Учет поступления товаров в оптовой (розничной) торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Порядок документального оформления получения и приемки товара …….4

Счета для учета движения товара ………………………………………….. 11

Синтетический учет поступления товара ………………………………….. 15

Предложения по совершенствованию учета поступления товаров ……….17

Заключение ……………………………………………………………………….. 21

Список используемой литературы ……………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Омский институт (Филиал)

Московского Государственного торгово-экономического университета

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Бухгалтерский учет, аудит»

 

 

 

 

на тему: Учет поступления товаров в оптовой (розничной) торговле

 

 

 

Выполнила

студентка Старыгина О. Ю.

     гр. К-3 № К0384   

    Проверила Чистякова Г.А.  

 

 

 

 

 

 

Омск - 2005

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………………………. 3

 

  1. Порядок документального оформления получения и приемки товара …….4

 

  1. Счета для учета движения товара ………………………………………….. 11

 

  1. Синтетический учет поступления товара ………………………………….. 15

 

  1. Предложения по совершенствованию учета поступления товаров ……….17

 

Заключение ……………………………………………………………………….. 21

 

Список используемой литературы ……………………………………………… 22

 

Приложения ………………………………………………………………………. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди многообразия хозяйственных  операций на оптовом торговом предприятии  учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач  бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.

При этом необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

  • единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания или другому оптовому предприятию; при отгрузке товаров со складов (складской товарооборот) или отгрузке товаров покупателям непосредственно поставщиком без завоза на оптовый склад;
  • возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
  • учет товаров и тары в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу;
  • учет товаров и тары в натурально-стоимостном выражении;
  • единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход.

Объектом исследования является ООО «Актив», основным видом деятельности которого выступает торговля.

 

 

1. Порядок документального  оформления получения и приемки  товара

Отгрузка товаров оптовыми предприятиями  торговли производится покупателям  в соответствии с заключенными договорами. В зависимости от способа отгрузки оформляются различные документы на отпуск товара: накладные, спецификации, товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные и другие документы; при этом счета-фактуры выписываются обязательно. Данные первичных документов отражаются на вторичных бухгалтерских документах, на основании которых составляются регистры бухгалтерского учета.

Приемка товаров по месту нахождения поставщика, на железнодорожной станции, пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта.

Для доверенностей предусмотрены типовые бланки (форма № М-2а или М-2). Учет доверенностей как бланков строгой отчетности производится по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в журнале регистрации. В доверенности (приложение 1) обязательно должна быть указана дата ее составления.

Бухгалтер выписывает доверенность в одном экземпляре и выдает ее работнику, который будет получать товарно-материальные ценности. Работник должен расписаться в получении доверенности на ее корешке или в журнале учета выданных доверенностей. Кроме того, работник должен поставить свою подпись в самой доверенности, после чего она заверяется печатью и подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Работник, получающий товар, может предъявить поставщику кроме  доверенности и другие документы (например, копию счета или платежного поручения  на оплату материальных ценностей). Реквизиты этих документов указывают в доверенности по строке «Наименование, номер и дата документа».

Получение товара оформляется  по-разному в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.

Накладная (приложение 2) выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывается материально ответственными лицами, один из которых отпустил товар, а другой - принял, и заверяется печатями поставщика и получателя.

Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре, то необходимо сделать запись: "Товар принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки". После этого материально-ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.

Товар от организаций  железной дороги, водного и воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материально- ответственное лицо. Предъявив доверенность и паспорт, этот работник получает товаросопроводительные документы, к которым относятся железнодорожная накладная, счет-фактура и др.

Железнодорожная накладная  содержит следующие реквизиты:

  • номер и дату оформления накладной;
  • полное наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика,
  • плательщика;
  • наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
  • основание отпуска товара (номер, дату договора, наряда, заказа).

Товарный раздел накладной  заполняется грузоотправителем, в нем указывается наименование товара, артикул, количество, цена, сумма, сумма оптовой надбавки, общая сумма к оплате (с выделением суммы НДС). Транспортный раздел данного документа заполняется при перевозке и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.

К железнодорожной накладной  могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем обязательно делается соответствующая отметка в накладной.

