Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является закрепление полученных знаний по дисциплине «Бухгалтерский учет» в части оценки материальных ценностей по покупным ценам в ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ».
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере оценки материальных ценностей по покупным ценам;
- проанализировать организационно-правовую и экономическую характеристику предприятия;
- рассмотреть первичный, аналитический и синтетический заготовления оценки материальных ценностей по покупным ценам;
- выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета оценки материальных ценностей по покупным ценам в ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПО ПОКУПНЫМ ЦЕНАМ 5
1.1 Сущность материальных ценностей и их оценка 5
1.2 Нормативно - правовое регулирование оценки материальных ценностей по покупным ценам 11
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 13
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 13
2.2 Экономическая характеристика предприятия 15
3 УЧЕТ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПО ПОКУПНЫМ ЦЕНАМ В ФГУП «УЧХОЗ «МИЛОВСКОЕ» БГАУ» 22
3.1 Состояние учетно-аналитической работы ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ» 22
3.2 Первичный учет оценки материальных ценностей по покупным ценам 25
3.3 Синтетический и аналитический учет материальных ценностей по покупным ценам 27
4 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ УЧЕТА ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПО ПОКУПНЫМ ЦЕНАМ В ФГУП «УЧХОЗ «МИЛОВСКОЕ» БГАУ» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Бухгалтерия ФГУП «Учхоз «Миловское» является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно директору предприятия. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность приказом директора Учхоза. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) руководство главной бухгалтерией осуществляет его заместитель.
Руководитель создает необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает обязательное выполнение всеми подразделениями и службами требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Структуру и штатную численность бухгалтерии утверждает руководитель хозяйства по представлению главного бухгалтера и по согласованию с отделом кадров.
Бухгалтерия ФГУП «Учхоз «Миловское» состоит из: главного бухгалтера; заместитель главного бухгалтера; бухгалтера-кассира; бухгалтера расчетного стола; отраслевых бухгалтеров; бухгалтера отдела кадров.
Бухгалтерия взаимодействует со всеми отделами.
Учетная политика ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ» является внутренним документом, определяющим совокупность способов ведения бухгалтерского учета и формируется его главным бухгалтером на основе ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н), ФЗ «О бухгалтерском учете» 21.11.1996 года № 129-ФЗ, Гражданского кодекса РФ, Налоговым кодеком РФ и утверждается руководителем. Этот документ служит для внутреннего пользования и является связующим звеном между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учету и ее внутренним законодательством.
Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.
Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователей бухгалтерской отчетности, должны получить отражение в учетной политике организации.
Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:
- рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных документов;
- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- формы бухгалтерского учета и т.д.
Учетная политика ФГУП «Учхоз «Миловское» представлена в приложении Б.
Бухгалтерский учет предприятия ведется по журнально-ордерной системе. Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, за исключением учета на забалансовых счетах.
Бухгалтерский учет предприятия ведется в рублях и на русском языке. При ведение бухгалтерского учета применяется рабочий план счетов, разработанного на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством Финансов Российской Федерации.
При ведение бухгалтерского учета отчетным периодом считается календарный месяц, с первого по последние число включительно.
Все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных документов, подписанных и утвержденных в установленном порядке, а так же на основании налоговых деклараций, расчетов и бухгалтерских справок, составленных с использованием первичных документов и регистров бухгалтерского учета.
Первичные документы подписываются должностными лицами в обязательном порядке. Хозяйственные операции, подтвержденные первичными документами, отражаются бухгалтерскими проводками.
Отчетность предприятия составляется в соответствии с действующими нормами законодательства.
Рабочий план бухгалтерских счетов необходим для систематизации и упорядочивания синтетического и аналитического учета в организации.
Бухгалтерский учет ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ» ведется с использованием рабочего Плана счетов, который разработан на основании «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации», утвержденного приказом Министерства Финансов РФ от 07.05.2003 г. № 38н, а также на основании «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса», утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2001г. № 654. Субсчета, предусмотренные в данном плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности.
Документооборот имеет важное организующее значение в бухгалтерском учете. Он должен разрабатываться на каждом предприятии с учетом конкретных его особенностей: организационной структуры, размещения производств, расположения и удаленности складов и подразделений, места оформления первичных документов, состояния транспортных средств и т.п.
График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ, а также должен предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
Существенным недостатком ведения системы учета в ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ» является отсутствие графика документооборота.
Проанализировав учетную политику ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ» были выявлены следующие недостатки в учетной политике для целей бухгалтерского учета:
- не установлен порядок распределения накладных расходов;
- не раскрыты методы калькулирования себестоимости, объекты учета затрат и т.п.;
- отсутствуют правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- отсутствует порядок контроля за хозяйственными операциями;
- учетная политика для целей налогообложения не полностью раскрывает методы признания доходов и расходов.
