Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками на примере ОАО «Знамя индустриализации»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является организация учета расчетов с поставщиками и покупателями в ОАО «Знамя индустриализации».
В соответствии с поставленной целью были проработаны следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты учета расчетов с покупателями и поставщиками
2. Рассмотрен порядок учета расчетов с покупателями и поставщиками на предприятии ОАО «Знамя индустриализации»
3. Определены направления развития учета расчетов с покупателями и поставщиками

Содержание

Введение 5
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и
заказчиками 7
Организация безналичных расчетов 7
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 9
Учет расчетов с покупателями и заказчиками 13
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и
заказчиками в ОАО «Знамя индустриализации» 16
Краткая характеристика ОАО «Знамя индустриализации» 16
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Знамя
индустриализации» 20
Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Знамя
индустриализации» 26
Направления совершенствования учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками, покупателями и заказчиками 30
Заключение 34
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работ^ учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.docx

— 262.32 Кб (Скачать)

    Плательщик  имеет право заявить обслуживающему банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока  предварительного акцепта (не более пяти рабочих дней). Отказ может быть полным или частичным с указанием соответствующих мотивов.

    Расчеты чеками применяются только для безналичных  расчетов за товарно-материальные ценности между юридическими и физическими лицами. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обоснованное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Последний предоставляет в банк по месту открытия своего расчетного счета принятые в уплату чеки вместе с поручением-реестром [1,с.132]. 

     1.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 

     К поставщикам и подрядчикам относятся  организации, поставляющие различные  товарно-материальные ценности (готовую  продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие).

     Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками осуществляется на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если по условию договора поставки предоплата не предусматривается, то по кредиту этого счета показывается задолженность перед поставщиком на сумму поступивших от него товарно-материальных ценностей (потребленных услуг), а по дебету – оплата долга, возникшего перед поставщиком. Если по условию договора поставки предусмотрена предоплата, то по дебету счета отражается сумма предоплаты в счет будущих поставок (долг поставщика перед покупателем), а по кредиту – стоимость поступивших товаров, продукции, услуг, работ от поставщиков.

     В случаях, когда счет поставщика акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при их приемке обнаружена недостача или были выявлены другие расхождения в выполнении договорных обязательств, то на сумму выявленных отклонений поставщику предъявляется  претензия.

     Суммовые  разницы по приобретенному имуществу  после его оприходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 92 «Внереализационные доходы и расходы» в качестве доходов или расходов в зависимости от значения суммовых разниц.

     Курсовые  разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 92 «Внереализационные доходы и расходы» в качестве внереализционных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.

     Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим  основаниям: при зачете взаимных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридического лица (ст. 378-389 ГК РБ) [2, с.10].

     Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы». Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.

     Методика  отражения расчетов с поставщиками и подрядчиками на счетах бухгалтерского учета приведена в таблице 1.1. 

Таблица 1.1- Корреспонденция счетов бухгалтерского учета расчетов с поставщиками

Содержание  операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
Поступили товарно-материальные ценности по отпускным  ценам без НДС 10,41 60
Поступило оборудование к установке по отпускным  ценам без НДС 07 60
Поступило оборудование и иные объекты внеоборотных активов, не требующих монтажа 08 60
Предъявлена претензия поставщику на сумму недостачи, порчи товарно-материальных ценностей  по отпускным ценам поставщика с  НДС 76-3 60
Отражается  НДС по приобретенным у поставщика (подрядчика) ценностям 18 60
Оплачены  счета поставщика (подрядчика) 60 51,52,66

Источник: [1, с.133]

     Синтетический учет расчетов с поставщиками осуществляется в журнале-ордере №6 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», где совмещен и  аналитический учет. Журнал-ордер №6 заполняется линейно-позиционным способом по каждому платежному документу расчету поставки.

     В организации ежемесячно открывается  два экземпляра журнала-ордера №6: на поступление товарно-материальных ценностей и по услугам (за газ, воду, электроэнергию, ремонт)[11, с.175].

     Открывается журнал-ордер №6 с занесения остатков по неоплаченным расчетам с поставщиками и неотфактурованным поставкам за прошлый месяц отдельно по дебету и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Поставки, по которым материальные ценности поступили  в организацию без расчетных документов, называются неотфактурованными. Поскольку основанием для оплаты ценностей являются расчетные документы, неотфактурованные поставки оплате не подлежат, по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценностей без расчетных документов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщиков, а также в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы.

