Учет поступления и выбытия основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, когда организации действуют в условиях перехода к рыночным отношениям и определяющим фактором становятся конкурентоспособность производства, качество продукции, максимизация прибыли, в значительной степени возрастает роль основных средств как решающего фактора производственного процесса. Поэтому от того, какие средства труда используются, каково их состояние, какому уровню технического развития они соответствуют, зависит результативность деятельности. Основные средства составляют преобладающую часть инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 4 -
1 УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ - 5 -
1.1 Понятие объектов основных средств - 5 -
1.2 Поступление и выбытие (списание) основных средств, а так же их налогообложение. - 8 -
1.3 Синтетический и аналитический учет движения основных средств - 12 -
1.4 Амортизация основных средств - 14 -
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ - 17 -
2.1 Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности. - 21 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 23 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 24 -

Работа содержит 1 файл

УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.docx

— 70.66 Кб (Скачать)

НДС по приобретенным  основным средствам принимается  к вычету при одновременном соблюдении условий:

  1. Основные средства приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС
  2. Основные средства введены в эксплуатацию
  3. На приобретенные основные средства имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура

Основные  средства, полученные безвозмездно и  прибыль от реализации основных средств включаются в доходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

На безвозмездно переданные основные средства начисляется  НДС на объект и уплачивается в  бюджет. Дт 91/2 Кт 68

По основным средствам, учтенным на счете 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности"  организация исчисляет и уплачивает налог на имущество организаций.

 

 

 

 

 

 

    1.   Синтетический и аналитический учет движения  основных средств

 

Аналитический учет представляет собой такую организацию  учета, когда он ведется по каждому  конкретному объекту.

Учет  основных средств, как правило, ведется  централизованно в разрезе отдельных  объектов и классификационных групп.

В аналитическом  учете основные средства учитываются  в натуральном выражении по инвентарным  объектам. Под инвентарным объектом понимается отдельный предмет (или  комплекс предметов), предназначенный  для выполнения определенных функций, например отдельное здание, станок и т.д. Аналитический по объектный учет основных средств ведется бухгалтерией предприятия в инвентарных карточках по форме ОС-6, ОС-7.

Инвентарные карточки составляют в бухгалтерии  на каждый инвентарный номер в  одном экземпляре. Карточки заполняют  на основе первичных документов (актов  приемки-передачи, технических паспортов  и др.), которые передают затем  под расписку в соответствующий  отдел предприятия.

В связи  с тем, что на предприятии учет основных средств частично автоматизирован, то данные, содержащиеся в инвентарных  карточках, вводятся в ЭВМ. Вся информация, содержащаяся в карточках, фиксируется  на дискете и в дальнейшем по ней  можно получать соответствующие машинограммы о наличии и движении основных средств в необходимом разрезе. Основным документом аналитического учета при списании объектов основных средств вследствие ветхости или износа служит "Акт ликвидации основных средств".

В том  случае, когда основные средства выбывают, либо происходит их перемещение внутри предприятия или ремонт, то в карточках  делается соответствующая пометка.

Итоги записей  в карточках за год используются для заполнения отчетности о движении основных средств.

Для синтетического учета основных средств в плане счетов предназначен счет 01 "Основные средства". Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении собственных основных средств предприятия, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду. Счет 01 "Основные средства" является активным.

По дебету счета отражается оприходование  и до оценка основных средств, а по кредиту - списание выбывших и ликвидированных основных средств, их уценка. Дебетовое сальдо по счету 01 показывает стоимость собственных основных средств предприятия на отчетную дату.

Синтетический учет собственных основных средств  на счете 01 ведется по первоначальной (восстановительной) стоимости в  течение всего срока их эксплуатации.

При выбытии (списании) основных средств, к счету 01 открывается субсчет 01-В, что позволяет  списывать первоначальную и остаточную стоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Амортизация основных средств

 

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Зачем это нужно: существует несколько точек зрения на экономический смысл амортизации. Некоторые специалисты считают, что при помощи механизма амортизации создаются потоки денежных средств, которые в дальнейшем будут направлены на воспроизводство основных фондов, другие – рассматривают амортизацию как способ «размазывания» крупномасштабных расходов по периодам, согласно принципу начисления.

Пример: Работает фирма, тратит деньги на обеспечение производства, производит продукцию, продает ее. После выпуска продукции формируется ее себестоимость, к себестоимости прибавляется величина желаемой прибыли, в результате образуется цена. Затраты на основные средства подлежат включению в состав себестоимости продукции на равномерной основе, т.к. если единовременно списать все затраты на себестоимость, цены на продукцию увеличатся в разы и станут неконкурентными.

Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту  амортизируемого имущества, т.е. по тем основным средствам, которые  подлежат амортизации.

Амортизация не начисляется по:

  • объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др).
  • объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода)
  • объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам дорожного хозяйства
  • продуктивному скоту
  • многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста
  • объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование

Начисление амортизации  начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или  когда данный объект выбыл из состава  амортизируемого имущества.

Начисление амортизации  осуществляется в течение всего  срока полезного использования  основного средства.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету.

В случаях проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования пересматривается.

