Учет расчетов с поставщиками и покупателями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Торговля представляет собой отрасль хозяйства, объектом которой является товарообмен, купля-продажа товаров, хранение товаров и их подготовка к продаже, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки.
Торговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации конечному потребителю товаров, приобретенных или взятых на комиссию с целью последующей перепродажи без дополнительной переработки.

Работа содержит 1 файл

бух.уч.в торговле.docx

— 34.22 Кб (Скачать)

    Для учета расчетов с покупателями используется счет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками». Он предполагает ведение  аналитического учета по каждому  счету, предъявленному покупателем, а  при наличии расчетов по плановым платежам – по каждому покупателю. План счетов бухгалтерского учета предлагает вести аналитический учет расчетов с покупателями таким образом, чтобы  обеспечивать возможность получения  наиболее полных данных по «…покупателям  и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям  и заказчикам по не оплаченным в  срок расчетным документам; авансам  полученным; векселям, сроку поступления  денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок». План счетов не предлагает конкретного разделения по субсчетам, торговая организация  открывает их самостоятельно, исходя из особенностей своей хозяйственной  деятельности, и отражает в приказе  об учетной политике предприятия. Такой  подход вполне обоснован, так как  торговой организации или индивидуальному  предпринимателю, специализирующимся на розничной торговле и получающим оплату за товар исключительно наличными средствами через кассу, разумеется, нет необходимости предусматривать для счета 62 субсчета для учета, например, расчетов по векселям. Им так же нет необходимости вести учет по каждому покупателю, так как в случае розничной торговли покупатель (потребитель) в бухгалтерском учете обезличен. Чаще всего на практике для учета расчетов с покупателями в розничной торговле используется обезличенный контрагент «Частное лицо». Представьте себе, во что превратилась бы покупка буханки хлеба или пачки сигарет, если бы учет расчетов с покупателями в розничной торговле велся бы по каждому покупателю в отдельности.

    В то же время торговое предприятие, занимающееся оптовой или оптово-розничной  торговлей, должно будет вести аналитический  учет по счету «Расчеты с покупателями и заказчиками» уже в разрезе  каждого контрагента, а также  в разрезе каждого договора, если с одним и тем же покупателем  заключено несколько договоров, предполагающих разные условия поставки, ассортимент товара и т. д. Нередко торговые организации, занимающиеся преимущественно розничной торговлей, но продающие товар в рассрочку (в кредит без привлечения банков и других кредитных организаций) либо по предварительным заказам, сталкиваются с проблемой отслеживания платежей по каждому покупателю, с которым заключен договор купли-продажи подобного рода. Это относится, например, к предприятиям, осуществляющим торговлю бытовой техникой, мебелью и т. д. Например, покупатель делает заказ на мебельный гарнитур, который будет выполнен лишь через несколько дней из-за необходимости доставить товар из другого города, и делает первоначальный взнос (аванс) за товар, на который сделан заказ. В этом случае имеет смысл вести аналитический учет, во-первых, по конкретному покупателю, несмотря на то, что он является частным лицом, и, во-вторых, по авансам полученным. Конечно, ведение аналитического учета на первый взгляд является более трудоемким, но в дальнейшем именно оно облегчает ведение учета по счету 62 в целом. Подобный аналитический учет помогает также отследить движение товара, поступление денежных средств, а при необходимости и выявить задолженность конкретного покупателя в случае неоплаты или неполной оплаты товара. Это, кстати, и один из способов борьбы с хищениями, особенно если каждая продажа такого рода «привязана» и к определенному продавцу (менеджеру, иному материально ответственному лицу, отвечающему за выполнение заказа).

    При расчетах с поставщиками и подрядчиками осуществляются следующие операции: По дебету счета 60:

    Дебет счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» субсчет 2 «Расчеты по текущим операциям» – филиал, выделенный на отдельный баланс, получил средства от покупателя продукции, проданной головным отделением организации (в учете филиала);

    Дебет счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 91 «Прочие  доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие  доходы» – положительная курсовая разница по дебиторской задолженности в иностранной валюте включена в состав прочих доходов;

    Дебет счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 91 «Прочие  доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие  доходы» – отражена выручка от продажи основных средств, материалов и прочего имущества организации.

    По  кредиту счета 60:

    Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» субсчет 2 «Расчеты по текущим операциям»,

    Кредит  счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» – покупатель продукции, проданной головным отделением организации, перечислил денежные средства филиалу, выделенному на отдельный баланс (в учете головного отделения организации).

    Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» субсчет 2 «Расчеты по текущим операциям»,

    Кредит  счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» – покупатель продукции, проданной филиалом, выделенным на отдельный баланс, перечислил денежные средства головному отделению организации (в учете филиала).

    Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»,

    Кредит  счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» – отрицательная курсовая разница по дебиторской задолженности в иностранной валюте включена в состав прочих расходов.

    При отгрузке товара покупателю с момента  отгрузки право собственности на товар перешло к нему. Независимо от того, поступила ли от покупателя оплата за товар, необходимо отразить на счете 62 задолженность покупателя за отгруженный товар. В момент оплаты товара дебиторская задолженность  покупателя списывается со счета 62.

    К сожалению, бывают ситуации, когда продавцу так и не удается получить от покупателя оплату за товар. В таких случаях  дебиторская задолженность по 62 счету сохраняется в течение 3 лет. По истечении этого времени (срока исковой давности) сумма  просроченной дебиторской задолженности  списывается в дебет счета 91 «Прочие  доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие  расходы» и учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность  неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет.