     В течении месяца записи в журнале-ордере №6 производят по мере поступления материалов на склады предприятия на основании товарно-транспортных накладных, платежных требований, приходных ордеров, актов о приемке материалов, счетов-фактур и др [10].

     Стоимость поступивших материалов, по которым  расчетные документы не предъявлены  к оплате записывают в журнале-ордере №6 на основе акта приема поставки (отдельно). Ценности учитывают по учетной стоимости временно принимаемой за фактическую при этом вместо счета-фактуры поставщика проставляется буква «Н», что означает неотфактурованную поставку. Эту запись целесообразно делать в конце месяца. В следующем месяце при поступлении платежного требования бухгалтерская запись о неотфактурованных поставках сторнируется, и ценности приходуются в суммах, указанных в расчетных документах. В бухгалтерском учете неотфактурованные поставки отражают по дебету счетов учета поступивших ценностей и кредиту счета 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     В журнале-ордере №6 по дебету счета 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается оплата за товарно-материальные ценности на основании выписок банка с приложенной к ним платежными документами.

     В конце месяца после всех записей  подсчитываются итоги за отчетный месяц  и выводятся остатки по неоплаченным счетам по каждому поставщику (сумма  акцепта – сумма оплаты). Затем  подсчитывается итоговая строка по кредиту  и дебету счета 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и определяется остаток задолженности по поставщикам в целом по предприятию.

     Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» организуется по каждому поставщику на основании товарно-транспортных и банковских документов. 

    1.   Учет расчетов с покупателями и заказчиками
 

     Законодательством Республики Беларусь предусмотрено  два метода признания товаров, продукции, работ, услуг реализованными: по факту отпуска товаров, продукции, работ и услуг или по факту их оплаты получателем. Организация в своей учетной политике самостоятельно (исходя из условий хозяйствования) выбирает один из двух возможных вариантов признания  в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров (работ, услуг) и предусматривает его применение в приказе об учетной политике.

     При  признании  в  бухгалтерском учете  выручки  от  реализации товаров, продукции, работ, услуг по мере оплаты отгруженных товаров, продукции,  выполненных работ, оказанных услуг -  по  дебету  счетов учета денежных средств 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета»,  55  «Специальные счета в банках», счетов учета  расчетов  и других  и  кредиту счета 90 «Реализация». Одновременно себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Реализация».

    Если  предприятие избрало в учетной  политике вариант формирования выручки  от реализации продукции по моменту  отгрузки, то возникающая дебиторская  задолженность отражается по продажным  ценам на активно-пассивном, основном, расчетном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Он, как правило, активный, но может иметь кредитовое сальдо, если по условию договора поставки предусмотрено получение аванса от покупателя. По дебету этого счета отражается дебиторская задолженность покупателя на сумму отгруженных им товаров, работ, услуг, а по кредиту – оплата долга покупателем. Если по условию договора поставки предусмотрена предоплата, то в этом случае по кредиту счета отражается сумма полученной предоплаты в счет будущих поставок (кредиторская задолженность перед покупателем), а по дебету – стоимость отгруженных товаров, продукции, услуг, работ покупателю в счет полученного ранее аванса.

    На  суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы, услуги данное предприятие предъявляет расчетные документы (счет-фактура, товарно-транспортная накладная и др.) покупателю и в бухгалтерском учете делается запись: Д62 К90.

    При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам реализации списывают в дебет счета 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» с кредита счета 91 «Операционные доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51, 52, 50, 55) и кредиту счета 62.

    Корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками приведена в  таблице 1.2  

Таблица 1.2 - Корреспонденция счетов бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками

    Содержание  операций  Корреспонденция счетов
 дебет кредит
    Отражена  задолженность покупателя:

    за  отгруженные товарно-материальные ценности (работы, услуги) по отпускным  ценам, включая НДС

    за  сданную тару по учетным ценам

 
 62

 62

 
90

41-3

    Получен аванс от покупателя; оплачены покупателем  приобретенные товарно-материальные ценности  51,52 62

Источник: [1, c.137].

    Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным  видам деятельности, отражают по дебету счета 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Реализация» (что более правильнее по сравнению с вариантом, предусмотренным Планом счетов – по кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы). Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.

    Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы», а отрицательные — по дебету счета 92«Внереализационные доходы и расходы» и кредиту счета 62«Расчеты с покупателями и заказчиками».

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками на примере ОАО «Знамя индустриализации»