Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:39, курсовая работа
Расчеты наличными денежными средствами периодически осуществляются практически всеми субъектами предпринимательской деятельности. Как правило, в практической деятельности любого предприятия расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д., что обуславливает высокую трудоемкость учета расчетов с подотчетными лицами.
Большая роль отводится бухгалтерскому учету, с помощью которого сплошным образом, непрерывно и взаимосвязано отражаются все документально подтвержденные хозяйственные операции, чем обеспечивается достоверность, своевременность и точность информации. Правильная организация учета расчетов с подотчетными лицами, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за использованием на предприятии денежных средств и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой.
В связи с тем, что расчеты с подотчетными лицами осуществляются в наличной форме, то размер расчетов подотчетного лица при оплате наличными должен отвечать нормам Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 г. № 1843-У, в соответствие с которыми предельный размер расчетов наличными по одной сделке с одним юридическим лицом не должен превышать 100 000 руб. (3-ий уровень). Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими и физическими лицами не установлен. Некоторые организации пытаются использовать данное положение при расчетах между юридическими лицами с помощью подотчетных лиц. Однако при этом следует помнить, что согласно ст. 182 ГК РФ подотчетное лицо фактически действует по доверенности. Кроме того, если подотчетное лицо осуществляет покупку за свой счет, т.е. действует при отсутствии полномочий, то согласно п. 1 ст. 183 ГК РФ сделка неуполномоченным лицом будет считаться заключенной от имени юридического лица, если руководство в дальнейшем одобрит данную сделку (подпишет авансовый отчет подотчетного лица). Следовательно, и при расчетах наличными деньгами с помощью подотчетных лиц также должен действовать установленный лимит. За осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм органами Госналогслужбы России налагается штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа. Указанные меры финансовой ответственности применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица. [1, 20].
Расчеты с подотчетными лицами оказывают влияние на налогообложение предприятия в отношении налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, т.е. они находят свое отражение в следующих главах Налогового Кодекса РФ. Глава 21 «Налог на добавленную стоимость», регламентирует правила списания НДС при осуществлении расходов за счет подотчетных средств. Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» регламентирует порядок обложения НДФЛ сумм, полученных работником под отчет. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» оговаривает порядок учета расходов, произведенных за счет средств, выданных под отчет, при расчете налогооблагаемой прибыли (1-ый уровень). [4, 10].
Кроме того, расчеты с подотчетными лицами находят свое отражение в Положении по ведению бухгалтерского учета ПБУ 10/99 "Расходы организаций", утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999г. № 33 н. (3-ий уровень). [18]
Служебные командировки являются объектом трудового законодательства, которое регулирует правоотношения с работниками, заключившими с организацией трудовой договор в соответствии с критериями, установленными в разделе III ТК РФ. В трудовой договор с работником целесообразно включать условие о его периодическом направлении в краткосрочные и долгосрочные служебные командировки. Размер суточных определяется коллективным договором или локальным нормативным актом организации (согласно статье 168 ТК РФ). При этом объектом обложения НДФЛ являются суточные, выплаченные работнику сверх размеров, установленных пунктом 3 статьи 217 НК РФ (под налогообложение НДФЛ не подпадают суммы суточных в пределах 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и 2500 руб. за каждый день нахождения в загранкомандировке). [10, 19].
Взаимоотношения
по договорам гражданско-
Состав представительских расходов налогоплательщика определен п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Налоговое законодательство не относит к представительским расходам расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики и лечения заболеваний участников представительских мероприятий.
Согласно
п.2 ст.264 НК РФ представительские расходы
в течение отчетного (налогового)
периода включаются в состав прочих
расходов в размере, не превышающем
4 процента от расходов налогоплательщика
на оплату труда за этот отчетный (налоговый)
период. [7, 10].
1.3.
Документальное оформление
расчетов с подотчетными
лицами
Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок - это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. и, следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.
Основными первичными документами, которые регламентируют расчеты с подотчетными лицами, являются: авансовые отчеты; приказы о направлении сотрудников в командировки; командировочные удостоверения; копии загранпаспортов с отметками о пересечении границы; список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы; сметы представительских расходов; приказы об утверждении смет представительских расходов; оправдательные первичные документы.
В качестве оправдательных документов при этом могут выступать:
Суммы,
выданные под отчет, списываются
на основании представленного
Авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии.
На
оборотной стороне формы
В
бухгалтерии проверяются
Реквизиты,
относящиеся к иностранной
Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем организации или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.
На
основании утвержденного
Основанием
для записей в регистрах
Если
оформленные документы не позволяют
проверить достоверность
Из вышеприведенного следует, что только при соблюдении определенных условий произведенные затраты по приобретению товарно-материальных ценностей могут быть отнесены на себестоимость продукции, работ, услуг или счета учета товарно-материальных ценностей.
Если к авансовому отчету приложены оправдательные документы, а при проверке наличия оприходования оплаченного товара выяснится его отсутствие, подотчетная сумма также подлежит включению в совокупный доход подотчетного лица.
1. Количество документов должно соответствовать числу записей на обороте. Количество листов, как правило, превышает количество документов.
2.
Необходимо наличие подписей
бухгалтера, подтверждающего целевое
назначение и правомерность
3.
Должно быть указано состояние
расчетов с подотчетным лицом
по ранее выданным авансам.
Выдача аванса при наличии
ранее не погашенной
4.
Отсутствие подписи
Наличные денежные средства выдаются под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
При этом лица, получившие наличные денежные средства под отчет, обязаны в соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня их возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. [12].
Если подотчетные средства были выданы работнику организации без установления срока их возврата и такие суммы отражены по дебету счета 71, оснований для включения в налогооблагаемый доход работника этих сумм не имеется.
Согласно
п. 12 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Таким образом, в оправдание расходов, произведенных подотчетным лицом, последний должен представить не только правильно оформленный, но и надлежаще погашенный оправдательный документ. Кроме того, подтверждением приема наличных денежных средств продавцом служит чек кассового аппарата либо приходный кассовый ордер. Организации, не использующие ККТ, принимают наличные денежные средства по приходному кассовому ордеру с выдачей квитанции за подписями главного бухгалтера и (или) уполномоченного на то лица и кассира, заверенной печатью (штампом) или оттиском кассового аппарата (п. 13 Порядка ведения кассовых операций). [12].
Если даты, проставленные на первичных документах, подтверждающих расходование наличных денежных средств, которые получены под отчет, окажутся более ранними, чем дата составления авансового отчета, и более поздними, чем на расходном кассовом ордере на выдачу подотчетных средств, то такое противоречие свидетельствует либо о недостоверности первичных документов, подтверждающих расходование подотчетных средств, либо о возмещении организацией затрат своих работников (в последнем случае приобретенные ценности являются собственностью физического лица, и поэтому правильнее в данном случае оформлять при возмещении затрат договор купли-продажи). Затраты, произведенные работником, которому денежные средства под отчет не выдавались в связи с покупкой материалов, возмещаются путем выдачи из кассы организации наличных денежных средств с оформлением расходного кассового ордера, основанием для выписки которого служит представленный работником товарный чек.