Материальные ценности поступают в ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ» от разных поставщиков. Своих подсобных и вспомогательных производств, от списания основных средств (металлолом, запасные части и др.), из основного производства в виде возвратных отходов, а также приобретаются за наличный расчет через подотчетных лиц.
Отгрузив материальные ценности ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ», организации-поставщики одновременно высылают ему расчетно-платежные документы вместе с отгрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, железнодорожные квитанции и др.).
При получении материалов со складов местных поставщиков экспедитор ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ» должен иметь доверенность. Материальные ценности экспедитор доставляет на склад и сдает заведующему (кладовщику).
При отсутствии расхождений поступившие материальные ценности приходуются на склад ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ» путем составления приходного ордера.
При отсутствии каких-либо расхождений между документами и доставленными ценностями приходный ордер не выписывается, а приход оформляется проставлением штампа на сопроводительных документах поставщика (грузоотправителя), в оттиске которого содержатся основные данные приходного ордера. Здесь же материально ответственное лицо учиняет подпись о приходовании груза.
Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия по акту о приемке материалов. Он также составляется при приемке материальных ценностей, поступивших без документов (неотфактурованные поставки). Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации (по согласованию с поставщиком). Он утверждается руководителем ФГУП «Учхоз «Миловское» БГАУ» или лицом, на то уполномоченным. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, а второй - отделу материально-технического снабжения (бухгалтерии) для предъявления претензии поставщику.
Акт о приемке материалов является первичным документом при оприходовании ценностей, и приходный одер не оформляется.
При централизованной доставке материалов автомобильным транспортом поставщик выписывает товарно-транспортную накладную формы ТТН-1 в четырех экземплярах, один из которых служит основанием для оприходования материальных ценностей у грузополучателя.
Материальные ценности, которые находятся на стадии технической приемки, лабораторного испытания, приходными документами не оформляются. Они принимаются на ответственное хранение и учитываются материально ответственными лицами в специальной книге с подразделением на «Материалы, ожидающие приемки» и «Материалы, находящиеся на временном ответственном хранении», а внутри этих групп - по отдельным партиям поступивших ценностей.
Прибывшие ценности приходуются в соответствующих единицах измерения - весовых, объемных, линейных и др.
Материальные ценности отражают на синтетических счетах бухгалтерского учета по фактической себестоимости их приобретения или по учетным ценам, то есть существует два возможных метода формирования фактической себестоимости материально-производственных запасов.
Планом счетов бухгалтерского учета для учета материальных ценностей предусмотрены счета 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Если организация для учета материалов применяет только счет 10 «Материалы», то она ведет учет материально-производственных запасов по фактической себестоимости. Если же используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», то учет материально-производственных запасов осуществляется по учетным ценам.
Если производственная организация в своей деятельности использует достаточно широкую номенклатуру материальных ценностей, то она, как правило, использует метод учета материалов по учетным ценам, так как он позволяет с минимальными трудозатратами учитывать постоянное изменение договорных цен, транспортных расходов, условий доставки.
Учетные (плановые) цены фактически представляют собой цены, которые остаются неизменными в течение определенного временного периода (как правило, года) до момента их пересмотра экономическими службами организации.
Сущность этого метода заключается в том, что покупная стоимость сырья и материалов, а также иные затраты, связанные с их приобретением, учитываются по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». С кредита этого счета стоимость материалов по учетным ценам списывается в дебет счета 10 «Материалы». Разница между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью в учетных ценах отражается в корреспонденции счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Данные операции оформляются в бухгалтерском учете следующими записями:
- Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражена покупная стоимость материалов и другие расходы, связанные с их приобретением;
- Дебет 10 «Материалы» Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - приняты к учету материалы по учетным ценам;
- Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - списано превышение фактической себестоимости материалов над учетной ценой;
- Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - списано превышение учетной цены материалов над фактической себестоимостью.
Если учетные цены превышают фактическую себестоимость, на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» накапливаются отрицательные разницы между фактической себестоимостью материалов и учетными ценами (кредитовое сальдо). Списание отрицательной разницы производится той же записью, выполненной методом «красное сторно».
Таким образом, в конечном итоге, материалы списываются в производство по фактической себестоимости.
Метод учета материальных ценностей по фактическим (покупным) ценам приобретения предполагает, что все затраты, подлежащие включению в стоимость материально-производственных запасов, отражаются непосредственно на счете 10 «Материалы». Данный метод учета материалов достаточно трудоемок и требует значительных трудозатрат. По этой причине он применяется в основном производственными организациями, имеющими небольшую номенклатуру используемых материалов.