Учет в непроизводственной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 14:44, доклад

Описание работы

Учетом в гостинице занимается бухгалтерия, находящаяся в подчинении контроллера — второго лица в иерархии управления отелем.
Финансовая служба отеля ведет следующие операции:
- Расчеты по счетам клиентов. Ежедневно (обычно ночью) подводятся балансы по всем клиентским счетам.
-Подсчет ежедневных доходов по каждому доходообразую-щему подразделению отеля (касса в каждом подразделении ведет свой учет).
- Составление ежедневного отчета генеральному директору, в котором представлены доходы по подразделениям, загрузка номерного фонда и некоторые другие показатели в сравнении с прошлым периодом.
- Расчеты по закупкам. Счета-фактуры, завизированные в соответствующем подразделении отеля, поступают в бухгалтерию. Оплата поставщикам обычно производится в конце месяца.
- Начисления и выплата заработной платы.

Содержание

Введение 3
1 Выручка от оказания гостиничных услуг 4
2 Услуги по бронированию 7
3 Учет услуг общепита 9
4 Особенности учета доходов при упрощенной системе налогообложения 10
5 Бухгалтерский учет 15
6 Налоговый учет 16
Заключение 19
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

учет в непроизводственной сфере.docx

— 39.09 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего

  профессионального образования.

«Московский государственный  университет приборостроения  и информатики»

Кафедра «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине: «Учет  в непроизводственной сфере»

на тему: «Особенности учета в гостиничных  комплексах» 
 
 

      Преподаватель:

      Плисова А Б 

      Студентка:  
 
 
 
 

Москва 2012 

Содержание

Введение 3

1 Выручка от  оказания гостиничных услуг 4

2 Услуги по  бронированию 7

3 Учет услуг общепита 9

4 Особенности  учета доходов при упрощенной  системе налогообложения   10                               

5 Бухгалтерский  учет  15

6 Налоговый учет 16

Заключение 19

Список использованных источников 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Учетом  в гостинице занимается бухгалтерия, находящаяся в подчинении контроллера  — второго лица в иерархии управления отелем.

     Финансовая  служба отеля ведет следующие операции: 
- Расчеты по счетам клиентов. Ежедневно (обычно ночью) подводятся балансы по всем клиентским счетам. 
-Подсчет ежедневных доходов по каждому доходообразую-щему подразделению отеля (касса в каждом подразделении ведет свой учет). 
- Составление ежедневного отчета генеральному директору, в котором представлены доходы по подразделениям, загрузка номерного фонда и некоторые другие показатели в сравнении с прошлым периодом. 
- Расчеты по закупкам. Счета-фактуры, завизированные в соответствующем подразделении отеля, поступают в бухгалтерию. Оплата поставщикам обычно производится в конце месяца. 
- Начисления и выплата заработной платы. 
- Ведение финансового и управленческого учета. В настоящее время принято делить учет, ведущийся на предприятиях, в том числе и в гостиницах, на управленческий и финансовый. Несмотря на отсутствие четкой фаницы между этими двумя видами учета, можно определить некоторые критерии, в соответствии с которыми информация может быть отнесена к управленческой или финансовой.

     Цель  курсовой: изложить концепции и положения, лежащие в основе бухгалтерского учета, раскрыть основные понятия и принципы бухгалтерского учета в гостиничном комплексе. 
 
 
 
 
 

     1Выручка от оказания гостиничных услуг

     Деньги, которые постояльцы платят за проживание в гостинице, относят к доходам  от обычных видов деятельности. Такой  вывод следует из пункта 5 Положения  по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» (ПБУ 9/99), утвержденному  приказом Минфина России от бмая 1999 г. № 32н.

