Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических положений и практических рекомендаций по учету расчетов налога на прибыль, а также по его контролю на основе взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета.
Достижение цели обеспечивается постановкой и решением следующих задач:
1) Изучить экономическое содержание налога на прибыль;
ВВЕДЕНИЕ
К настоящему времени в России сформировалась экономическая система, основанная на рыночных отношениях, для управления которой потребовались качественные изменения во всех без исключения областях экономической деятельности, в том числе в бухгалтерском учёте. Соответственно изменились и стоящие перед бухгалтерскими работниками задачи. В современных условиях задачи бухгалтерского учёта не сводятся к простой регистрации фактов хозяйственной деятельности, а поднимаются до уровня принятия решений на основе профессионального суждения работников финансовых служб организации. Это касается и учета расчетов по налогу на прибыль. Если раньше бухгалтеру на данном участке работы достаточно было составить несколько бухгалтерских записей, то сейчас помимо записей на счетах бухгалтерского учета необходимо произвести налоговые расчёты с учетом альтернативных вариантов исчисления налоговой базы, реально отразить текущие и отложенные налоги.
С ведением в действие Налогового кодекса Российской Федерации организации для исчисления налоговых платежей наряду с бухгалтерским вынуждены вести налоговый учёт, чтобы сформировать данные для заполнения налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы. Изучение практики ведения учёта расчётов по налогу на прибыль показало, что основным источником информации для исчисления налогов должны быть данные бухгалтерского учёта. Из всего вышесказанного вполне очевидна актуальность выбранной темы.
Объектом исследования данной курсовой работы является налог на прибыль.
Предмет же исследования – учет расчетов по налогу на прибыль.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических положений и практических рекомендаций по учету расчетов налога на прибыль, а также по его контролю на основе взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета.
Достижение цели обеспечивается постановкой и решением следующих задач:
1) Изучить экономическое содержание налога на прибыль;
2) Описать основные типовые признаки налога на прибыль;
3) Рассмотреть бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль;
4) Дать сравнительную характеристику бухгалтерского и налогового учета расчетов по налогу на прибыль.
Правовой базой данной работы послужил Налоговый Кодекс РФ в действующей редакции (Вторая часть), а также ряд источников научной литературы различных авторов, среди которых следует отметить следующие: Богатая И.Н. Бухгалтерский учет; Захарьин В.Р. Налог на прибыль: сложные вопросы определения налоговой базы и уплаты налога; Карпенко Е.А. Налоговые расчеты в бухгалтерском учете.
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
В экономике любого государства налог на прибыль играет существенную регулирующую роль благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученной налогоплательщиком прибыли через механизм предоставления льгот или их отмены, регулированию ставки, так как государство может наиболее активно влиять на экономику, стимулировать или ограничивать инвестиционную активность в различных отраслях и регионах.
Значительную роль в регулировании экономики играет амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций. При превышении допустимого предела налоговых изъятий из прибыли снижается деловая активность хозяйствующих субъектов и инвестиционная деятельность, развивается теневая экономика. Снижение налоговых ставок стимулирует развитие деловой активности, приводит к повышению поступлений в бюджет за счет обоснованного увеличения налоговой базы вследствие роста производства.[13, с.123]
Важнейшим направлением налоговой политики государства должно быть снижение налоговой нагрузки на экономику, налога на прибыль, что нашло отражение в законодательстве, что должно способствовать благоприятному инвестиционному климату, росту самофинансирования производства, поощрению деятельности мелких и средних фирм, быстрому обновлению производимой продукции, внедрению технологических новинок.
Превышение допустимого предела налоговых изъятий из прибыли, как следствие:
1) снижается деловая активность хозяйствующих субъектов;
2) снижается инвестиционная деятельность;
3) развивается теневая экономика.
Снижение налоговых ставок, следствие:
1) стимулирует развитие деловой активности;
2) повышение поступлений в бюджет за счет обоснованного увеличения налоговой базы вследствие роста производства.[8, с.25]
Налог на прибыль в РФ был введен в действие с 01.01.92г., з-н №21-16/1. С 01.01.2002 г. механизм уплаты налога на прибыль организаций регламентируется гл. 25 «Налог на прибыль» ч.2 НК РФ.
Элементы налогообложения:
1) российские организации;
2) иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Налог на прибыль организации относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Непосредственно связан с размером полученной налогоплательщиком прибыли через механизм предоставления льгот или их отмены, регулированию ставки.
Значительную роль в регулировании экономики играет амортизационная политика.
