Учет расчетов и текущих обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 13:14, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить виды расчетов и текущих обязательств.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
охарактеризованы формы расчетов и текущих обязательств;
выявлены основания и порядок проведения инвентаризации расчетов и текущих обязательств/

Содержание

Введение 3
Глава 1. Формы расчетов и их характеристика 5
1.1. Понятия и общие принципы дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2. Виды расчетов 7
Глава 2. Учет расчетов и текущих обязательств. Отражение расчетов и текущих обязательств в бухгалтерском учете 12
Глава 3. Инвентаризация расчетов и текущих обязательств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете 17
Заключение 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Учет расчетов и текущих обязательств.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     В повседневной практике расчетных и кредитно-денежных отношений все чаще встречается вексель. Вексель является средством оформления отношений между организациями или товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, в качестве залога для получения банковского кредита или займа, как средство обеспечения обязательств третьих лиц и пр.

     С момента выдачи векселя обязательство  по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке — обязательство заемного типа.

     В векселе могут быть указаны следующие сроки платежа: в момент предъявления векселя; спустя определенное время после предъявления векселя; спустя определенное время после составления векселя; в установленный день. Проценты могут начисляться только по векселям, которые под- лежат оплате по предъявлении или через определенное время после предъявления. Если в векселе срок платежа определен конкретной датой, то по такому векселю проценты не начисляются.

     Держатель векселя, срок платежа, по которому назначен на определенный день или в определенный день от составления или предъявления, должен предъявить его к оплате в этот день (или в последующий рабочий день недели). Если в течение трех дней векселедержатель не предъявил вексель к платежу, то все затраты и риски при этом переходят от должника к векселедержателю.

     В случае частичного платежа должник может потребовать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему расписки в этом. Если должник оплатил вексель в срок, он освобождается от обязательства.

     Расчеты в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги.

     Платежи в этих случаях производят оговоренными суммами в заранее установленные сроки. Обычно такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу. Не реже одного раза в месяц поставщик и покупатель проверяют, соответствуют ли платежи действительному объему поставок, и делают перерасчет.6 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Учет расчетов и текущих обязательств. Отражение расчетов и текущих обязательств в бухгалтерском учете

 

     Учет  расчетов с поставщиками и подрядчиками. Расчеты между поставщиками и покупателями производятся, в основном, в безналичной форме.

     Для учета расчетов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретенные сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также потребленные услуги (электроэнергию, воду, газ и пр.) и работы (текущий и капитальный ремонт, строительство и пр.) в системе счетов бухгалтерского учета используют самостоятельный синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     По  дебету этого счета отражаются суммы  исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные товарно-материальные ценности (работы и услуги), выданные авансы, по кредиту — образование задолженности перед юридическими и физическими лицами.

     На  суммы предъявленных на оплату счетов поставщиков или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись:

     Д-т 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 25 «Обще- производственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Суммы налога на добавленную стоимость, выделенные в расчетных документах поставщика, отражаются у покупателя записью:

     Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (по соответствующим субсчетам) К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Если  счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача, или при последующей проверке счета было обнаружено несоответствие цен условиям договора или арифметические ошибки, до выяснения их причин делают следующие бухгалтерские записи:

     Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Субсчет «Расчеты по претензиям» предназначен для обобщения информации о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным им, признанным и присужденным штрафам, пеням и неустойкам. Этот счет дебетуется на суммы причиненного ущерба по вине поставщиков материальных ценностей, подрядчиков, банков или других организаций, а кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами денежных средств или расчетов.

     Суммы неудовлетворенных претензий или  тех, которые взысканию не подлежат, относятся на те счета, с которых были приняты на учет.

     Учет  расчетов с покупателями и заказчиками. На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит бухгалтерскую запись:  Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — К-т сч. 90 «Продажи».

     Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается: Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».7

     Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным  видам деятельности, отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи». Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим  счетам сторнировочной записью.  Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62  и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные — по  дебету счета 91 и кредиту счета 62.  8

     Не  востребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или 91 «Прочие доходы и расходы».  Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю или заказчику.

