Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:59, реферат
В своем реферате я расскажу об учете производственных запасов на предприятии малого бизнеса, разнице в учете с крупными предприятиями, о синтетическом и аналитическом учете материалов на предприятии малого бизнеса. Данный вопрос является, на мой взгляд, весьма актуальным в ведении бухгалтерского учета в связи с постоянным ростом предприятий малого бизнеса.
Введение …………………………………………………………………………………..3
1. Учет приобретения производственных запасов ………………………………4
2. Способы учета производственных запасов ……………………………………7
3. Способы оценки запасов в бухгалтерском учете…………………………….8
4. Списание материальных запасов при периодической
системе учета…………………………………………………………………………..9
5. Списание материальных запасов при непрерывной
системе учета…………………………………………………………………………..9
6. Инвентаризация запасов на малых предприятиях…………………………..10
Заключение ………………………………………………………………………………12
Список литературы ………………………………………………………………….13
13
Московский гуманитарно-экономический институт
Тверской филиал
Реферат
Специальность «Бух. учет, анализ и аудит»
Учебная дисциплина : «Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса»
Тема: «Учет производственных запасов»
Проверил : _______________
Оценка « _________ »
2011 г.
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………………
1. Учет приобретения производственных запасов ………………………………4
2. Способы учета производственных запасов ……………………………………7
3. Способы оценки запасов в бухгалтерском учете…………………………….8
4. Списание материальных запасов при периодической
системе учета…………………………………………………………………
5. Списание материальных запасов при непрерывной
системе учета…………………………………………………………………
6. Инвентаризация запасов на малых предприятиях…………………………..10
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………….13
Введение
Конец 20 в. Для России ознаменовался вступлением на путь демократических реформ. При этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход к рыночным отношениям.
Путь перехода от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые 10 лет преобразования не принесли ожидаемых экономических результатов: производство в стране сократилось вдвое, а в отдельных отраслях, таких, как легкая промышленность, - в 6-7 раз. Тяжело отразился на положении страны развал СССР, последствием которого стал разрыв хозяйственных связей. 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, что существенный рывок в экономике невозможен без развития малого бизнеса.
Предпринимательство вообще и малый бизнес в частности известны в России с давних пор. Вначале они проявлялись в торговой форме, в виде промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на годы правления Петра 1 (1689 – 1725) и в пореформенный период – 60 – 70-е годы 19 века, а в начале 20 века оно приобретает массовый характер.
Период, последовавший за революциями 1917 г. свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отечественного предпринимательства началось в январе 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малый бизнес – это совокупность мелких и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами. Вместе с крупными предпринимательскими структурами, а также с государственным сектором малый бизнес составляет единое целое. Не преувеличивая значения малого бизнеса, надо вместе с тем отметить, что его роль в развитии экономики, в удовлетворении нужд населения достаточно велика, особенно в условиях рыночных методов хозяйствования.
В своем реферате я расскажу об учете производственных запасов на предприятии малого бизнеса, разнице в учете с крупными предприятиями, о синтетическом и аналитическом учете материалов на предприятии малого бизнеса. Данный вопрос является, на мой взгляд, весьма актуальным в ведении бухгалтерского учета в связи с постоянным ростом предприятий малого бизнеса.
1. учет приобретения производственных запасов
Бухгалтерский учет производственных запасов позволяет:
- правильно сформировать затраты по изготовлению и приобретению материальных ценностей;
- правильно и своевременно документировать операции по движению материальных ценностей;
- обеспечить контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- организовать контроль за наличием и сохранностью материалов в местах хранения материально-ответственными лицами;
- систематически наблюдать за наличием запасов материальных ценностей в соответствии с утвержденными нормами;
- своевременно выявлять ненужные, сверхнормативные запасы материальных ценностей, подлежащие реализации.
Основными документами по регулированию бухгалтерского учета материальных запасов являются ПБУ 5/01 и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
По своей экономической природе сырье, материалы, запасные части и другие производственные запасы представляют собой предметы труда, которые, как и средства труда, являются составной частью средств производства.
В отличие от основных средств материалы и другие предметы труда целиком потребляются в каждом производстве и их стоимость полностью переходит в стоимость изготовленного продукта. Поэтому с началом каждого производственного процесса их приходится полностью восполнять.
Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие группировки материальных ресурсов отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости.
Для учета производственных запасов Рабочим планом счетов бухгалтерского учета для предприятий малого бизнеса Минфином РФ предусмотрен синтетический счет 10 «Материалы». На этом счете группировка информации по видам материальных ценностей осуществляется на субсчетах, которые каждая организация открывает по своему усмотрению, исходя из собственных нужд управления производством.
