Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия основных средств предприятия, видов и их экономического содержания, а так же разработка рекомендаций по улучшению использования основных средств предприятия.
Задачи курсовой работы: рассмотрение понятия основных средств; изучение видов и экономического содержания основных средств предприятия; анализ организации учета основных средств и, в конечном итоге, разработка рекомендации по улучшению их использования и уменьшения морального и физического износа основных средств предприятия.

Содержание

Введение.
1. Экономическое содержание основных средств.
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта основных
средств.
1.2. Понятие и классификация основных средств.
1.3. Оценка основных средств.
1.4. Понятие и учёт основных средств в соответствии с
международными стандартами.
2. Организация учёта основных средств.
2.1. Документальное оформление и аналитический учёт движения
основных средств.
2.2. Синтетический учёт наличия и движения основных средств.
2.3. Учёт амортизации основных средств.
2.4. Инвентаризация основных средств.
2.5. Переоценка основных средств.
2.6. Налоговый учёт основных средств.
3. Совершенствование учёта основных средств и эффективность
предлагаемых мероприятий.
Выводы и предложения.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

БФУ готово.doc

— 146.00 Кб (Скачать)


2.              Организация учета основных средств

 

2.1              Документальное оформление и аналитический учет движения основных средств

Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (типовая форма № ОС-1).

Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация.

Акт приемки-передачи составляется двумя сторонами - принимающей объект и передающей с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления. На основании данного акта бухгалтерией открывается инвентарная карточка (форма № ОС-6).

Выбытие основных средств также оформляется актом, форма которого зависит от причины выбытия.

Причинами выбытия основных средств могут быть ликвидация (полная или частичная); уничтожение при стихийных бедствиях; передача основных средств другим организациям и недостача.

Для определения непригодности к использованию на каждом предприятии создается постоянно действующая комиссия.

Ликвидация объекта оформляется комиссией путем составления акта (форма № ОС-3). Этот акт является также основанием для оприходования на склад материалов после ликвидации объекта.

Затраты по ликвидации объекта (на перевозку, разборку) также указываются в акте.

Учет основных средств в бухгалтерии организуется в разрезе инвентарных объектов, под которыми понимается каждый предмет, имеющий самостоятельное значение и не являющийся какой-либо частью другого объекта.

Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который проставляется на самом объекте и на первичных документах и сохраняется на весь период его службы. После выбытия данный инвентарный номер не может быть присвоен другому объекту.

Учет организуется по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местонахождению и местам приобретения.

Инвентарные карточки регистрируются в специальных описях типовой формы и помещаются в картотеку.

Предприятиям, имеющим небольшое количество основных средств, разрешается вести их пообъектный учет в инвентарной книге.

Инвентарные карточки на вновь поступившие, выбывшие и перемещенные основные средства до конца месяца не раскладываются в картотеку. В конце месяца карточки группируются по классификационным видам, суммируются обороты по поступлению и выбытию и записываются в карточку движения основных средств (форма № ОС-8).

Эти карточки открываются в начале января на текущий год. Сначала в них указывают наличие основных средств по видам на 1 января, затем ежемесячно после записи оборотов за месяц определяют и записывают наличие основных средств на 1-е число каждого месяца.

По их данным составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги, являются основанием для составления отчетности по основным средствам.

 

2.2              Синтетический учет наличия основных и  движения основных средств

Для учета основных средств предназначен синтетический активный счет 01 "Основные средства". Дебетовый остаток показывает первоначальную стоимость всех имеющихся у предприятия собственных основных средств. Дебетовый оборот - это поступление основных средств по первоначальной стоимости. При этом необходимо помнить, что принятие к учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании и реконструкции отражаются в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы" (исходя из принципа разграничения текущих и капитальных затрат).

Исключение составляют операции, связанные с:

1) поступлением основных средств от учредителей в счет вклада в уставный капитал:

Дебет счета 01 "Основные средства", Кредит счета 75 "Расчеты с учредителями";

2) преобразованием государственного предприятия:

Дебет счета 01 "Основные средства", Кредит счета 80 "Уставный капитал";

3) поступлением основных средств от своих подразделений на самостоятельном балансе:

Дебет счета 01 "Основные средства",

Кредит счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Кредитовый оборот по счету 01 "Основные средства" показывает выбытие основных средств независимо от причины выбытия (таких как продажа, списание, передача безвозмездно, частичная ликвидация). Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта:

Дебет счета 01 "Основные средства" соответствующий субсчет "Выбытие основных средств",

Кредит счета 01"Основные средства".

В кредит - сумма накопленной амортизации:

Дебет счета 02"Амортизация основных средств", Кредит счета 01 "Основные средства" соответствующий субсчет. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" на счета 91 "Прочие доходы и расходы". Операции по счету 01 "Основные средства" отражаются в журнале-ордере N 13.

Необходимо помнить, что учет основных средств на счете 01 "Основные средства" производится по первоначальной стоимости, а в балансе они показываются по остаточной стоимости.

Имущество организации (здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие вещественную форму), приобретенное предприятием для предоставления за плату во временное пользование, учитывается арендодателем особо на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" и будет рассмотрено ниже.

Особо учитываются расчеты по основным средствам, переданным в доверительное управление. Эти отношения регулируются договором доверительного управления, согласно которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (управляющему) на определенный срок имущество, а другая стороны обязуется осуществлять управление им в интересах учредителя. Передача имущества при этом не вызывает перехода права собственности. При этом следует различать учет у учредителя управления и учет доверительным управляющим.

