Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования заключается в рассмотрении теоретических и практических вопросов учета основных средств.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить состав и классификацию основных средств;
определить способы оценки основных средств;
рассмотреть цели, задачи и нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета основных средств;
определить способы начисления амортизации основных средств в Моргаушском райпо. Изучить особенности отражения информации об основных средствах в бухгалтерском учете и отчетности исследуемой организации;
изучить обеспеченность предприятия основными производственными фондами;
провести анализ эффективности использования основных фондов;
разработать рекомендации и предложения по оптимизации учета основных средств на исследуемом предприятии.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 105.63 Кб (Скачать)

     Первичным учетным документом по списанию с баланса имущества, является Акт на списание основных средств (ф. ОС-4) (см. Приложение 9) - используется для оформления полного или частичного списания основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля - Акт на списание автотранспортных средств (ф. ОС-4а) (см. Приложение 10). В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей, полученных от ликвидации объекта, результат списания.

     Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки - передачи оборудования в монтаж (ф. ОС-15) с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при осмотре оборудования дефектах. В акте (накладной) приемки- передачи основных средств (ф. ОС-1) отражается выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним организациям.

     В бухгалтерии все операции по списанию проводятся на основании акта и соответствующих документов, подтверждающих затраты по ликвидации (наряды, требования на отпуск товарно-материальных ценностей, связанный с ликвидацией и т.п.), а также выручку от ликвидации (накладные и пр.).

    Синтетический учет основных средств (учет их наличия и движения) ведется на следующих счетах:

     01 "Основные средства";

     02 «Амортизация основных средств»;

     91 "Прочие доходы и расходы".

    Счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

    Амортизацию основных средств (как собственных, так и сданных в лизинг) учитывают  на счете 02 "Амортизация основных средств", которая исчисляется ежемесячно установленным в учетной политике способом. В Моргаушском райпо вместо амортизации учитывают износ основных средств на счете 010 в соответствии с ПБУ 6/01.

     Учет  операций по выбытию основных средств  осуществляют на операционном активно-пассивном  счете 91 "Прочие доходы и расходы" через субсчет счета 01 "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кредит- сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01«Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы»:

  • по дебету субсчета 01 "Выбытие основных средств" отражают первоначальную стоимость основных средств;
  • по кредиту субсчета 01"Выбытие основных средств" фиксируют сумму амортизации по выбывшим основным средствам. Таким образом, на субсчете "Выбытие основных средств" формируется остаточная стоимость, которая списывается в дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы";
  • в дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы" списываются также расходы, связанные с выбытием основных средств, налог на добавленную стоимость;
  • по кредиту счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы" отражается выручка от продажи и ликвидации, а также стоимость материалов по ценам возможного использования, поступивших в результате ликвидации основных средств.

     Сопоставлением  дебетового оборота субсчета 91-2 и  кредитового оборота субсчета 91-1 выявляется результат от выбытия (прибыль  или убыток), который в составе  прочих доходов в конце месяца списывается с субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки".

     Таблица 5

     Операции  по отражению основных средств на счетах бухгалтерского учета в Моргаушском райпо (см. Приложение 12)

Содержание  операции Дебет Кредит
Основные  средства в организации
1 Принят к учету зарегистрированный объект основных средств 011 083,4
2 Списание первоначальной стоимости выбывшего объекта 019 011
Строительство объектов основных средств
1 Принят к учету построенный объект 011 083
  2 На сумму  затрат по строительству объекта  подрядным способом 083 101,692,11,

765

Приобретение  объектов основных средств
1 Принят к  учету  объект основных средств 011 084
2 Покупная стоимость  приобретенных основных средств 084 60
3 На сумму  расходов, связанных с доставкой  ОС, их выгрузкой, доведением до состояния, пригодного к использованию в  запланированных целях   084 711,765
Расходы по ремонту основных средств
1 На сумму  расходов, связанных с ремонтом основных средств 238 101,3,

691,2,4,11,31,32,

70,765

2 Списаны расходы  по ремонту основных средств основного  производства рыбного цеха 201 238
3 Отпущены товары для текущего ремонта 238 4112
4 Списаны расходы  по текущему ремонту 441,2,3 238
Выбытие основных средств
1 Списана первоначальная стоимость выбывшего объекта 019 011
2 Списание остаточной стоимости выбывшего объекта 912 019
3 Списан износ 010  
 

    Аналитический учет основных средств ведется в  разрезе утвержденных групп основных средств с начислением износа нарастающим итогом с момента поступления объекта до момента его выбытия на основании унифицированных форм первичной учетной документации.

    Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией на инвентарных карточках (ф. ОС-6) или в инвентарной книге учета объектов основных средств (ф. ОС-6б) с присвоением инвентарного номера  (см. Приложение 13).

