Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:48, отчет по практике
Материалы- это часть материально- производственных запасов, предназначенных для использования в производственной деятельности или в процессе управления организацией.
В этом определении четыре составляющих: материалы, материально-производственные запасы, производственная деятельность, процесс управления.
1. Введение…………………………………………………………….3
2. Счета учета материалов……………………………………………5
3. Оценка материалов…………………………………………………7
4. Документальное оформление……………………………………...9
5. Способы поступление материалов………………………………..11
6. Список литературы………………………………………………...14
Документальное оформление
Для учета движения материалов используется типовая документация.
Поступление материалов на склад оформляется следующими документами.
Приходный ордер ( ф. М -4);
Акт о приемке материалов (ф.М-7).
При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества документальным данным поставщика и , если расхождений нет , выписывается «приходный ордер» на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов.
«Акт о приемке материалов» применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платёжных документов (неотфактурованные поставки) и в случае расхождений ( количественных и качественных)с данными сопроводительных документов поставщика.
Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.
Акт составляется в двух экземплярах ; первый передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков; второй – передается в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют «товарно-транспортную накладную», которую выписывает грузоотправитель а четырех экземплярах:
Первый – служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;
Второй – для оприходования материалов получателем;
Третий – для расчета с автотранспортной организацией;
Четвертый – для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.
Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют требованием-накладной (ф. М-11) , которую выписывают а двух экземплярах цехи – сдатчики.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений , приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей.
Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у других предприятий и кооперативов, у населения за наличные деньги . документом подтверждающим стоимость приобретенных материалов , является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования, количества материалов и цены, а также данные паспорта продавца.
Акт ( справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.
Расход материалов со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляется следующими документами:
Лимитно – заборная карта (ф. М -8);
Требования – накладная на отпуск материалов (ф.М11);
Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. М 15).
Лимитно – заборная карта выписывается отделом маркетинга на одон или несколько видов материалов, относящихся к определённому производственному заказу, в двух экземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой в цех – получателю. Кладовщик записывает количество отпущенного материала в обеих картах и сразу определяет остаток лимита. Расчет потребности необходимого вида материалов для выполнения программы осуществляет планово – производственный отдел.
Лимитно – заборные карты используют при постоянном , систематическом отпуске материалов.
Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют «требования – накладные на отпуск материалов». Их выписывают в двух экземплярах , один передается цеху – получателю, другой – складу.
Отпуск материалов сторонним организациям оформляют «накладной на отпуск материалов на сторону». Ее выписывает отдел сбыта в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарно – транспортная накладная (ф. №1- Т).
Способы поступления материалов
Материалы на предприятие могут поступать различными способами:
1.поступление материалов от поставщиков
Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок предприятиями поставщиками или прочими организациями на основании договоров.
Предприятие –поставщики одновременно с отгрузкой высылают покупателю расчетные документы (платежное требование-поручение, счет-фактуру), товарно- транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и др. расчетные и другие документы поступают в отдел маркетинга предприятия. Там проверяют правильность их заполнения , соответствие их договорам, регистрируют в «Журнале учета поступающих грузов» (ф.№М-1), акцептуют их, т.е. дают согласие на оплату.
После регистрации платежные документы получают внутренний номер и передаются в бухгалтерию для оплаты, а квитанции и товарно-транспортные накладные передаются экспедитору для получения и доставки материалов.
С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписываются приходные ордера, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируются и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку с расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия – поставщика.
Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет пассивный, сальдовый, расчетный.
Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам;
Оборот по кредиту - суммы акцептованных счетов поставщиков за отчетный месяц;
Оборот по дебету – суммы оплаченных счетов поставщиков.
Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут в журнеле-ордере № 6. Это комбинированный регистр аналитического и синтетического учета. Аналитический учет – в нем организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера, приемного акта. Открывается журнал – орден № 6 сумами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца.
Заполняется журнал – орден №6 на основании акцептованных платежных требований – поручений, счета- фактуры, приходных ордеров, актов о приемки материалов, виписок банков.
Журнал – орден №6 ведут линейно – пазиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу.
Сумма по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммы, а по платежным требованиям – поручениям – в разрезе видов материалов (основные, вспомогательные, топливо и т.п.).
Сумма претензий записывается на основании актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.
Сумма недосдач относится в дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и отражается в журнале – ордере №6 и в ведомости № 7.
Предприятия пользуется также услугами поставщиков воды, газы, подрядчиков ремонтных работ и др. По этим расчетам за услуги ведется отдельный журнал – ордер № 6.
По окончании месяца показатели обоих журналов – ордеров суммируют для получения оборотов по сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и переноса их в Главную книгу.
2.Материалы могут быть изготовлены самой организацией.
Согласно п. 7 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции. В этом случаи расходы организации по изготовлению материалов рекапитализируются записью:
Дебет счета 10 «Материалы»,
Кредит счета 20 «Основное производство».
3. Материалы внесены в счет вклад в уставный капитал.
Согласно п.8 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материально-производственных запасов , внесенных в счет вклад в уставный (складочный) капитал организации , определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При оприходовании материалов в этом случае составляется запись:
Дебет счета 10 «Материалы»
Кредит счета 75 «Расчеты с учеридителями»
4. материалы полученные по договору дарения.
Согласно п.9 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материально- производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно , а также остающиеся от выбытия основных средств и другого имущества определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом устанавливается , что для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств , которая может быть получена в результате продажи указанных активов . эта сумма капитализируется в бухгалтерском учете записью :
Дебет счета 10 «Материалы»,
Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов».
5.Материалы полученные по бартерным сделкам.
Специальным предписанием п. 10 ПБУ 5/01 устанавливается , что фактической себестоимостью материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передачи организацией. Стоимость активов , переданных или подлежащих передачи организации , устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организаций, стоимость материально – производственных запасов , полученных ею по договорам, предусматривающем исполнение обязательств (оплату) неденежными (немонетарными) активами, определяется исходя из цены , по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы. Схема капитализации расходов на приобретение материалов в данном случае аналогична ситуации приобретения их за деньги.
Использованная литература:
1. Бухгалтерский учет учебник И. И. Бочкарева и др. под редакцией Я. В. Соколова – 2-е издание 2005 год.
2. Бухгалтерский учет Богаченко В. М., Кириллова Н. А. – 4-е издание 2003 год.
3. Бухгалтерский учет. Экспресс-курс. М Инфра-М. 2003
4. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М. Экономика 2003
5. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета/ под редакцией Соколова Я.В. -2-е изд. 2002.
6. Бухгалтерский учет: Учебник/ П.П. Новиченко, Т. Н. Шеина, Ф.П. Васин и др. под редакцией П.П. Новиченко – 2-е изд. Финансы и статистика 2004
7. Луговой В.А. Организация бухгалтерского учета на предприятии малого и среднего бизнеса Справочное пособие 2004
2
Информация о работе Учет поступления материалов на предприятия