    Если  же задолженность покупателя признается нереальной для взыскания (например, организация-покупатель ликвидирована), то такая задолженность списывается  тем же порядком, что и задолженность  с истекшим сроком исковой давности, но на счете 007 она не отражается.

    На 62 счете отражаются и авансы, полученные в счет предстоящей поставки товаров, при этом используется субсчет «Расчеты по авансам полученным».

    Все операции, связанные с расчетами  за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени  оплаты.

    Следует обращать внимание на то, что на счете 60 учет ведется на основании документов, полученных от поставщика. В случаях, когда оплата поставщику была произведена  до фактического поступления материальных ценностей, а при их приемке выявляются несоответствия в цене, количестве или других показателях, влияющих на величину задолженности поставщика, которая уже отражена по дебету 60 счета, а также возможные арифметические ошибки, выявленные расхождения списываются  с кредита счета 60 в дебет счета 76 (субсчет «Расчеты по претензиям»).

    Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется в  разрезе счетов, а при осуществлении  плановых платежей – по каждому  контрагенту. Аналитический учет по данному счету должен вестись  таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрого и точного  получения информации по следующим  показателям: «…поставщикам по акцептованным  и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам  по неоплаченным в срок расчетным  документам; поставщикам по неотфактурованным  поставкам; авансам выданным; поставщикам  по выданным векселям, срок оплаты которых  не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту  и др.», т. е. вы должны иметь возможность в любой момент увидеть по аналитике этого счета полную картину ваших взаимоотношений с поставщиком – какой именно поставщик по какому договору (счету) на какую сумму должен поставить товары или услуги. При этом вы должны также видеть, укладывается ли задолженность поставщика в условия договора поставки или является просроченной. Кроме того, если в счет обеспечения оплаты за полученные товары, другие материальные ценности или услуги поставщику был передан вексель, факт передачи должен также отражаться на счете 60 (для этого рекомендуется открыть субсчет «Векселя выданные»). Таким образом, сумма задолженности, погашение которой обеспечивается переданным векселем, не списывается со счета 60, а учитывается на нем обособленно.

    Для удобства можно привести типовые  проводки, которые используются при  работе со счетом 60. По кредиту счета  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  делаются, как правило, следующие  проводки:

    Дебет счета 07 «Оборудование к установке»,

    Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – оприходовано оборудование, требующее монтажа;

    Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

    Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные внеоборотные активы;

    Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

    Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – в стоимости внеоборотных активов учтены расходы, связанные с их покупкой (транспортные расходы, затраты на оплату информационных и консультационных услуг и т. п.);

    Дебет 10 «Материалы»,

    Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – оприходованы материалы, поступившие от поставщиков;

    Дебет счета 10 «Материалы»,

    Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – в стоимости материалов учтены расходы, связанные с их покупкой (транспортные расходы, затраты на оплату информационных и консультационных услуг и т. п.);

    Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,

    Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – учтена покупная стоимость материально-производственных запасов, по которым поступили расчетные документы поставщиков (при использовании счета 15);

    Синтетический и аналитический учет расчетов с  покупателями за отгруженные им товары (учет операций по счету 62) ведется в  журнале – ордере № 11 (обороты  по кредиту), ведомости отгрузки и  реализации товаров в разрезе  каждого дебитора, которые дают возможность  контролировать наличие задолженности  покупателей, сроки оплаты за отгруженный  товар.

    В зависимости от объема учетной работы и необходимости получения данных по различным группировкам можно  вести несколько журналов – ордеров (по отдельным контрагентам, по транзитным операциям). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Торговля  в настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных  видов деятельности, в особенности  для так называемого малого и  среднего бизнеса. В первую очередь  эта привлекательность заключается  в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального  капитала используют именно торговую деятельность. Разумеется, как и  во всяком другом роде деятельности, связанном  с вложением собственных денежных средств, в торговле присутствует доля риска. Но тем не менее можно с  большой уверенностью сказать, что  развитие торговли в нашей стране идет весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства. Соответственно и конкуренция в этой области  велика. Как бы скептически ни относились к понятию «цивилизованные рыночные отношения», все равно обращаются к нему. Достаточно вспомнить, как  обстояло дело с рынком потребительских  товаров 10–15 лет назад. Высокая конкуренция  в торговле (разумеется, в тех  областях, где нет монополии) приводит не только к насыщению потребительского рынка, но и к улучшению качества товаров и услуг, предоставляемых  торговыми организациями и индивидуальными  предпринимателями.

    Учитывая, что уровень жизни населения  очень неодинаков и соответственно различны приоритеты при приобретении товаров: место в торговле есть и  для недорогой «оптовки», и для  элитного бутика.

    Вот именно поэтому и мелкому торговцу-предпринимателю, работающему на себя, и владельцу  крупной торговой сети, являющемуся  работодателем для сотен и  сотен наемных работников, абсолютно  необходимо грамотно вести свое дело. И для этого очень важно  знать (и соблюдать!) законы и правила, применяемые государством к такому востребованному и распространенному  виду деятельности, как торговля. 

    Список  литературы.

  1. Красноперова О.А. Учетная политика организаций на 2008 год - М.: ГроссМедиа, 2005.
  2. Вещунова Н.Л., Фомина А.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. – СПБ: «Герда», 2009г.
  3. Бутюгин Е.В., Жегалов П.В. Достоверность бухгалтерской отчетности : международные стандарты и российская практика / Главбух.-2009.
  4. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика,2008
  5. Николаева Г.А., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учет в розничной торговле. - М.: «А-Приор», 2007.
  6. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит: коспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Высшее образование», 2008
  7. Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2009.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и покупателями