нему приспособлений и принадлежностей (автомобиль грузовой, включая Запасные колеса с камерой и покрышкой и комплект инструмента);

  по  инструментам и инвентарю - каждый предмет, который имеет самостоятельное  значение И не является составной  частью какого-либо инвентарного объекта (машины, станка, аппарата и т.п.).

  Для обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер. Например, инвентарные номера зданиям присваиваются с 001 по 099; сооружениям - с 100 по 199; передаточным устройствам - с 200 по 299 и т.д.

  Инвентарный номер, присвоенный объекту, проставляется на объекте и в первичных документах и сохраняется на весь период его нахождения в данной организации. В случае выбытия объекта его инвентарный номер не присваивается вновь поступившим объектам.

  Поступление основных средств от поставщика (торговой организации или производителя) на склад оформляется товаро-сопро-водительными документами и счетом-фактурой (для принятия к вычету налога на добавленную стоимость).

  Принятие  к учету имущества в качестве объекта основных средств оформляется актом (накладной) .приемки-передачи (внутреннего перемещения) осноювмх средств (тип. ф. № ОС-1) после того, как будут сформированы все затраты, связанные с приобретением. Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после от-

крытая  бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующее подразделение организации по месту эксплуатации.

  Приобретение  объекта основных средств в организации, которая ранее эксплуатировала его как объект основных средств, оформляется актом приемки-передачи основных средств. Он составляется двумя сторонами: принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления. Бухгалтерия дооформляет акт бухгалтерской записью, т.е. указывает корреспонденцию счетов на первоначальную стоимость принятого в эксплуатацию объекта.

  Учет  основных средств организуют так, чтобы  можно было установить наличие основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения.

  Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых  для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 "Основные средства". Установлена единая типовая форма таких карточек ф. № ОС-6.

  Организациям, имеющим небольшое количество основных средств, разрешается их пообъектный  учет вести в инвентарной книге. Записи в книге производятся в разрезе классификационных групп (видов) основных средств и по местам их нахождения и прочим реквизитам.

  Заполняются инвентарные карточки и инвентарные  книги на основе первичных документов-актов, технических паспортов и прочей документации. Затем инвентарные карточки регистрируются в специальных описях типовой формы ф. № ОС-7, записи в которые производятся по квалификационным группам основных средств в соответствии с требованиями бухгалтерской отчетности.

  Зарегистрированные  в описи карточки помещают в картотеку основных средств. В картотеке их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп - по местам нахождения, эксплуатации и по видам. Карточки недействующих и законсервированных объектов основных средств группируют отдельно.

  Выбытие основных средств оформляют актом на списание основных средств (ф. № ОС-4) и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.

  Переоцененные объекты основных средств записываются по восстановительной стоимости  в разделе карточки "Реконструкция, модернизация". Сумма амортизации, установленная при переоценке, указывается в соответствующем разделе карточки.

  В местах использования основных средств (в цехах и отделах организации) ведут инвентарные списки основных средств (ф. № ОС-9), в которых приводятся краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.

  Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и  перемещенные внутри организации основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладываются, а хранятся отдельно. Это необходимо потому, что на основе некоторых из них ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств. Кроме того, по окончаний месяца карточки с записями за данный месяц группируются по классификационным видам основных средств, суммируются обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записываются в карточку учета движения основных средств.

  Карточки  учета движения основных средств (ф. № ОС-8) открывают в начале января на текущий год., Сначала в них указывают наличие основных средств по видам на 1 января. Затем ежемесячно после записи оборотов за месяц определяют и записывают наличие основных средств на 1-е число следующего месяца.

  По  их данным составляют оборотную ведомость  движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги, служат основой для составления отчетности о наличии и движении основных средств (ф. № 1 и ф. № 5 годовой отчетности).

  Перемещение основных средств из одних подразделений  в другие в пределах одной организации осуществляется по распоряжению соответствующего отдела организации (главного механика, главного технолога) и оформляется также актом (накладной) (ф. № ОС-1). Накладная выписывается в двух экземплярах при передаче основных средств из запаса в эксплуатацию и из подразделений. Бухгалтерия на основе первого экземпляра осуществляет запись в инвентарной карточке и перекладывает ее по месту нового нахождения, эксплуатации. Сдатчик на основе второго экземпляра накладной отмечает в инвентарном списке о выбытии объекта.

