Учет товара в оптовой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа розничного товарооборота на исследуемом предприятии. Розничной торговли Общества с ограниченной ответственностью "Турист". Объектом исследования в ООО "Турист" являются первичные и сводные документы, связанные с учетом движения товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 7
1.1. Цели, задачи и основные принципы учета в розничной торговле 7
1.2. Особенности деятельности ООО "Турист" 10
1.3. Основные элементы учетной политики организации 13
1.4. Оценка товаров в ООО "Турист" 18
Глава 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 19
2.1. Документальное оформление и учет движения товаров 19
2.2. Учет валового дохода и издержек обращения 44
2.3. Автоматизированная обработка информации по учету товаров в розничной торговле 58
Глава 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА 63
3.1.Анализ розничного товарооборота в динамике 63
3.2. Факторный анализ и структура розничного товарооборота 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Работа содержит 1 файл

1ольга.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

       Предприятия розничной торговли могут осуществлять реализацию товаров по договору комиссии. В соответствии с Инструкцией  о порядке оформления комиссионных операций и ведения бухгалтерского учета в комиссионной торговле непродовольственными товарами, утвержденных Приказом Комитета РФ по торговле от 07.12.94 г. № 99, товары, принятые на комиссию должны учитываться на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию", реализация товаров - на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг); расчеты с комитентами - на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

       Стоимость товара, принятого на комиссию определяется товароведом предприятия розничной  торговли по согласованию с комитентом. На принятый товар составляется комитентская карточка в двух экземплярах, одновременно выписывается товарный ярлык, который прикрепляется к товару.

       Учет  реализации товаров по договору комиссии  розничной торговле отражается следующими бухгалтерскими записями, представленными в таблице.          Таблица № 2

     Учет  реализации товаров  по договору комиссии

Хозяйственная операция Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Поступления в кассу:

выручка за реализованные  товары

плата за хранение товаров

 
50

50

 
46

80

Списаны товары реализованные, возвращенные, суммы уценки товаров   004
Начислено комитентом за проданные товары (стоимость  реализованных товаров по продажным  ценам минус комиссионное вознаграждение) 46 76
Выплачены деньги комитентом 76 50, 51
Уплачена  комитентом пеня за задержку выплаты денег и поступления товара в торговый зал для продажи 80 50, 51

     Платежи в пользу комитента меньше суммы  выручки за реализованный товар  на величину вознаграждения комиссионера. При реализации товаров по договору комиссии плательщиками налога на добавленную стоимость выступают как комиссионеры, так и комитенты. Облагаемый оборот для исчисления налога на добавленную стоимость у комиссионера определяется по-разному - в зависимости от того, участвует ли комиссионер в расчетах за реализуемые товары. Если комиссионер в этих расчетах не участвует, то облагаемым оборотом для исчисления налога на добавленную стоимость будет сумма комиссионного вознаграждения. Поэтому на кредите счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" будет отражена сумма комиссионного вознаграждения. Однако, если комиссионер участвует в расчетах за реализуемые товары, то оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, представляет собой стоимость товаров, передаваемых комитентом и реализуемых покупателями исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость.

     При этом сумма налога на добавленную  стоимость, подлежащая взносу в бюджет, исчисляется в виде разницы между  суммами налога, полученными от покупателей  товаров, суммами налога, указанными комитентом при передаче этих товаров комиссионеру. Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет комиссионером, определяется в виде разницы между суммами налога, исчисленными с комиссионного вознаграждения по расчетной ставке 16,67: и суммами налога по материальным ценностям, относимым у комиссионера на издержки обращения. Сумма налога на добавленную стоимость отражается бухгалтерской записью:

     Дт 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"

     Кт 68 "Расчеты по налогу на добавленную  стоимость".

       Аналитический учет товаров, принятых на комиссию в организациях розничной торговли ведется по материально ответственным лицам, индивидуально по каждой вещи и продажной цене, а расчетов с комитентами - по каждому комитенту. Для аналитического учета товаров и расчетов с комитентами бухгалтерия организации розничной торговли на основании товарных и кассовых отчетов, а также договоров и учетных карточек ведет оборотную ведомость, которая составляется ежемесячно.

       В ООО "Туристе" реализация товаров  по договору комиссии не осуществлялась.

       Если  товары в организации розничной  торговли учитываются по продажным  ценам и предприятие осуществляет переоценку товаров, то переоценка товаров  отражается в бухгалтерском учете  организации. Переоценка (изменение  цен) товаров может быть как в  сторону снижения цен (уценка), так в сторону их повышения (дооценка). Основными причинами переоценки товаров в предприятиях являются: изменение конъюнктуры рынка; уценка товаров устаревших моделей, а также товаров, частично, потерявших свое первоначальное качество.

       Переоценка  товаров осуществляется согласно Положения  о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.

       Основанием  для переоценки товаров является распоряжение руководителя организации.

       Переоценка  товаров представляет собой разницу  между стоимостью остатков товаров по прежним ценам и вновь установленным продажным ценам. Оформляется переоценка инвентаризационной описью-актом, где помимо наименования, количества, другой информации о товаре указывается старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма до оценки при повышении цен и сумма уценки при снижении цен. Для отражения операций, связанных с результатами переоценки товаров в розничной торговле, а также данных об отклонениях их стоимости в текущих рыночных ценах от стоимости, определившихся в бухгалтерском учете используется счет 14 "Переоценка материальных ценностей".

     При этом в бухгалтерском учете производятся следующие записи.

