Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:15, курсовая работа
Цель работы рассмотреть учет собственного капитала организации.
Капитал - это экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении собственника фирмы, которые отражают совокупность денежных ценностей (денежных средств и долговых обязательств покупателей); материальных ценностей (товарных запасов, земельных участков, зданий и оборудования) и активов, выраженных в форме нематериальных прав (патентов, авторских прав и товарных знаков).
Введение 3
1. Учет собственного капитала организации» 4
1.1.Собственный капитал, его состав 4
1.2.Учет уставного капитала 7
1.3.Учет добавочного и резервного капиталов и прибыли 13
Заключение 21
2. Контрольная работа (вариант 3) 22
Список использованной литературы 30
В рыночной экономике бухгалтерский учет является инструментом создания достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, адаптированной для принятия экономических решений.
Данные о его деятельности складываются из хозяйственных операций, меняющих состав актива (средств) и пассива (источников образования средств) баланса. Каждая такая операция отражается в учете.
При образовании предприятия первые операции в учете формирует капитал. Каждое предприятие независимо от организационно-правовых форм собственности должно располагать экономическими ресурсами - капиталом для осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.
Капитал - это экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении собственника фирмы, которые отражают совокупность денежных ценностей (денежных средств и долговых обязательств покупателей); материальных ценностей (товарных запасов, земельных участков, зданий и оборудования) и активов, выраженных в форме нематериальных прав (патентов, авторских прав и товарных знаков).
Эти
определения в целом правильно
раскрывают понятие капитала, используемое
в бухгалтерском учете. По существу, капитал,
являясь экономическим ресурсом, представляет
собой совокупность собственного и привлеченного
капитала, необходимого для осуществления
финансово-хозяйственной деятельности
организации.
Каждая организация, самостоятельно осуществляющая производственную или иную коммерческую деятельность, должна обладать определенным капиталом, т.е. определенной величиной финансовых ресурсов, представляющей собой совокупность материальных ценностей, денежных средств, финансовых вложений и исключительных прав, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности.
Для целей бухгалтерского учета выделяют две различные характеристики общего капитала1:
Активный капитал (или активы) организации состоит из имущества организации. В зависимости от скорости оборота различают активы длительного пользования, которые больше 1 года используются организацией, и оборотные активы, предназначенные для текущего (одноразового) использования в процессе хозяйственной деятельности, или находящиеся в обороте организации не более 1 года. То есть активный капитал предприятия подразделяется на основной (долгосрочный) капитал и оборотный (текущий) капитал. В основной капитал входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые инвестиции, доходные вложения в имущество и др. Оборотный капитал также имеет несколько составляющих: материальные оборотные средства (материально-производственные запасы, готовая продукция и товары, затраты в незавершенном производстве); средства в расчетах; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства и некоторые другие.
Пассивный
капитал характеризует
Собственный
капитал организации как
Собственный капитал предприятия состоит из2:
Первым по времени появления в качестве объектов учета в организациях появляется уставный капитал, порядок формирования которого зависит от организационно-правовой формы (далее - ОПФ), в которой создается организация.
Наиболее распространенными ОПФ, в которых создаются коммерческие организации, являются общества: акционерные (открытые - ОАО или закрытые - ЗАО), с ограниченной ответственностью - ООО. Особенности оформления учредительных документов этих обществ и формирования их уставного капитала установлены в соответствующих статьях главы 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса РФ. Порядок создания ООО регулируется статьями 11-13 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Порядок создания акционерного общества как ОАО так и ЗАО, определяется статьями 8-11 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Оба упомянутых закона предусматривают возможность внесения вкладов в уставный капитал (оплату приобретаемых акций акционерного общества) в любой материально-вещественной форме: это могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Как показывает практика, очень часто прибыль, полученная предприятием, по решению участников общества с ограниченной ответственностью направляется на увеличение уставного капитала организации. В таком случае в силу п. 3 статьи 18 Закона об ООО происходит пропорциональное увеличение долей всех участников общества без изменения размеров их долей.
Это решение может быть принято лишь на основании годовой бухгалтерской отчетности большинством, не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.
Сумма, на которую увеличивается уставный капитал за счет имущества общества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества.
Данное решение в течение месяца со дня принятия необходимо направить на регистрацию, а внесенные таким образом изменения в устав общества вступают в силу для третьих лиц с момента государственной регистрации.
Уставным капиталом (фондом) выполняются три функции3:
Как бы ни была организована бухгалтерская деятельность, первой проводкой, как правило, отражают факт государственной регистрации нового хозяйствующего субъекта и формирования его уставного капитала из вкладов учредителей:
Д 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»
К 80 «Уставный капитал» - на общую сумму уставного капитала, зафиксированного в Уставе.
Составляя эту проводку, для вновь созданной организации она отражает, с одной стороны, появление нового юридического лица со своим уставным капиталом (К 80); с другой стороны, этой проводкой отражается появление у вновь созданной организации дебиторской задолженности в сумме вкладов учредителей (Д 75/1). Учредители в данный момент переходят в новый статус - статус дебиторов по отношению к ими же созданной организации, так как они обязались внести соответствующие имущественные вклады во вновь созданную организацию. В рамках счета 75/1 обязательно должны быть открыты аналитические счета на каждого учредителя для того, чтобы проконтролировать своевременность и полноту внесения ими обусловленных уставом вкладов.
Балансовый счет 80 «Уставный капитал» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала. Сальдо по счету 80 должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах организации. Записи по счету 80 проводятся при формировании уставного капитала, а также в случаях его изменений, но лишь после внесения соответствующих коррективов в учредительные документы организации.
Рассмотрим отражение в учете процедуры внесения вкладов в разной форме.
Вклад
в уставный капитал может быть
внесен в виде основных средств. Основанием
для отражения этой операции в
учете вновь созданной
Передача основных средств в уставный капитал в соответствии с п. 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ должна сопровождаться восстановлением передающей стороной НДС, принятого ранее к вычету, в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости передаваемых основных средств без учета их переоценки, если таковая проводилась.
Если утвержденная участниками оценка основных средств превышает 200 установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время 100 руб.), то она должна быть подтверждена независимым оценщиком (аудитором).
После получения первичных документов (акта о приеме-передаче, акта оценки, технической документации и т.п.) в бухгалтерии организации отражается принятие объекта основных средств к учету:
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств»
К 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» - принят от учредителя объект основных средств, внесенный в качестве вклада в уставный капитал.
Одновременно,
если не требуется никаких
Д 01 «Основные средства»
К 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств» - полученный объект основных средств введен в эксплуатацию.
Такой порядок отражения в учете поступления основных средств, в том числе и в качестве вклада в уставный капитал, предусмотрен п. 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.
При
получении в качестве вклада в
уставный капитал какого-либо объекта
нематериальных активов может быть
составлен договор на передачу права
пользования соответствующим
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов»
К 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»
и одновременно следующая проводка:
Д 04 «Нематериальные активы»
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов» - принят от учредителя объект нематериальных активов, внесенный в качестве вклада в уставный капитал. Такой порядок отражения в учете поступления нематериальных активов в качестве вклада в уставный капитал предусмотрен Планом счетов с бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н.