Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:48, курсовая работа
В зарубежной экономической литературе предлагается большое количество всевозможных методик и математических моделей диагностики вероятности наступления банкротства организаций. Однако, как отмечают многие российские авторы, многочисленные попытки применения иностранных моделей прогнозирования банкротства в отечественных условиях не принесли достаточно точных результатов.
Таблица 5
Значения критериальных показателей для распределения проектных организаций по классам кредитоспособности
№ | Наименование показателя | Значение показателей по классам | ||
|
| 1 класс | 2 класс | 3 класс |
| Соотношение заемных и собственных средств | < 0,8 | 0,8-1,6 | > 1,6 |
| Вероятность банкротства (Z-счет Альтмана) | >2,5 | 1,1-2,5 | < 1,1 |
| Общий коэффициент покрытия (ликвидность баланса) | >0,8 | 0,3-0,8 | < 0,3 |
Таблица 6
Значения критериальных показателей для распределения научных (научное обслуживание) организаций по классам кредитоспособности
№ | Наименование показателя | Значение показателей по классам | ||
|
| 1 класс | 2 класс | 3 класс |
| Соотношение заемных и собственных средств | < 0,9 | 0,9-1,2 | > 1,2 |
| Вероятность банкротства (Z-счет Альтмана) | >2,6 | 1,2-2,6 | < 1,2 |
| Общий коэффициент покрытия (ликвидность баланса) | >0,9 | 0,6-0,9 | < 0,6 |
Важнейшим элементом прогнозирования банкротства является определение признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Для проведения экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства используются «Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства», утвержденные распоряжением ФСДН РФ от 08.10.1999 г. № 33 – р.
Источниками информации для проведения экспертизы и подготовки заключения являются:
документы, свидетельствующие об учреждении и регистрации должника и внесении изменений и дополнений в учредительные документы;
бухгалтерская отчетность должника за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом) и дате проведения экспертизы, а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), с аналитической расшифровкой активов;
договора и иные документы, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также другие документы по сделкам или действиям, повлекшим изменения в финансово-хозяйственном положении должника;
документы, содержащие сведения о составе руководства организации – должника за весь период проверки, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для организации – должника указания либо имеющих возможность иным образом определять действия организации-должника.
Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами.
Обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами определяется как отношение величины оборотных активов, за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (стр. 290 – стр. 220 формы № 1 бухгалтерской отчетности), к величине краткосрочных пассивов, за исключением доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей (стр. 690 – стр. 640 – стр. 650 – стр. 660 формы № 1 бухгалтерской отчетности).
При определении обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами в составе краткосрочных обязательств следует учитывать помимо величины основного долга величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций, а также (по возможности) степень ликвидности соответствующих оборотных активов.
На основании рассчитанной величины обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами делаются следующие выводы:
если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами равна или больше единицы, то признаки фиктивного банкротства усматриваются;
если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами меньше единицы, то признаки фиктивного банкротства отсутствуют.
2. ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ САНАЦИИ, ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ БАНКРОТСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ БАНКРОТСТВА
Санация представляет собой систему мероприятий по оздоровлению предприятия или организации, направленных на предотвращение банкротства и ликвидации. Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность предприятия. Рассмотрим девять основных этапов управления санацией предприятия.
Санация представляет собой систему технико – технологических, социально – психологических, финансовых и экологических мероприятий по оздоровлению предприятия, учреждения или организации, направленных на предотвращение банкротства и ликвидации.
Санация предприятия проводится в трех основных случаях:
1. До возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
2. Если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий);
3. Если решение о санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.
В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве предприятия при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований на перевод долга.
Этапы управления санацией предприятия:
1. Определение целесообразности и возможности проведения санации.
2. Обоснование концепции санации.
3. Определение направления осуществления санации.
4. Выбор формы санации.
5. Подбор санатора.
6. Подготовка бизнес-плана санации.
7. Расчет эффективности санации.
8. Утверждение бизнес-плана санации.
9. Мониторинг реализации мероприятий бизнес – плана санации.
Определение целесообразности и возможности проведения санации. На этом этапе по результатам диагностики и мониторинга по внутренней стабилизации предприятия принимается принципиальное решение о проведении санации. Целесообразность санации может быть доказана социальной значимостью производимой продукции (услуг) и невозможностью полного удовлетворения общественной потребности без работы этого предприятия. Возможность проведения санации определяется перспективами выхода из кризисного состояния и успешного функционирования при оказании существенной внешней помощи.
Обоснование концепции санации. Концепция определяет направления и формы санации. Может отстаиваться оборонительная и наступательная концепции:
наступательная концепция обычно бывает направлена на диверсификацию, быстрое завершение начатых инвестиционных проектов, выход на новые рынки.
оборонительная концепция санации направляется на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности, обеспечение сбалансированности денежных потоков на более скромном объемном уровне. Здесь предполагается привлечение внешней помощи для избавления от ряда убыточных производств и незавершенного строительства в целях стабилизации.
Определение направления осуществления санации. В зависимости от масштабов кризиса (определенных при диагностике) различают два основных направления:
рефинансирование долга (устранение неплатежеспособности), если кризисное состояние временное и не катастрофическое. Это направление санации не меняет статуса юридического лица санируемого предприятия.
реструктуризация (реорганизация) предприятия, при значительных масштабах кризисных явлений, когда необходимы более эффективные организационные формы его хозяйственной деятельности. Этот вид санации, как правило, связан с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия.
Выбор формы санации. Форма санации характеризует механизм, с помощью которого достигаются ее основные цели.
Санация, направленная на рефинансирование долга, может иметь следующие основные формы:
дотации и субвенции за счет средств бюджета (в основном, государственным предприятиям в приоритетных отраслях экономики или для осуществления антимонопольных мероприятий).