                                                                       Таблица № 3

Отражение результатов переоценки товаров

Хозяйственная операция Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
На  суммы увеличения стоимости товаров (дооценка) 41 14
На  сумму уценки от покупной стоимости, включая НДС 14 41
Отражение суммы уценки, торговой надбавки от суммы уценки 42 41

     Так как повышение или понижение  цен на товары влечет за собой увеличение или уменьшение торговой надбавки, то счет 14 "Переоценка материальных ценностей" закрывают счетом 42 "Торговая наценка", исключением является уценка товаров, предусмотренная пунктом 53 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, когда потери от уценки (на сумму превышения стоимости товаров по покупным ценам над стоимостью по ценам возможной реализации) списывают на результаты хозяйственной деятельности в Дт счета 80 "Прибыль и убытки".

 

      2.2. Учет валового  дохода и издержек обращения

       Как было сказано выше, товары, поступающие  в организации розничной торговли, приходуются в день их поступления  на основании счетов - фактур, товарно-транспортных накладных или иных сопроводительных документов. Аналитический учет товаров на предприятиях розничной торговли, в том числе и в ООО "Турист", реализующих товары населению, ведут в стоимостной оценке.

       Результат розничной продажи товаров выражается определенной суммой розничного товарооборота, одного из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли. Товарооборот - это общая стоимость реализованных товаров по продажным ценам. От объема реализации (товарооборота) во многом зависит величина валового дохода от реализации, издержек обращения, а следовательно, прибыли. В основном реализация в предприятиях розничной торговли осуществляется за наличный расчет при использовании продажных цен в качестве учетных (исключения - мелко - оптовая продажа, то есть когда продажа товаров осуществляется безналичным путем - перевод с расчетного счета денег покупателя на расчетный счет продавца). Сумма выручки от продажи товаров за наличный расчет определяется  по показаниям контрольно-кассовой машины - по итогу за день.

       Согласно  статьи 1 Закона Российской Федерации  от 18.06.93 г. № 5215-1 денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций ведутся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Выручка от покупателей за реализованные товары поступает в кассу предприятия розничной торговли. На сумму торговой выручки составляется приходный кассовый ордер (или справка о показаниях суммирующего счетчика, при условии, если сумма торговой выручки сдается в конце рабочего дня в головную кассу предприятия розничной торговли) (см. Приложение).

       Учет  товарооборота в предприятиях розничной торговли ведется на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Отражение торговой выручки производится на основании кассового отчета.

       Например, в кассу ООО "Турист" 20.10.1999 г. поступила выручка от реализации товаров на сумму 30,0 тыс. рублей. При этом нужно сделать бухгалтерскую запись: Дт 50 "Касса" - Кт 46 "Реализация" на 30 тыс. рублей.

       Целью хозяйственной деятельности любой  организации розничной торговли является получение прибыли. Прибыль  от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения, относящимся к реализованным товарам. Отсюда ясно, насколько важно правильно рассчитать валовый доход от реализации товаров. Валовый доход - это разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Эта разность представляет собой торговую наценку, относящуюся к реализованным товарам, или, иначе говоря, реализованное торговое наложение. Для определения торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам в предприятиях розничной торговли, в конце месяца составляется расчет торговой наценки на реализованный товар (см. Приложение).

       Рассчитаем  валовый доход на примере предприятия  розничной торговли ООО "Турист" за октябрь 1999 года.

       Для того, чтобы рассчитать торговую наценку  на реализованный товар (валовый  доход), необходимо взять следующие  данные бухгалтерского учета предприятия  ООО "Турист":

  1. торговая надбавка на остаток товара на начало отчетного периода (сальдо счета 42) - 72,0 тыс. рублей;
  2. торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 за отчетный период). Под выбытием товаров в данном случае понимается так называемый документированный расход (возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров). В октябре 1999 года в организации ООО "Турист" не было документированного расхода;
  3. торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 за отчетный период) - в ООО "Турист" за октябрь 1999 года торговая наценка на поступившие товары составила 52,5 тыс. рублей;
  4. предварительное сальдо торговых надбавок по счету 42. Чтобы определить предварительное сальдо торговых надбавок, необходимо к пункту № 1 "Сальдо по счету 42 на начало отчетного периода, то есть на 1 октября 1999 года прибавить пункт № 3 "Торговая надбавка на товары, поступивший за октябрь 1999 года, и вычесть пункт № 2 "Торговая наценка на выбывшие товары за отчетный месяц". Таким образом, в октябре 1999 года по предприятию "Турист" эта сумма составила 124,5 тыс. рублей;
  5. остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 на конец отчетного периода) в ООО "Турист" остаток товара на 1 ноября 1999 года составил 645 тыс. рублей;
  6. товарооборот за октябрь 1999 года в ООО "Турист" составил 232,5 тыс. рублей (оборот по кредиту счета 46);
  7. Итого товаров по предприятию: необходимо сложить пункт № 5 "Остаток товара по ООО "Турист" на 1 ноября 1999 года и пункт № 6 "Товарооборот за октябрь 1999 года" - 952,5 тыс. рублей;
  8. Находим средний процент реализованного наложения. Для этого необходимо пункт № 4 "Предварительное сальдо по счету 42 умножить на 100 и разделить на пункт № 7 "Итого товаров за месяц" - 13,07%;
  9. Определим сумму реализованного наложения на остаток товаров на 1 ноября 1999 года. Для этого необходимо пункт № 5 "Остаток товаров на 1 ноября 1999 года умножить на пункт № 8 "Средний процент реализованного наложения" и разделить на 100 - 94,00 тыс. рублей;
  10. Определяем сумму торговой наценки на реализованный товар за октябрь 1999 года. Для этого из пункта № 4 "Предварительное сальдо торговых надбавок" вычесть пункт № 9 "Торговая наценка на остаток товара" - 30,5 тыс. рублей.

Информация о работе Учет товара в оптовой организации