Учет расходов и доходов на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленных на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам за определенный отчетный период. Методологически бухгалтерская отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом деятельности за определенный период. Бухгалтерская отчетность является наилучшим источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля, анализа и оценки деятельности организации. По данным отчетности руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, финансовыми органами, учредителями, банками, инвесторами, кредиторами и др.

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 81.50 Кб (Скачать)
 

Введение 

      В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически  каждое такое действие находит отражение  в бухгалтерском учете.

      Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленных на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам за определенный отчетный период. Методологически бухгалтерская отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом деятельности за определенный период. Бухгалтерская отчетность является наилучшим источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля, анализа и оценки деятельности организации. По данным отчетности руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, финансовыми органами, учредителями, банками, инвесторами, кредиторами и др.

        Еще в конце XIX в. многие выдающиеся теоретики бухгалтерского учета стали обращать внимание на возможности использования учета для целей управления. Так, итальянский бухгалтер Э. Пизани высказал мнение, что «бухгалтерский учет - это наука, которая, следуя законам права и экономики, пользуется вычислениями, чтобы характеризовать функции управления и чтобы наименьшими средствами достигать наибольшего экономического эффекта».

      В современных условиях в зависимости  от целей, поставленных менеджерами  фирмы, величина формируемого финансового результата может варьироваться в сторону как увеличения, так и уменьшения. Сроки включения затрат в себестоимость, подходы к определению величины отдельных статей затрат, формирование фондов и резервов за счет источников, включаемых в себестоимость, могут существенно занизить потенциальный финансовый результат, подлежащий распределению между собственниками. Это может послужить целям пополнения средств на развитие предприятия.

      В данной контрольной работе мы рассмотрим особенности учета расходов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Доходы и расходы организации: их сущность, значение 

     Начиная с 2000 года организации формируют  в бухгалтерском учете информацию о доходах и расходах согласно порядку, установленному Минфином России в Положениях по бухгалтерскому учету.

     Положения устанавливают методологические основы формирования и отражения в бухгалтерском  учете достоверной информации о  полученном доходе от предпринимательской  деятельности организации. Это позволяет  решать такие задачи, как оперативное  управление и контроль за деятельностью организации со стороны лиц, имеющих прямой или косвенный интерес в ее делах.

     Концепция доходов и расходов, лежащая в  основе упомянутых ПБУ, состоит в  том, что не всякие затраты относятся  к расходам, так же как не всякие поступления являются доходами.

       Расходами организации признается  уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов  (денежных средств, иного имущества)  и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала  этой организации, за исключением  уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [1, 231].

     В систему нормативного регулирования  бухгалтерского учета вводится категория  расходов организации, под которой  понимаются прежде всего действия, приводящие к уменьшению ее капитала. Данное определение сопряжено с понятием доходов организации, под которым в свою очередь понимается увеличение экономических выгод, приводящее к росту капитала (за исключением вкладов участников).

     Тем не менее, главным в понимании  определения «расходы» должна быть цель, которую призвана реализовать данная категория. Такой целью следует считать достижение возможности исчисления финансового результата организации как разницы между ее доходами и расходами за определенный период. Исходя из этого ПБУ содержит ряд ограничений по видам расходов, которые, являясь по существу стопроцентными затратами, не признаются таковыми применительно к его целям, поскольку непосредственно не влияют на формирование финансовых результатов.

     Для целей ПБУ не признается расходами организации выбытие активов:

     - в связи с приобретением (созданием)  внеоборотных активов (основных  средств, незавершенного строительства,  нематериальных активов и т.п.);

     - вклады в уставные (складочные) капиталы  других организаций, приобретение  акций Акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

     - по договорам комиссии, агентским  и иным аналогичным договорам  в пользу комитента, принципала  и т.п.;

     - в порядке предварительной оплаты  материально-производственных запасов  (далее МПЗ) и иных ценностей, работ, услуг;

     - в виде авансов, задатка в  счет оплаты МПЗ и иных ценностей,  работ, услуг;

     - в погашение кредита, займа,  полученных организацией.

     Для целей ПБУ выбытие активов именуется оплатой.

     При этом действует еще один не менее  важный критерий характеристики расходов, использованный в ПБУ 10/99, а именно переход от продавца (владельца имущества) права собственности на его активы к новому собственнику или полная уверенность в их окончательной потере.

