Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 10:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление сущности заработной платы и её совершенствование в Республике Беларусь. Для этого ниже приводятся необходимые полагающие задачи:
• анализ функций заработной платы;
• выявления различий в понятиях «стимулирующая роль» и «стимулирующая функция» заработной платы;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Сущность и функции заработной платы…………………………………….6
1.1 Сущность заработной платы…………………………………………..6
1.2 Функции заработной платы……………………………………………7
2. Образование фонда оплаты труда подразделений ЗАО «Стройформ».13
2.1 Общие сведения об основных показателях начисления фонда
оплаты труда………………………………………………………………..13
2.2 Структура заработной платы…………………………………………. 14
2.3 Порядок начисления фонда оплаты труда……………………………16
3. Совершенствование учета и оплаты труда в Республике Беларусь……19
3.1 Оптимизация уровня заработной платы в ключе государственно-
правовой политики…………………………………………………………19
3.2 Программа социально-экономических реформ Беларуси – залог
стимулирования и совершенствования уровня заработной платы……..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..30
Глава государства также обратил внимание на пропорциональность роста зарплаты в госаппарате. Здесь также не должно быть ситуации, когда у начальника доходы повысятся в значительно большей степени, чем у подчинённого. В целом же, как отметил вице-премьер Андрей Кобяков, система оплаты труда в Беларуси – на должном уровне.
Вопросы совершенствования оплаты труда государственных служащих рассматриваются часто в последнее время на совещании у президента Беларуси Александр Лукашенко.
Как сообщили ИА «ЭКОПРЕСС» в пресс-службе главы государства, президент отметил, белорусский чиновник - небогатый человек, получающий в среднем заработную плату, эквивалентную порядка 150 долларам США.
«Если сравнивать в целом с населением, это немного. Если сравнивать с высокооплачиваемыми категориями работников в стране, банкирами и даже работниками государственных организаций, это очень мало», - сказал он.
Следует отметить, что, если зарплата работников бюджетных организаций привязана к минимальной зарплате и размеру тарифной ставки первого разряда и увеличивается одновременно с их повышением, на государственных служащих это правило не распространяется: решение о повышении заработной платы госслужащим производится не автоматически, а в каждом конкретном случае по решению президента.
Однако в последнее время темпы роста заработной платы госслужащих стали существенно отставать от темпов роста оплаты труда в других сферах. Государственная служба становится все менее привлекательной для белорусов, и, как следствие, усиливается отток квалифицированных кадров, в том числе в коммерческие структуры. Все меньше молодых людей выбирают карьеру госслужащего.
В этой связи президент еще год назад поручил выработать оптимальную систему оплаты деятельности госслужащих по всей Республике. Однако до сих пор нет конкретных результатов: многие чиновники при решении этой проблемы преследуют лишь свои узковедомственные интересы, разрабатывая документы под себя.
«Все свелось к тому, что где-то что-то отштукатурили, подшлифовали, кому-то добавили, кому-то больше полномочий дали, и на этом поставили точку. Такие документы я принять не могу», - заявил президент.
На сегодняшний день, подчеркнул Президент, зарплата белорусских чиновников в 10-15 раз ниже, чем в России и Украине, хотя темпы развития Беларуси являются самыми высокими на постсоветском пространстве, и это признано во всем мире.
Условия оплаты труда работников бюджетной сферы в настоящее время достаточно полно разработаны, и система оплаты труда работников данной сферы проходит этап совершенствования, связанный с необходимостью как повышения благосостояния работников, так и усиления зависимости размера заработной платы от результатов труда.
В соответствии со ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь формы и системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, устанавливаются нанимателем, а размеры оплаты труда — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Базой формирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы является размер тарифной ставки первого разряда, которая устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
В целях поэтапного совершенствования заработной платы работников бюджетной сферы с 1 апреля 2005 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2005 г. № 330 в Республике Беларусь повышена тарифная ставка первого разряда, применяемая для оплаты труда работников бюджетной сферы, с 48 000 до 51 000 руб.
Во исполнение п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1999 г. № 2070 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» с последующими изменениями и дополнениями Министерство труда Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь приняло постановление от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» с последующими изменениями и дополнениями, которое является основополагающим документом формирования оплаты труда работников бюджетной сферы.
Законодательное и практическое установление основ оплаты труда основных отраслей бюджетной сферы:
Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об образовании» с последующими изменениями и дополнениями определено, что государственная политика направлена на достижение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников в промышленности, а профессорско-
Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» с последующими изменениями и дополнениями установлено, что заработная плата медицинских и фармацевтических работников государственных организаций здравоохранения устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Согласно Закону Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XIII «О научной деятельности» с последующими изменениями и дополнениями оплата труда научного работника в государственных научных организациях осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь с учетом результатов его научной деятельности и научной квалификации.
Оплата труда членов временных научных коллективов осуществляется на договорной основе.
Научный работник, работающий в государственной научной организации, имеет право работать во временных научных коллективах и по совместительству с дополнительной оплатой.
Кроме того, определена необходимость поэтапного повышения среднемесячной заработной платы научным и научно-педагогическим работникам с тем, чтобы она была как минимум в полтора раза выше среднемесячной заработной платы в промышленности.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 июня 1991 г. № 832-ХII «О культуре в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями государство обеспечивает гарантированный уровень оплаты труда научных работников и ее дифференциацию в зависимости от квалификации и результатов труда.
Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров. Государственное регулирование оплаты труда должно включать:
§ законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РБ;
§ налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;
§ установление районных коэффициентов и процентов надбавок;
§ установление государственных гарантий по оплате труда.
Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральными, территориальным, коллективными, индивидуальными договорами (контрактами). [25;19]
Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы:
§ контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер;
§ регулирование доходов на основе государственных правил и положений;
§ политика трехстороннего сотрудничества.
Все их элементы имеют место в Беларуси. Но при чрезмерной дифференциации заработной платы, централизованная политика в области оплаты труда вряд ли принесет хорошие результаты. Ориентация на налоговое регулирование доходов может стимулировать черный рынок.
Поэтому главная надежда – политика сотрудничества, в частности, по вопросам утверждения уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда. [28;23]
3.2 Программа социально-экономических реформ Беларуси – залог стимулирования и совершенствования уровня заработной платы
Парламентом Беларуси, в соответствии с Указом Президента «О подготовке программы социальных реформ», приняло постановление «О программе социальных реформ в РБ на период 2005 – 2015гг.».
Эти постановлением главными задачами в сфере совершенствования труда и трудовых отношений определяются:
§ создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы;
§ внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда, в том числе по своевременной и полной оплате труда, социальному страхованию, охране, условиям и режиму труда.
В соответствии с этим постановлением предполагается проведение реформ в сфере оплаты труда. Так:
1. Заработная плата лиц, работающих по найму, является основным, а для подавляющего большинства из них - единственным источником доходов.
За годы реформирования экономики уровень реальной оплаты труда работников снизился более чем в 2 раза, доля начисленной заработной платы в совокупных денежных доходах населения упала с 70 до 44 процентов. Возникла необоснованная дифференциация размеров оплаты труда по профессионально - квалификационным группам работающих, по предприятиям, отраслям, регионам страны. Соотношение средней заработной платы 10 процентов наиболее оплачиваемых и такой же доли наименее оплачиваемых работников сейчас составляет 1:24. В условиях резкого сокращения уровня реальной оплаты труда угрожающий характер приняли задержки с выплатой заработной платы.
Минимальный размер оплаты труда чрезвычайно низок и искусственно сдерживается во многом из-за того, что вместо функции законодательного определения минимального уровня оплаты труда он стал выполнять несвойственную ему роль технического норматива при определении величины ряда социальных выплат и административных санкций.
Вследствие этих негативных процессов заработная плата перестала выполнять воспроизводственную и стимулирующую функции.
2. Основными направлениями политики в области оплаты труда являются: обеспечение роста реальной заработной платы работников в тесной увязке с результатами их работы, квалификацией и профессионализмом, с тем чтобы оплата труда стала главным источником денежных доходов населения; повышение уровня государственных гарантий оплаты труда с целью вывода работающих граждан из числа бедного населения; достижение такого уровня заработной платы наемных работников, который позволил бы обеспечить устойчивый платежеспособный спрос населения и экономические стимулы для развития производства, а также активизировать личное участие работников в своем социальном обеспечении и страховании, стал бы надежным источником инвестиций на цели социального развития.
Эта политика должна прежде всего содействовать стимулированию результативной трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения в целях обеспечения эффективной структурной перестройки экономики и технического перевооружения производства. При этом предстоит также решить проблемы сокращения необоснованно высокой дифференциации размеров оплаты труда и восстановления роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда.
3. Реформирование оплаты труда будет осуществляться на основе: экономических методов, преимущественно через налоговое регулирование денежных доходов; использования механизмов социального партнерства и системы договоренностей между предпринимателями и наемными работниками; повышения уровня государственных гарантий минимальной оплаты труда, ужесточения ответственности за нарушения трудового законодательства.
4. В ходе осуществления реформы оплаты труда намечается предпринять следующие меры.
В области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики:
§ создать систему гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства;
§ усилить регулирующее воздействие государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности.
В генеральном соглашении между общебелорусскими объединениями профсоюзов, общебелорусскими объединениями работодателей предусматривается определить общие принципы и минимальные гарантии оплаты труда, а также рекомендуемые соотношения минимальных ставок заработной платы между отраслями экономики с учетом сложности и условий работ.
На отраслевом уровне намечается ввести с учетом отраслевых особенностей рекомендуемые минимальные ставки, межразрядные тарифные коэффициенты для оплаты труда различных категорий работников, основные условия дополнительного стимулирования, виды и минимальные размеры компенсационных доплат и надбавок.
В региональных (территориальных) соглашениях предполагается установить размер тарифной ставки I разряда основной профессии базовой отрасли, тарифные ставки и оклады для оплаты труда работников сквозных (межотраслевых) профессий и должностей исходя из уровня жизни на конкретной территории.
Предусматривается существенно повысить роль коллективных договоров, заключаемых непосредственно на предприятиях и в организациях, в регулировании вопросов оплаты труда.
Предстоит разработать нормативные документы, устанавливающие через систему контрактов зависимость размера оплаты труда руководителей предприятий от результатов хозяйственно - финансовой деятельности и эффективности работы этих предприятий, а также упорядочить оплату труда работников казенных предприятий на основе применения на них тарифных ставок и окладов при условии выполнения государственных заказов.
Для предприятий, получающих государственные дотации или льготы по расчетам с бюджетами, а также имеющих задолженность по выплате заработной платы, возможно установление ограничений в оплате труда руководителей на основе специальных соглашений.