  Причинами выбытия основных средств из организации  могут быть: ликвидация инвентарного объекта полностью при разборке или демонтаже в силу ветхости и износа, а также уничтожении при стихийных бедствиях; ликвидация части инвентарного объекта в связи с перестраиванием, переоборудованием, модернизацией;

передача  основных средств другим организациям; недостача основных средств.

  Для определения непригодности к  дальнейшему использованию тех или иных объектов основных средств в организации, т.е.

для определения необходимости ликвидации основных средств, в каждой организации создается постоянно действующая комиссия.

  Ликвидацию  объекта (слом, разборку, демонтаж) комиссия оформляет актом на списание основных средств (ф. № ОС-4) на основе акта, утвержденного  руководителем организации, бухгалтерия отмечает в инвентарной карточке дату выбытия объекта и номер акта.

  Акт ф. № ОС-4 является основой для  сдачи на склад оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов, металлолома по рыночным ценам. Затраты по ликвидации объекта (разборка, снос, перевозка) также указываются в акте.

  Основные  средства могут передаваться другим организациям по договору дарения. На основе акта ф. № ОС-1 с указанием первоначальной стоимости объекта и суммы амортизации бухгалтерия осуществляет запись о выбытии в инвентарной карточке переданного объекта и отметку в описи инвентарных карточек (ф.№ОС-7).

19.4. Учет поступления  и выбытия основных  средств

  Рассматривая  учет поступления и выбытия основных средств, отметим, что бухгалтерия ведет учет наличия и движения собственных основных средств на счете 01 "Основные средства". Счет - активный, инвентарный. Сальдо дебетовое отражает сумму первоначальной стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации собственных основных средств организации, оборот по дебету - поступление, по кредиту - выбытие объектов по разным причинам, по первоначальной (восстановительной) стоимости. Следует помнить, что основанием для бухгалтерских записей являются акты (ф. № ОС-1, ОС-3).

  При разработке учетной политики организации по учету основных средств в рабочем плане счетов целесообразно установить субсчета к счету 01, которые позволят получать необходимые сведения при заполнении отчетности:

  1 - собственные основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, земля, объекты природопользования и т.д.);

  2 - арендованные основные средства  по договору лизинга;

  3 - основные средства на консервации;

  4 - основные средства в запасе;

  5 - выбытие основных средств и  др.

  НДС, уплаченный при приобретении основных средств производственного назначения, списывается в уменьшение задолженности бюджету, а по объектам непроизводственного назначения -за счет источника финансирования капитальных указанных объектов.

  Отметим особенность в учете объектов основных средств, поступивших безвозмездно (включая излишки, выявленные при инвентаризации).

  1. Рыночная (первоначальная) стоимость  поступивших объектов основных средств приходуется:

Д-т  сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" К-т сч. 98, субсчет 2 "Безвозмездные поступления".

  2. По мере передачи их в эксплуатацию -

Д-т сч. 01 "Основные средства"

К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы".

  3. В сумме ежемесячно начисленной  амортизации -

  Д-т  сч. 20 "Основное производство"

  К-т  сч. 02 "Амортизация основных средств";

  Д-т  сч. 98, субсчет 2 "Безвозмездные поступления"

  К-т  сч. 91 "Прочие доходы и расходы".

  Таким образом, в состав доходов текущего периода организации первоначальная стоимость безвозмездно поступивших объектов включается частями на протяжении всего периода их эксплуатации. При досрочном прекращении начисления амортизации (перевод на консервацию) их остаточная стоимость учитывается в составе доходов будущих периодов.

  При получении организацией безвозмездно денежных средств на строительство  или приобретение объектов основных средств они приходуются: дебет счета 51, кредит счета 86, а по мере использования дебет счета 08, кредит счетов 60, 70, 71 и т.д. и передачи объектов в эксплуатацию дебет счета 01, кредит счета 08 их сумма фиксируется как безвозмездно поступившая (дебет счета 86, кредит счета 98, субсчет 2) с последующим списанием в доходы организации по мере и в сумме начисления амортизации.

  Отметим также, что при наличии затрат по доставке и монтажу оборудования, полученного безвозмездно, организация-получатель включает их в первоначальную стоимость объекта (дебет счета 08, кредит разных счетов и дебет счета 01, кредит счета 08).

  При этом сумма амортизации, рассчитанная от первоначальной стоимости (дебет счетов 20, 26, кредит счета 02), будет отличаться от суммы признанной доли дохода.

Информация о работе Учет внеоборотных активов