     - при перепродаже (продаже) финансовых  вложений, когда вклад, ценные бумаги и т.п. одной организации безвозвратно переходят к другой, понесенные первой организацией затраты признаются расходами;

     - выбытие активов по договорам  комиссии, агентским договорам в  пользу комитента, принципала  и т.п., т.к. вещи, поступившие от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента;

     - погашение кредита, займа, полученных  организацией. В данном случае  речь идет об основной сумме  долга по кредиту или займу,  а не о процентах (дисконте), причитающихся кредитору или заимодавцу. При этом получение кредита или займа не может считаться доходом, поскольку его предоставление, а следовательно, и использование носит срочный характер. То же относится и к возврату суммы основного долга, потому что это восстановление средств кредитора;

     - выбытие в порядке предварительной  оплаты МПЗ и иных ценностей,  работ, услуг, поскольку нет  абсолютной уверенности в том,  что работы будут выполнены,  материально-производственные ценности  поступят, и, наконец, на момент оплаты нет доходной составляющей;

     - выбытие в виде авансов, задатка  в счет оплаты МПЗ и иных  ценностей, работ, услуг - по  тем же причинам, что и предварительная  оплата.

     Величина  оплаты и (или) кредиторской задолженности  определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом.

     Если  цена не предусмотрена в договоре, то для определения этой величины принимается цена, по которой в  сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет расходы в отношении аналогичных МПЗ и иных ценностей (работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов (пп.6.1 ПБУ 10/99).

     В условиях высокой инфляции стороны  могут предусмотреть возможность изменения как уровня цен (их величины), так и условий расчетов. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

     Величина  оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, которые возникают при оплате в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.

     Таким образом, повышение курса иностранной  валюты или условной денежной единицы  по отношению к рублю ведет  к увеличению расходов организации, а снижение курса - к уменьшению.

     Для того чтобы определить финансовый результат  от обычных видов деятельности, нужно  рассчитывать себестоимость проданных  товаров, продукции (работ, услуг), которая  формируется на базе расходов по обычным  видам деятельности, признанных в отчетном и в предыдущих отчетных периодах, а также переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды (с учетом корректировок в зависимости от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров).

     При этом коммерческие и управленческие затраты могут полностью признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров (работ, услуг) в том отчетном году, когда они были признаны расходами по обычным видам деятельности.

     Другими словами, себестоимость проданной  продукции, товаров, (работ, услуг) складывается из расходов, понесенных в предыдущие периоды (это прежде всего затраты  по незавершенному производству на начало месяца и по приобретению материально-производственных запасов), а также расходов отчетного периода (которые непосредственно связаны с процессом производства и сбыта в отчетном периоде), уменьшенных на сумму расходов, переходящих на последующие отчетные периоды (объем незавершенного производства на конец отчетного периода).

     Коммерческие  и управленческие расходы, являющиеся неотъемлемой частью фактической себестоимости  проданной продукции, товаров (работ, услуг), могут полностью включаться в себестоимость продаж отчетного  периода или распределяться.

     Как правило, они распределяются в производствах  с длительным циклом изготовления продукции (работ, услуг) и существенными остатками  незавершенного производства. В этом случае управленческие расходы могут  распределяться между стоимостью (ценой) продаж и незавершенным производством, а часть коммерческих расходов - между стоимостью проданной продукции и остатками отгруженной, если порядок выручки от продаж признается не по мере передачи прав владения (пользования, распоряжения) на поставленную продукцию (отгруженный товар), а после поступления оплаты.

     Выбранный вариант распределения коммерческих и управленческих расходов должен быть закреплен в учетной политике организации.

     Правила учета затрат на производство продукции (продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг) по элементам и статьям и исчислению себестоимости устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями.

     В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие в результате стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.

     Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий  договоров, а также возмещение причиненных  организацией убытков принимаются  к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.

     Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, не реальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.

     Однако  для того, чтобы списать эти  затраты, нужно сначала документально подтвердить невозможность их возмещения. В частности, если речь идет о списании дебиторской задолженности, то организация-кредитор должна обратиться с письменными запросами к должникам, подать соответствующие заявления в правоохранительные и судебные инстанции и т.п. И если это не принесет результатов, руководитель организации издает приказ о списании долгов.

     Суммы уценки активов определяются в соответствии с правилами, установленными для  проведения переоценки активов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Учет расходов и доходов на предприятии