     Учет  расчетов с подотчетными лицами и работниками  по прочим операциям. В организации ведется учет расчетов с персоналом и по таким видам расчетных операций, как расчеты за товары, проданные в кредит, по предоставленным им займам, по возмещению материального ущерба и др.

     Отражаются  такие расчетные отношения на отдельном синтетическом счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». К этому счету могут открываться отдельные субсчета по видам расчетов. По дебету этого счета отражают задолженность работников за проданные им товары или выданные ссуды, а по кредиту — списание этой задолженности. Аналитический учет ведут по работникам организации.9

     Например, на субсчете «Расчеты по предоставленным  займам», открытом к счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», отражаются расчеты по выданным сотрудникам займам (на индивидуальное жилищное строительство, приобретение садового домика и пр.).

     Сумму предоставленного займа отражают: Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по предоставленным займам» К-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

     При выдаче аванса подотчетному лицу делается бухгалтерская запись: Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» К-т 50 «Касса».

     На  основании утвержденных руководителем авансовых отчетов, суммы произведенных расходов относятся на бухгалтерские счета: Д-т 10 «Материалы», 41 «Товары», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

     При возврате остатка неиспользованного аванса на бухгалтерских счетах делается следующая запись: Д-т 50 «Касса» К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

     Выдача  под отчет работникам чековых  книжек отражается на бухгалтерских счетах следующей записью: Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     После представления работником отчета об использованных чеках на их сумму делается запись с обратной корреспонденцией счетов. Причем сальдо по счетам «Расчеты с подотчетными лицами» и «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части остатков средств на чековых книжках должны быть равны. Если же возникает разница, то она отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Чековые книжки» и показывает сумму средств по неиспользованным чекам.

     Учет  расчетов по кредитам банков и заемным  средствам. Для учета банковских кредитов и займов других организаций предусмотрены два синтетических счета: 66 «Расчеты по кратко-срочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». По кредиту этих счетов отражается получение кредитов или займов, а по дебету — их погашение.

     Полученные  кредиты и займы увеличивают безналичные денежные средства или иные активы организации, что отражается на счетах: Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 41 «Товары» и др. К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Рас- четы по долгосрочным кредитам и займам».

     Кредитами или займами можно погашать задолженность  перед поставщиками, расплачиваться по налогам и сборам и пр.: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и др. К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».10

     Учет  расчетов с учредителями и акционерами. Учет расчетов с участниками по денежным и имущественным  вкладам в уставный капитал ведется с применением счета 75 «Расчеты с учредителями».  Планом счетов бухгалтерского учета к этому счету предусмотрены субсчета:  75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;  75-2 «Расчеты по выплате доходов».  11

     На  субсчете 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» учитываются расчеты с учредителями (участника­ ми) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал.

     Стоимость внесенных активов составляют следующие бухгалтерские записи:  Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»  К-т 75 «Расчеты по вкладам в уставный  (складочный) капитал»;  Д-т 01 «Основные средства»,  04 «Нематериальные активы» К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».

     Выплата участникам организации доходов  отражается по кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные  счета» и дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате доходов продукцией (работами, услугами) организации списывают их стоимость с  кредита счета 90 «Продажи» в дебет счета 75 «Расчеты с учредителями» или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

       Аналитический учет по счету  75 «Расчеты с учредителями»   ведут по каждому учредителю, кроме учета расчетов с акционерами-собственниками акций на предъявителя в акционерных  обществах. 
 

Глава 3. Инвентаризация расчетов и текущих обязательств и отражение ее результатов в  бухгалтерском учете

 

     После окончания календарного года перед составлением годовой отчетности организации должны произвести инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в том числе с банками, с бюджетом и с обособленными подразделениями организации), чтобы подтвердить правильность сумм на счетах бухгалтерского учета. 12

     Инвентаризация  расчетов с банками и другими  кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. 

     Проверке  должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  по товарам, оплаченным, но находящимся  в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

     По  задолженности работникам организации  выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. 

Информация о работе Учет расчетов и текущих обязательств