     Большинство гостиниц берет за предоставление своих  услуг предоплату. Возникает вопрос: в какой момент признается выручка  от реализации услуг по временному размещению? Согласно пункту 12 ПБУ 9/99 выручка  в бухгалтерском учете признается при соблюдении следующих условий:  
- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;  
- сумма выручки может быть определена;  
- есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Она появляется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;  
- право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);  
- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

     То  есть, чтобы признать выручку, нужно  определиться, в какой момент услуга считается оказанной. В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса  РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется  по заданию заказчика оказать  услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти  услуги. Другими словами услуга по проживанию может считаться оказанной  в полном объеме только после того, как постоялец съедет из номера.

     Выделяют  три способа учета выручки  гостиниц.

     Первый  способ. Выручка от реализации услуг  по временному размещению может признаваться каждый день. Такой способ обеспечивает наибольшую достоверность и оперативность  данных учета. Однако данный способ самый  трудоемкий, его удобно применять  при полной автоматизации учета, при небольшом количестве номеров  в гостинице.

     Второй  способ. Выручка признается в момент выезда гостя. Этот способ удобен, однако тут возможно искажение данных учета  за счет стоимости услуг по проживанию, если постоялец заехал в одном  месяце, а выезжает уже в следующем.

     Третий  способ. Выручка признается на отчетную дату (скажем, на конец месяца признание). В этом случае в последний день месяца в бухгалтерском учете  отражается и включает стоимость  услуг, которые оказаны всем размещенным  и (или) выехавшим в течение месяца гостям.

     Выбранный способ нужно закрепить в приказе  об учетной политике гостиницы.

     Теперь  поговорим о налоговом учете. Тут ситуация аналогична той, что  имеет место в бухгалтерском  учете. В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признается, в частности, выручка от реализации услуг, определяемая исходя из всех поступлений, связанных  с расчетами за реализованные  услуги. При этом доходы определяются на основании документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, а также документов налогового учета (п. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ). Доходы и расходы по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ можно считать методом  начислений или кассовым методом.

     Согласно  пункту 3 статьи 271 Налогового кодекса  РФ при методе начисления доходы от реализации признаются на дату реализации услуг, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса  РФ, независимо от фактическго поступления  денежных средств в их оплату. Напомним: реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, оказание услуг на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ).

     Таким образом, если для целей налогообложения  прибыли гостиница применяет  метод начисления, то она самостоятельно выбирает момент признания дохода (выручки). Его также надо закрепить в  приказе об учетной политике организации.

     Что касается НДС, то реализация услуг гостиницей признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса  РФ). Пи этом налоговая база определяется как стоимость услуг, исчисленная  исходя из цен, определяемых по правилам статьи 40 Налогового кодекса РФ, без  включения в них сумм НДС (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ). В свою очередь статья 40 Налогового кодекса  РФ определяет: для целей налогообложения  учитывается цена услуг, которая  указана сторонами сделок. При  этом при определении налоговой  базы выручка от реализации услуг  определяется исходя из всех доходов  налогоплательщика, так или иначе  связанных с расчетами по оплате этих услуг (п. 2 ст. 153 Налогового кодекса  РФ).

     Согласно  пункту 4 статьи 166 Налогового кодекса  РФ общая сумма НДС исчисляется  по итогам каждого налогового периода  применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения  налоговой базы которых относится  к соответствующему налоговому периоду.

     Пункт 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ устанавливает: моментом определения налоговой  базы является наиболее ранняя из следующих  дат:  
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;  
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

     Предоплата, полученная гостиницей в счет оплаты проживания, облагается НДС по ставке, определяемой расчетным методом 18/118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ). После того как услуга оказана, суммы НДС, исчисленные с суммы предоплаты, принимаются к вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 Налогового кодекса РФ).  

     2Услуги по бронированию

     Помимо  собственно услуг по проживанию, отели  берут плату за бронирование номеров. Как правило, цена брони устанавливается  в процентах от стоимости номера в сутки и взимается при  размещении. Если гость заехал вовремя, то стоимость брони учитывается  в общем порядке.

