Учет товарно-материальных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы ставлю изучение инвентаризации и переоценки товарно-материальных ценностей вообще как процессов, правила отражения их данных в бухгалтерском учете. Кроме того, постараюсь выявить часто допускаемые ошибки и нарушения.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие инвентаризации и ее основные цели;

Рассмотреть порядок проведения инвентаризации ТМЦ;

Раскрыть документальное оформление результатов;

Рассмотреть результаты инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Экономическая сущность товарно - материальных ценностей и их роль в организации деятельности предприятия

1.1 Понятие товарно-материальных ценностей, их классификация и оценка

1.2 Формирование себестоимости товарно - материальных ценностей

2. Экономическая характеристика инвентаризации товарно-материальных ценностей и ее роль в экономической деятельности организации

2.1 Сущность, цели, порядок и сроки проведения инвентаризации в учете

2.2 Роль инвентаризации товарно-материальных ценностей в экономической деятельности организации

3. Порядок отражения результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете

3.1 Порядок документооборота. Правила и стандарты составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей

3. 2 Порядок регулирования инвентаризационных разниц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.53 Кб (Скачать)

     При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации  в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально  ответственными лицами в присутствии  членов инвентаризационной комиссии.

     Эти ценности заносятся в отдельную  опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с  документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению  члена комиссии.

     Инвентаризация  товарно-материальных ценностей, находящихся  в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся  на складах других организаций, заключается  в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

     На  счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в пути в момент инвентаризации в подотчете  материально ответственных лиц (в  пути, товары отгруженные и др.), могут  оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути – расчетными документами поставщиков или  другими их заменяющими документами, по отгруженным – копиями предъявленных  покупателями документов (платежных  поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением учреждением банка; находящимся на складах сторонних  организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую  к дате проведения инвентаризации.

     Предварительно  должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары  отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

     Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

     В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной  отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании  которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета. [2, с.5]

     В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в  срок покупателями, по каждой отдельной  отгрузке приводятся наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

     Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи  на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное  хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, сорт, количество, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место  хранения, номера и даты документов.

     В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая  стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

     Малоценные  и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся  в эксплуатации, инвентаризируются  по местам их нахождения и материально  ответственным лицам, на хранении у  которых они находятся.

     Инвентаризация  проводится путем осмотра каждого  предмета. В описи малоценные и  быстроизнашивающиеся предметы заносятся  по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском  учете.

     При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается  составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных  за эти предметы лиц, на которых открыты  личные карточки, с распиской их в описи.

     Малоценные  и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие  в негодность и не списанные, в  инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием  времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

     Тара  заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая  ремонта и т.д.).

     На  тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи. [2, с. 6]

     Если  инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится в течение  нескольких дней, то помещения, где  хранятся материальные ценности, при  уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов  в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

     В тех случаях, когда материально  ответственные лица обнаружат после  инвентаризации ошибки в описях, они  должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. [2, с. 3]

     По  окончании инвентаризации могут  проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и  материально ответственных лиц  обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась  инвентаризация.

     Результаты  контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются  актом (см. Приложение 4) и регистрируются в журнале учета контрольных  проверок правильности проведения инвентаризаций (см. Приложение 5). [2, с. 3]

     Сличительные  ведомости – форма №ИНВ-19 (см. Приложение 6) составляются по товарно-материальным ценностям, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.

     В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения  между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

     Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с  их оценкой в бухгалтерском учете.

     Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. [2, с. 8]

     На  товарно-материальные ценности, не принадлежащие  организации, но числящиеся в бухгалтерском  учете (находящиеся на ответственном  хранении, арендованные, полученные для  переработки), составляются отдельные  сличительные ведомости. [2, с. 9]

     Сличительная  ведомость составляется в двух экземплярах  бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй – передается материально ответственному (ым) лицу (лицам). [4, с. 13]

     Сличительные  ведомости могут быть составлены как с использованием средств  вычислительной и другой организационной  техники, так и вручную. 

     3. 2 Порядок регулирования инвентаризационных разниц 

     Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета  регулируются в соответствии с положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем  порядке:

     Товарно-материальные ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной  организации с последующим установлением  причин возникновения излишка и  виновных лиц [2, с. 9], что отражается в бухгалтерском учете следующим  образом:

     Дебет 10 «Материалы» - Кредит 99 «Прибыли и убытки»; [19, с. 432]

     Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством  порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения  у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной  организации. Нормы убыли могут  применяться лишь в случаях выявления  фактических недостач. В этом случае составляется следующая проводка:

     Дебет 20 «Основное производство» - Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей».

     Убыль ценностей в пределах установленных  норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном  порядке, все же оказалась недостача  ценностей, то нормы естественной убыли  должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена  недостача. При отсутствии норм убыль  рассматривается как недостача  сверх норм;

     Недостачи товарно-материальных ценностей, а  также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В этом случае делается следующая  проводка:

     Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» / субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба» - Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» на сумму  недостачи.

     Дебет 50 «Касса» (51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с  персоналом по оплате труда») – Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»/субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» - погашение физическим лицом недостачи  денежными средствами, внесенными в кассу, перечисленными в  безналичном порядке  на расчетный счет или вычетом из начисленной заработной платы. [19, с. 433]

     В тех случаях, когда виновники  не установлены или во взыскании  с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются  на издержки производства и обращения  у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной  организации. В этом случае составляется следующая проводка:

     Дебет 20 «Основное производство» - Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» [15, с. 9]

     Если  недостача связана со стихийными бедствиями, чрезвычайными ситуациями и другими причинами, то составляется проводка:

     Дебет 99 «Прибыли и убытки» - Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» [19, с. 433]

     В документах, представляемых для оформления списания недостач товарно-материальных ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения  следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи товарно-материальных ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству).

     Взаимный  зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен  только в виде исключения за один и  тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении  товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. В этом случае составляется следующая проводка:

     Дебет 99 «Прибыли и убытки» - Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей»

     О допущенной пересортице материально  ответственные лица представляют подробные  объяснения инвентаризационной комиссии.

     В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость  недостающих ценностей выше стоимости  ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится  на виновных лиц и составляется такая  проводка:

     Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» - Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей»

     Если  конкретные виновники пересортицы  не установлены, то суммовые разницы  рассматриваются как недостачи  сверх норм убыли и списываются  в организациях на издержки обращения  и производства, а в бюджетных  организациях – на уменьшение финансирования (фондов).

Информация о работе Учет товарно-материальных ценностей