Для целей бухгалтерского учета срок определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования  объекта и ожидаемого физического  износа, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.

 В налоговом учете срок полезного использования определяется в соответствии с номером амортизационной группы, к которой объект относится. Указанная классификация может быть использована также для целей бухгалтерского учета. Если в классификации срок полезного использования объекта не указан, его необходимо установить самостоятельно, исходя из:

  • ожидаемого срока использования объекта с учетом интенсивности его применения
  • ожидаемого  физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количество смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, проведения всех видов ремонтов

Амортизацию начисляют одним из способов (методов), представленных в таблице:

Для целей бухгалтерского учета

Для целей налогового учета

  1. линейный способ;
  2. способ уменьшаемого остатка;
  3. способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  4. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  1. линейный
  2. нелинейный.

Выбранный метод начисления амортизации закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового  учета.

Начисление амортизационных  отчислений приостанавливается в случае перевода объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3х месяцев, а также в период реконструкции, модернизации и капитального ремонта объекта, продолжительностью более 12 месяцев.

По объектам основных средств  некоммерческих организаций, а также  жилищного фонда предприятий  жилщно-коммунального хозяйства производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010 "Износ основных средств".

Практика начисления амортизации  приведена в Приложении №1 
Списание амортизации производится при выбытии основного средства.

 Учет сумм амортизации ведется на счете 02 "Амортизация основных средств".

  1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Хозяйственные операции по учету поступления  основных средств:

Таблица № 2.1. Хозяйственные операции по

поступлению основных средств

Содержание операции

Дебет

Кредит

1. Получены  основные средства от учредителей

1.1.

Сформирована задолженность  учредителей по вкладам

75-1

80

1.2.

Поступили основные средства в счет вклада в уставный капитал

08

75-1

1.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

2. Построены  основные средства

2.1. подрядным способом (строительство  выполняет сторонняя компания)

2.1.1.

Сформирована стоимость  подрядных работ

08

60

2.1.2.

Учтена стоимость  подрядных работ

01

08

2.2. хозяйственным способом (организация  строит сама)

2.2.1.

Списаны материалы  на строительство

08

10

2.2.2.

Начисленная сотрудникам, занятым строительством, зарплата

08

70

2.2.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

3.Приобретены  основные средства

3.1. не требующие монтажа

3.1.1.

Начислено поставщику по счету

08

60

3.1.2.

Учтены расходы  на доставку

08

76,60,23...

3.1.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

3.2. требующие монтажа

3.2.1.

Начислено поставщику за оборудование

07

60

3.2.2.

Оборудование передано в монтаж

08

07

3.2.3.

Списаны затраты  на монтаж

08

10,70,69...

3.2.4.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

4. Получены  безвозмездно основные средства

4.1.

Приняты к учету  основные средства (счет 91)

01

91

4.2.

Приняты к учету  основные средства (счет 98)

01

98-2

4.3.

Начислена амортизация  основных средств (счет 98)

20 
02

98-2 
91

5. Получены  по договору мены основные  средства

5.1.

Реализованы материалы  по договору мены

62

91

5.2.

Списана стоимость  материалов

91

10

5.3.

Оприходовано основное средство

08

60

5.4.

Произведен зачет  стоимости материалов и основного  средства

60

62

5.5.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08


Бухгалтерский учет выбытия основных средств

Стоимость выбывающих объектов основных средств  подлежит списанию  с бухгалтерского баланса организации.

Выбытие объектов основных средств может  иметь место в следующих случаях:

  • при списании в результате физического  или морального износа;
  • при продаже на сторону;
  • при безвозмездной передаче;
  • при сдаче в аренду с правом выкупа;
  • при передаче в лизинг,если объект на балансе лизингополучателя;
  • при передаче в доверительное управление;
  • в др.случаях установленных законодательством.

 

Продажа основных средств

 

При выбытии  основных средств в результате продажи выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету в сумме, установленной договором основании документов, оформленных в установленном законодательством  порядке. При  продаже основных средств ниже остаточной стоимости налоговая база определяется из остаточной стоимости.

 

Безвозмездная передача основных средств.

 

Безвозмездная передача объектов основных средств в собственность другого юридического  или физического лица, в обмен на другой товар, и в других случаях  совершается  на основании  договора и оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1).

На основании  акта (накладной) приемки – передачи основных средств (форма N ОС – 1) бухгалтерия организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта.

При выбытии  объекта основных средств в порядке безвозмездной передачи между организациями одной формы собственности  по решению собственника  остаточной  стоимости (первоначальная стоимость за вычетом начисленной амортизации) и расходы по передаче этого объекта относятся передающей организацией на  внереализационные  расходы. В организациях, финансируемых из бюджета, при безвозмездной передаче затраты относятся на увеличение расходов по соответствующим статьям  и элементам классификации.

Суммы НДС, уплаченные при приобретении объектов, приходящиеся к оборотам по реализации  безвозмездно передаваемых объектов, подлежат вычету в порядке, установленном  для вычета НДС по товарам (работам, услугам),облагаемых по ставке 18 процентов, независимо от того, облагается ли эта безвозмездная передача налогом.

Информация о работе Учет поступления и выбытия основных средств