К счету 10 «Материалы» предприятием могут быть открыты субсчета:
- 10-1 «Заготовление и приобретение материалов»;
- 10-2 «Материалы»;
- 10-3 «Отклонение в стоимости материалов»;
- 10-4 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая: наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
Затраты по изготовлению и приобретению материалов со сложной структурой фактической себестоимости либо с длительным процессом заготовления целесообразно учитывать по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 1 «Заготовление и приобретение материалов» в корреспонденции с кредитов счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В случае применения учетных цен полученные материалы по учетным ценам отражаются бухгалтерской записью дебет сч. 10 «Материалы», субсчет 2 «Материалы» - кредит сч. 10 «Материалы», субсчет 1 «Заготовление и приобретение материалов».
Разница в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной по фактической себестоимости приобретения (заготовления) и в планово-учетных ценах, списывается со сч. 10 «Материалы», субсчет 1 «Заготовление и приобретение материалов» на сч. 10 «Материалы», субсчет 3 «Отклонение в стоимости материалов».
Выявленные недостачи грузов в пути в переделах естественной убыли списываются по кредиту сч. 10 «Материалы», субсчет 1 «Заготовление и приобретение материалов» в дебет сч. 20 «Основное производство». Недостача сверх естественной убыли возмещается организацией-перевозчиком, страховой компанией или другими организациями и лицами в зависимости от условий поставки.
На предприятиях малого бизнеса стоимость этой части материальных ценностей относится на дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», субсчет 1 «Заготовление и приобретение материалов». Поступление средств в возмещение недостачи материальных ценностей в пути отражается по кредиту сч. 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» и дебету счетов по учету денежных средств. Невозмещенные претензии по недостачам грузов в пути списываются по кредиту сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» в дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Внереализационные расходы».
Неотфактурованные поставки, материальные ценности по которым поступили на склады и в магазины, оцениваются по планово-учетным ценам и отражаются по дебету сч. 10 «Материалы», субсчет 1 «Заготовление и приобретение материалов» в корреспонденции со сч. 60 и одновременно по кредиту сч. 10 «Материалы», субсчет 1 «Заготовление и приобретение материалов» в корреспонденции со счетами для учета материальных запасов и товаров. При получении счета-фактуры поставщика первая из названных проводок сторнируется, вместо нее дается правильная запись по фактурной стоимости поставщика.
Сальдо на сч. 10 «Материалы», субсчет 1 «Заготовление и приобретение материалов» характеризует материальные ценности в пути, т.е. не доставленные на предприятие и не полученные им от поставщика. За материальными ценностями в пути необходимо следить, выявлять причины задержек с доставкой грузов, требовать ускорения доставки или предъявлять претензии о возмещении стоимости утраченного груза.
В условиях рыночной экономики назрела необходимость в применении карточки аналитического учета отклонений в стоимости заготовления материальных ценностей. Она открывается на год, ведется на каждый месяц в разрезе указанных выше субсчетов сч. 10 «Материалы». В ней формируется аналитический учет по сч. 10 «Материалы», субсчет 1 «Заготовление и приобретение материалов» по статьям калькуляции. Такая карточка позволяет осуществлять также контроль за правильным распределением учтенных расходов заготовления и приобретения материалов между израсходованными материалами на производство и имеющимися в остатках.
Разница в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и в планово-учетных ценах накапливается на сч. 10 «Материалы», субсчет 3 «Отклонение в стоимости материалов» и списывается в дебет соответствующих счетов пропорционально стоимости материалов, исчисленных по планово-учетным ценам. Накопленные на сч. 10 «Материалы», субсчет 3 «Отклонение в стоимости материалов» дебетовые и кредитовые отклонения от планово-учетных цен пропорционально стоимости израсходованных материальных ценностей списываются (или сторнируются) по дебету сч. 20 «Основное производство».
Если субъекты малого бизнеса уплачивают НДС, то этот налог учитывается на сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» применительно к порядку, установленному для учета материалов, но с отдельным учетом по материалам, основным средствам (нематериальным активами).
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 и п. 12 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса, Минфин России рекомендует осуществлять учет материалов и их списание в производство по средневзвешенной (средней) себестоимости. То есть материалы, списанные в производство и оставшиеся на остатке, оцениваются по стоимости, определяемой как частное от деления их общей стоимости (с учетом остатка на начало учетного периода) на количество.
Перечень затрат, включаемых в стоимость приобретения производственных запасов, приведен в п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.
Инвентарь и хозпринадлежности, срок полезного использования которых не превышает 12 месяцев, независимо от стоимости, учитываются на сч. 10 «Материалы», субсчет 4 «Инвентарь и хозпринадлежности» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или планово-учетным ценам.
Постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» от 30 октября 1997 г. № 71а утверждены образцы межотраслевых форм первичной учетной документации и указания по их применению:
М-2 – доверенность;
М-2а – доверенность;
М-4 – приходный ордер;
М-7 – акт о приемке материалов;
М-8 – лимитно-заботная карта;
М-11 – требование-накладная;
М-15 – накладная на отпуск материалов на сторону;