При передаче объектов основных средств у доверителя управления делаются проводки:

Дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты",

Кредит счета 01 "Основные средства".

Одновременно на сумму начисленной амортизации делаются проверки:

Дебет счета 02 "Амортизация основных средств",

Кредит счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

В случае прекращения договора доверительного управления делаются обратные проводки.

Полученные объекты основных средств от учредителя управления у доверительного управляющего приходуются по Дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с Кредитом счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Начисление амортизации производится в общеустановленном порядке с отражением начисленных сумм по дебету счетов затрат на производство и Кредиту счета 02 "Амортизация основных средств". По окончании договора доверительного управления и возврате объектов основных средств делается проводка:

Дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты", Кредит счета 01 "Основные средства".

 

2.3              Учет амортизации основных средств

Износ - стоимостной показатель потери объектами основных средств физических качеств или утраты технико-экономических свойств, а вследствие этого - стоимости. Поэтому каждому предприятию необходимо обеспечить накопление ресурсов, необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств.

Такое накопление достигается за счет включения в издержки производства сумм отчислений, которые называются амортизационными.

Размеры амортизационных накоплений устанавливаются в процентах к балансовой стоимости основных средств и называются нормами амортизационных отчислений.

Нормы амортизационных отчислений выражены в процентах к балансовой стоимости классификационных групп основных средств.

При этом широко дифференцированы нормы машин и оборудования не только по их видам, но и по видам работ, на которые они используются, и по отраслям промышленности.

Нормы амортизационных отчислений по жилым зданиям установлены только для определения износа, т.к. амортизация по ним не начисляется.

Суммы амортизации начисляются в рублях без копеек.

Амортизационные отчисления рассчитываются ежемесячно по основным средствам, числящимся на 1-е число отчетного месяца, причем по вновь поступившим - на 1-е число месяца, следующего за месяцем поступления, а по выбывшим расчет заканчивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

Амортизационные отчисления не производятся по объектам, числящимся в составе основных средств:

1) жилым зданиям;

2) объектам внешнего благоустройства;

3) продуктивному скоту;

4) библиотечному фонду, фильмофонду;

5) средствам бюджетных организаций, включая научно-исследовательские, конструкторские, технологические организации;

6) фондам, переведенным в установленном порядке на консервацию.

Износ по данным объектам может учитываться на забалансовом счете 010 "Износ основных средств".

Расходы на эксплуатацию и содержание учитываются в составе общехозяйственных расходов.

При ведении учета вручную суммы амортизационных отчислений по основным средствам (кроме автотранспорта) рассчитываются в разработочной таблице формы N 6, а по автотранспорту - в разработочной таблице N 9.

Для составления расчета за январь необходимо все находящиеся на предприятии основные средства на 1 января сгруппировать по местонахождению и по видам (кодам) в соответствии с установленными едиными нормами амортизационных отчислений.

Это делают по инвентарным карточкам, которые рассортировывают по местонахождению основных средств, а внутри по видам (кодам).

Если в предыдущем месяце не было поступления и выбытия основных средств, то суммы амортизации за текущий месяц будут такими же, как и в прошлом месяце.

Расчет амортизации основных средств служит основанием для записи сумм амортизационных отчислений, т.е. износа основных средств по соответствующим счетам, а именно:

Дебет счетов 20 "Основные средства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы",

Кредит счета 02 "Амортизация основных средств".

Счет 02 "Амортизация основных средств" пассивный. Сальдо отражает не только сумму износа всех объектов основных средств, но и сумму возмещенной из стоимости через амортизационные отчисления.

Оборот по дебету - сумма износа по выбывшим объектам независимо от причины выбытия; оборот по кредиту - суммы начисленной амортизации (износа) за отчетный период.

Он может иметь два субсчета:

1) 02-1"Износ собственных основных средств";

2) 02-2 "Износ долгосрочно арендуемых основных средств".

Поскольку амортизация является частью себестоимости, учет операций по счету 02"Амортизация основных средств" организуется в журнале-ордере N 10 на основании первичных документов (актов, расчетов амортизаций, справок-расчетов и пр.).

Пообъектный учет износа основных средств не ведется, т.к. при необходимости его размер определяется расчетным путем исходя из суммы первоначальной стоимости и установленной нормы амортизации, что фиксируется в инвентарных карточках.

Начисление износа прекращается по мере начисления предприятием полной первоначальной стоимости основных средств.

Начисление амортизации может осуществляться несколькими способами. Различают линейный способ, способ уменьшения остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции, ускоренный способ по высокотехнологичному оборудованию.

При линейном способе расчета амортизация начисляется равными долями в течение всего срока службы основных средств. Для ее начисления определяются:

1) срок полезного использования (по техническому паспорту или самостоятельно исходя из ожидаемой производительности, физического износа, нормативно-правовых ограничений или единых норм амортизационных отчислений (100 делится на норму амортизационных отчислений из СЕНАО));

2) годовая норма амортизации (делением первоначальной стоимости на срок полезного использования);

3) годовой процент амортизационных отчислений (как отношение годовой нормы к первоначальной стоимости х 100);

4) месячный процент (делением годового процента на 12).

При использовании способа уменьшаемого остатка амортизация определяется исходя из остаточной (а не первоначальной, как в предыдущем случае) стоимости объекта, т.е. каждый год величина амортизации, списываемая на себестоимость, будет уменьшаться в соответствии с уменьшением остаточной стоимости.

Информация о работе Учет основных средств