    По  данным инвентарных карточек (книги) и ведомостей расчета амортизации в конце месяца заполняются карточки учета движения основных средств в разрезе их видов (групп). В конце года на основании этих карточек составляется оборотная ведомость движения основных средств, итоги которой сверяются с данными синтетического учета Главной книги и служат основанием для заполнения форм бухгалтерской отчетности.

    Таким образом, документальное оформление движения основных средств на предприятии осуществляется унифицированными формами документов, утвержденными постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Синтетический учет ведется на счетах бухгалтерского учета 01 "Основные средства"; 02 «Амортизация основных средств» (в Моргаушском райпо вместо амортизации учитывают износ основных средств на счете 010 в соответствии с ПБУ 6/01), 91 "Прочие доходы и расходы".)

      Аналитический учет ведется в разрезе утвержденных групп основных средств с начислением износа нарастающим итогом с момента поступления объекта до момента его выбытия на основании унифицированных форм первичной учетной документации. 
 

  1. Учет  амортизации основных средств

    Амортизация — это сумма износа основных средств в денежном выражении, включенная в затраты. Согласно ПБУ 6/01 амортизация начисляется на все основные средства, за исключением земельных участков, объектов природопользования, жилищного фонда, квартир; объектов внешнего благоустройства, лесного и дорожного хозяйства, продуктивного скота, буйволов, волов, оленей, многолетних насаждений (не достигших эксплуатационного возраста), а также приобретенных изданий (книги, брошюры). По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.

    Начисление  амортизационных отчислений начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объектов к бухгалтерскому учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его выбытия.

    В соответствии с ПБУ 6/01 по вновь поступившим  объектам организации самостоятельно выбирают способы начисления амортизации, к числу которых относятся:

• линейный;

• уменьшаемого остатка;

• списание стоимости по сумме чисел лет  срока полезного использования;

• списание стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    По  группе однородных объектов основных средств в течение всего срока полезного использования амортизация начисляется только одним из указанных способов.

    Амортизация всех основных средств обществ с  ограниченной ответственностью в бухгалтерском  учете производится линейным способом. По объектам основных средств райпо  начисляет износ линейным способом, и сумма износа отражается на забалансовом счете 010.

    Амортизационные отчисления, износ по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения  стоимости этого объекта, либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. Амортизационные отчисления, износ по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета. В целях бухгалтерского учета объекты основных средств подлежат амортизации за исключением случаев, установленных нормативными актами по вопросам ведения бухгалтерского учета.

    В течение срока полезного использования  объекта основных средств начисление амортизационных отчислений, износа в целях бухгалтерского учета  не приостанавливается, кроме случаев  перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в  период восстановления объекта (ремонта, реконструкции, модернизации), продолжительность  которого превышает 12 месяцев3.

    Исходя  из этой главы можно сделать вывод  о том, что амортизация — это сумма износа основных средств в денежном выражении, включенная в затраты. Амортизация всех основных средств обществ с ограниченной ответственностью в бухгалтерском учете производится линейным способом. В целях бухгалтерского учета объекты основных средств подлежат амортизации за исключением случаев, установленных нормативными актами по вопросам ведения бухгалтерского учета.  
 
 
 
 
 

  1. Учет  ремонтов основных средств

    Восстановление  основных средств может осуществляться посредством ремонта (текущего, среднего, капитального), а также модернизации и реконструкции. Ремонт основных средств производится в соответствии с планом, который формируется по видам объектов, подлежащих ремонту, в денежном выражении исходя из системы планово-предупредительного ремонта с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других причин. План ремонта утверждается руководителем организации.

    Оформление  и учет приема-сдачи объектов ОС из ремонта, реконструкции, модернизации оформляется Актом о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС (форма № ОС-3).

    Акт состоит из двух разделов. В первом указываются сведения о состоянии объекта ОС на момент передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию, во втором разделе - сведения о затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов ОС.

    Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов ОС. Если ремонт выполнялся сторонней организацией, то акт должен быть подписан представителем этой организации, если ремонт был произведен структурным подразделением организации, то свою подпись должен поставить в акте представитель структурного подразделения, проводившего ремонт, реконструкцию, модернизацию, утвержденный руководителем организации или уполномоченным им лицом. Один экземпляр акта сдается в бухгалтерию.

    Следует отметить, если ремонт, реконструкция  и модернизация проводится силами сторонней организации, то акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

    Данные  ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта ОС (форма № ОС-6). В Моргаушском райпо все расходы, связанные с выполнением работ и ремонтом отражаются в справке о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3 и КС-2) (см. Приложение 14).

    Ремонт  основных средств производится подрядным способом. В бухгалтерском учете Моргаушского райпо затраты на восстановление объекта основных средств отражаются следующим образом (см. Таблицу 6):

    Таблица 6

Информация о работе Учет основных средств