     Как мы уже говорили, чтобы признать выручку в бухгалтерском учете, необходимо выполнить условия, которые  закреплены в пункте 12 ПБУ 9/99. Среди  одних из условий - уверенность в  том, что увеличится экономическая  выгода. Другими словами, выручку  от услуг по бронированию можно признать, когда она получена при размещении гостя или точно будет ясно, что бронь будет оплачена. Проблемы возникают, когда постоялец отказывается платить за бронь. В данном случае гостиница не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в  процессе оказания услуги, а также  платы за оказанную услугу, за исключением  случая, если потребитель принял оказанную  услугу (п. 23 Правил). То есть, если постоялец  не заплатил за бронь, и она была аннулирована, то с него нельзя взыскать плату за фактический простой  номера. Напомним: согласно пункту 6 Правил в случае отказа потребителя оплатить бронь, его размещение в гостинице  производится в порядке общей  очереди. То есть услугу по бронированию нельзя считать оказанной, поэтому  она и не отраясается в составе  выручки гостиницы.

     Возможна  еще одна ситуация. Когда постоялец  не отказывается оплачивать бронь, а  просто опаздывает. В этом случае с  потребителя кроме платы за бронь  взимается также плата за фактический  простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. Получается, что потребитель все же воспользовался бронью, значит, услуга была оказана, поэтому  бронь должна быть включена в выручку. А вот плата за простой — это своего рода штрафная санкция за нарушение условий договора о бронировании. В бухгалтерском учете эти суммы учитываются в составе прочих доходов том отчетном периоде, в котором они, в частности, признаны должником (п. 8, 16 ПБУ 9/99). То есть учесть их можно, как только потребитель заплатит штраф за простой номера.

     Для целей исчисления налога на прибыль  плата за фактический простой  номера учитывается в составе  внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ). В налоговом  учете при методе начисления штрафы также отражаются (подп. 4 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

     Особо актуальным является вопрос об исчислении НДС с суммы, полученной от постояльца за простой. В настоящее время  по данному вопросу сложилась  достаточно неоднозначная ситуация.

     Так, по мнению контролирующих органов суммы  штрафных санкций, полученных поставщиком  товаров (работ, услуг) подлежат включению  в базу для исчисления НДС. Аргументом такой позиции является то, что  при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) формируется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных  с расчетами по оплате реализованных  товаров (работ, услуг) (п.2 ст.153, пп.2 п.1 ст.162 НК РФ). Поэтому суммы санкций, полученные продавцом товаров (работ, услуг) от покупателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате товаров (работ, услуг) включаются в базу для исчисления НДС. Такой  подход высказан Минфином РФ, в частности, в письмах от 24 октября 2008 г. №03-07-11/344, от 06 марта 2009 г. №03-07-11/54, от 11 сентября 2009 г. №03-07-11/222, от 08 декабря 2009 г. №03-07-11/311.

     Однако, арбитражная практика поддерживает налогоплательщика. Обобщив судебные решения, можно выделить следующие  основные аргументы судов:  
1) объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а реализацией товаров (работ, услуг) является передача права собственности на них (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ, п.1 ст.39 НК РФ). Штрафные санкции – это способ обеспечения исполнения обязательств, при котором перехода права собственности на товары (работы, услуги) не происходит;  
2) суммы штрафных санкций уплачиваются сверх цены реализуемых товаров (работ, услуг), не увеличивая ее;  
3) суммы штрафных санкций относятся к внереализационным доходам (п.3 ст.250 НК РФ), следовательно, не являются выручкой от реализации.

     В качестве примеров с благоприятным  для налогоплательщиков решением данного  вопроса можно привести следующие: Постановление Президиума ВАС РФ от 05 февраля 2008 г. №11144/07, Определение  ВАС РФ от 10 сентября 2007 г. №10714/07, Постановления  ФАС Московского округа от 11 марта 2009 г. №КА-А40/1255-09, ФАС северо-Кавказского  округа от 05 декабря 2008 г. №Ф08-7246/2008 и  т.д.

     3Учет услуг общепита

     Подавляющее большинство отелей имеют собственные  рестораны. Основные требования, предъявляемые  к ресторанам, определены в постановлении  Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания».

Информация о работе Учет в непроизводственной сфере