При превышении допустимого предела налоговых изъятий из прибыли снижается деловая активность хозяйствующего субъекта и инвестиционная деятельность, развивается теневая экономика.[13, с.125]
2 ОСНОВНЫЕ ТИПОВЫЕ ПРИЗНАКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
2.1 Плательщики налога на прибыль
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:
1) российские организации;
2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.[1, ст.246]
К ним также следует отнести коммерческие банки, негосударственные пенсионные фонды, а также организации, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности. Бюджетные организации и некоммерческие фонды, получающие доходы от коммерческой деятельности, являются плательщиками налога (по этой части дохода).
К числу плательщиков налога российское налоговое законодательство относит также и иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства и получающие в России доходы. При этом законодательство установило четкое понятие «постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации для целей налогообложения». Таким представительством признается место осуществления этой организацией предпринимательской деятельности, в частности, место управления, бюро, контора, агентство. К постоянному представительству, в частности, относится любое место, связанное с разведкой, разработкой и любым другим использованием природных ресурсов, осуществлением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, пуску и обслуживанию оборудования. В том случае, если иностранная организация осуществляет в России предпринимательскую деятельность не самостоятельно, а через посредника, не уполномоченного вести переговоры и подписывать контракты от имени этой иностранной организации, то деятельность такого посредника приводит к образованию постоянного представительства этой иностранной организации. Кроме того, не признается постоянным представительством место, используемое исключительно для хранения или демонстрации товаров, принадлежащих этой иностранной организации, а также для закупки товаров или изделий, сбора информации исключительно для собственного использования этой иностранной организацией. В случае, если все таки иностранная организация получает от российской стороны доход, то российская сторона автоматически становится налоговым агентом, обязанным удержать соответствующие российские налоги в момент выплаты этого дохода. Главным критерием для снятия с российской организации вышеуказанной обязанности налогового агента является наличие копии свидетельства о регистрации иностранного юридического лица в территориальном управлении ФНС.[8, с.50]
Одновременно с этим законом установлен ряд категорий предприятий и организаций, применяющих специальные налоговые режимы (например, упрощенную систему налогообложения), которые, в частности, не являются плательщиками налога на прибыль. [8, с.52]
2.2 Объект налогообложения и налоговая база
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. [1, ст.247]
Для определения налогооблагаемой прибыли из полученных организацией доходов необходимо вычесть расходы, непосредственно связанные с получением этих доходов. При этом следует отметить, что к вычету из доходов принимаются не любые, а только необходимые, экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществляемые в указанных выше целях.
При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от 24 % (стандартной), определяется налогоплательщиком отдельно. Таким образом, налогоплательщик вменяется ведение раздельного учета доходов и расходов по разным видам деятельности.[12, с45]
Отметим, что налоговая база формируется из объекта налогообложения и представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения. За счет чего же происходит расширение налоговой базы?
Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, или являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.[15]
Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции, работ и услуг уплаченные экспортные пошлины.
Законом предусмотрена корректировка доходов, полученных в натуральной форме в результате реализации товаров через товарообменные операции.
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в налоговом (отчетном) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном налоговом (отчетном) периоде налоговая база признается равной нулю.
Законодательство предоставляет право уменьшить налоговую базу последующего налогового периода на всю сумму полученного налогоплательщиком убытка. Он вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Однако при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном периоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной без учета данного вычета. Воспользоваться этим правом возможно не сразу, а например, через год, и он может быть перенесен на любой из последующих девяти лет. Если же налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они получены.[19]
2.3 Ставки налога на прибыль, порядок и сроки его уплаты
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, при этом 2% зачисляется в федеральный бюджет, а 18% в бюджет субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет субъектов РФ, законами субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%.[1, ст.284]
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев или года.[8, с.202]
НК предусматривает три варианта внесения авансовых платежей по налогу на прибыль. При этом система уплаты авансовых платежей оговаривается в приказе об учетной политике и не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Первый вариант уплаты налога – внесение авансовых платежей ежеквартально через ежемесячные взносы, рассчитанные исходя из прибыли прошлого отчетного периода. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий отчетному кварталу. По итогам отчетного периода осуществляется перерасчет налога исходя из фактически полученной за квартал прибыли. Недоплаченные суммы налога доплачиваются, переплата – засчитывается в счет будущих платежей.
Второй вариант уплаты налога – исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной за месяц прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
Третий вариант уплаты налога распространяется на организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, а также бюджетные организации, простые товарищества. В этом случае уплачиваются только квартальные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, полученной в отчетном квартале.[19]
Ежемесячные авансовые платежи, уплачиваемые исходя из прибыли прошлого квартала, вносятся в бюджет не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного года. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.