Счет-фактура (приложение 3) выписывается, как правило, в трех экземплярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе с товаром.

Составленный документ должен быть подписан руководителем, главным  бухгалтером поставщика, лицом, ответственным  за отпуск товара, и скреплен печатью организации. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации.

Получаемые покупателем  товаров счета-фактуры в отличие  от экземпляров поставщика не являются бланками строгой отчетности, а относятся к первичным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будет лишь дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полной сохранности счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении.

Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.

Книга покупок ведется  получателями товаров, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету. При этом ее итоговые данные по определенным графам используются при составлении расчета по налогу на добавленную стоимость.

При обнаружении при  перевозках недостачи в пределах норм естественной убыли сотрудники станции назначения (пристани, аэропорта) должны произвести необходимую запись на обороте накладной.

В случае обнаружения  неисправности вагона, контейнера или  повреждения упаковочной тары, отсутствия или повреждения пломбы, неясности оттиска на ней (или наличия пломбы промежуточной станции), а также во всех случаях повреждения, недостачи груза по количеству или массе материально-ответственное лицо обязано потребовать от станции назначения (пристани, аэропорта) составления коммерческого акта и получить его копию. При отказе станции назначения составить коммерческий акт покупатель должен принять груз с участием представителя отдела торговли органа местной исполнительной власти или железнодорожной милиции и составить акт о результатах приемки. Коммерческий акт при этом является юридическим основанием для предъявления претензий к транспортным компаниям или поставщику.

При поставке товаров  автотранспортом сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная.

Товарно-транспортная накладная  составляется поставщиком и является первичным приходным документом при поступлении товаров на торговое предприятие. Она состоит из двух разделов – товарного и транспортного.

Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименования, адреса и банковские реквизиты); сведения о товаре и таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, количество (масса нетто), цена, сумма, вид упаковки). Здесь же указываются суммы налога на добавленную стоимость, а также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших и принявших товар.

Транспортный раздел данного документа заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:

  • дату;
  • номер автомобиля и путевого листа;
  • наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя;
  • пункт погрузки и разгрузки (при необходимости);
  • сведения о грузе (артикул, наименование и краткое описание товара; единицы измерения; количество единиц; цену за единицу; сумму, на которую поставляется товар (с учетом налога на добавленную стоимость)).

Кроме того, указываются  сопровождающие груз документы, вид упаковки, количество мест.

Один экземпляр этих документов материально-ответственное лицо со стороны поставщика должно передать кладовщику, который является материально-ответственным лицом покупателя. Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумм между представленными документами и фактически принятым количеством товара на склад должен быть составлен соответствующий акт за подписями обеих сторон.

Прием товаров на складе покупателя осуществляется материально- ответственным лицом на основании товаросопроводительных документов.

Если товар доставлен  поставщиком в таре на склад покупателя, кроме проверки веса брутто и количества мест, возможно вскрытие тары и проверка веса нетто, а также количества товарных единиц в каждом месте. Обычно приемка поступившего в исправной таре товара по качеству, весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного покупателя.

Оптовые торговые предприятия, переправляющие товар в таре или  упаковке первоначального отправителя (изготовителя), принимают продукцию по качеству, по весу нетто и количеству товарных единиц лишь в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором, при несоответствии фактического веса брутто указанному в сопроводительных документах, при получении груза в поврежденной, открытой или немаркированной таре, в таре с поврежденной пломбой или при наличии признаков порчи (течь и др.). Подлежащую переотправке продукцию следует хранить в условиях, обеспечивающих ее качество и комплектность.

Приемка товара по количеству и качеству осуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам (техническому паспорту, сертификату, счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) поставщика. При отсутствии данных документов или некоторых из них составляется акт о фактических количестве и качестве продукции с указанием недостающих документов.

Кроме того, возможна выборочная проверка количества товара с распространением ее результатов на всю партию в случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами или договором.

Приходный ордер оформляют  в одном экземпляре в день поступления материалов на склад. На несколько наименований материалов может быть оформлен один приходный ордер, если:

    • материалы поступили от одного поставщика по одному документу;

Информация о работе Учет поступления товаров в оптовой (розничной) торговле