Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является совершенствование бухгалтерского учета и анализа эффективности использования основных средств на предприятии.
Исходя, из указанной темы курсовой работы ее основными задачами являются:
- отражение нормативного регулирования бухгалтерского учета использования основных средств;
- рассмотрение принципов бухгалтерского учета использования основных средств на предприятии;
- отражение особенностей анализа эффективности использования основных средств;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации учета основных средств.
Понятие и классификация основных средств……………………….5
Документальное оформление движения основных средств……….9
Формирование первоначальной стоимости основных средств….12
Глава 2. Учет поступления, учет выбытия на базе предприятия
Краткая характеристика предприятия……………………………..14
Учет поступления основных средств………………………………18
Учет амортизации основных средств………………………………21
Учет выбытия основных средств…………………………………...25
Глава 3. Совершенствование бухгалтерского учета основных средств…..30
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО БФУУУ.docx

— 673.11 Кб (Скачать)

      Акт приема –  передачи основных средств составляется  двумя сторонами  -принимающей  объект  и  передающей,  с  указанием   времени   вступления   в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы  износа  в части  полного  восстановления.  Бухгалтерия  оформляет  его   бухгалтерской записью, то есть на первоначальную стоимость и на сумму износа.

      Учет основных  средств организуют  так,  чтобы   можно  было  установить наличие основных средств по каждой классификационной группе  и  отдельно  по каждому объекту, местам нахождения и источником их приобретения.

      Это обеспечивается  аналитическим учетом основных  средств на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта и синтетическим учетом в  целом по счету 01 «Основные средства».  Установлена  единая  типовая  форма  таких карточек ф № ОС-6.

      Содержание и форма   инвентарных  карточек  зависит   от  вида  основных средств, для каждого вида основных средств,  для  каждого  вида  бухгалтерия открывает разные формы, которые различаются в основном, оборотной  стороной, где отражается краткая индивидуальная характеристика объекта.

        На  лицевой   стороне  инвентарных  карточек  всех  видов   указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер  акта  о приемке, место нахождения, полную  стоимость,  нормы  износа,  шифр  затрат, сумму износа на дату приемки или переоценки объекта.

В бухгалтерском и налоговом  учете первоначальную стоимость  купленного основного средства формируют  по-разному.

К счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" могут быть открыты субсчета:

- 08-1 "Приобретение земельных  участков";

- 08-2 "Приобретение объектов природопользования";

- 08-4 "Приобретение объектов основных  средств";

- 08-7 "Приобретение взрослых животных".

Если ваша фирма платит НДС, то сумму  налога при покупке основного  средства в его первоначальную стоимость не включается, а учитывается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств". После оприходования основного средства применяется налог к вычету (на основании счета-фактуры продавца).

Если ваша фирма не платит НДС, то на сумму налога увеличивается первоначальная стоимость основного средства.

Покупка основного средства отражается проводками:

Дебет 08 Кредит 60 (76...)

- учтены затраты на покупку  основного средства;

Дебет 19-1 Кредит 60 (76...)

- учтен НДС по затратам на  покупку основного средства;

Дебет 60 (76...) Кредит 50 (51)

- оплачены основное средство  и затраты на его покупку;

Дебет 01 Кредит 08

- объект принят к учету в  качестве основного средства;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1

- принят к вычету НДС по  расходам на покупку основного  средства (на основании счета-фактуры продавца).

Пример. В декабре 2010 г. ООО "Технопласт" приобрело по договору станок стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.). Расходы на доставку станка и его монтаж составили 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.).

Бухгалтер ООО "Технопласт" сделал проводки:

Дебет 08-4 Кредит 60

- 200 000 руб. - учтены расходы по  покупке станка (без НДС);

Дебет 19-1 Кредит 60

- 36 000 руб. - учтена сумма НДС по  станку;

Дебет 08-4 Кредит 60

- 30 000 руб. - учтены расходы по  доставке и монтажу станка (без  НДС);

Дебет 19-1 Кредит 60

- 5400 руб. - учтена сумма НДС по  расходам на доставку и монтаж  станка;

Дебет 01 Кредит 08-4

- 230 000 руб. (200 000 + 30 000) - станок принят  к учету в качестве основного  средства;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1

- 41 400 руб. (36 000 + 5400) - принят к вычету  НДС;

Дебет 60 Кредит 51

- 271 400 руб. (236 000 + 35 400) - оплачены станок  и расходы на его доставку  и монтаж.

В балансе ООО "Технопласт" за 2010 г. по строке 120 бухгалтер указал первоначальную стоимость станка в сумме 230 000 руб.

 

 

 

    1. Учет амортизации основных средств

 

Амортизация - это постепенное перенесение  стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг). Основные средства указывают по остаточной стоимости (первоначальная стоимость за вычетом начисленной амортизации).

Не подлежат амортизации объекты  основных средств, потребительские  свойства которых с течением времени  не изменяются (земельные участки; объекты  природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям и др.). Также амортизацию  не начисляют по объектам основных средств некоммерческих организаций.

 В течение срока полезного  использования объекта основных  средств начисление амортизационных  отчислений не приостанавливается. Исключение составляют случаи  перевода объекта по решению  руководителя организации на  консервацию на срок более  трех месяцев, а также в период  восстановления объекта, продолжительность  которого превышает 12 месяцев.

Амортизацию начисляют ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, когда он приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию.

Начисление амортизации прекращают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда основное средство полностью  самортизировано или списано с баланса фирмы.

Если основное средство полностью  самортизировано (то есть сумма начисленной по нему амортизации равна его первоначальной стоимости), то его остаточная стоимость равна нулю. Стоимость такого основного средства в балансе не отражают и амортизацию по нему не начисляют.

Начисление амортизации в учете отражается по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета затрат. Для этого в учете делают запись:

Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 02

- начислена амортизация основных  средств.

В бухучете есть четыре метода начисления амортизации по основным средствам:

- линейный метод;

- метод уменьшаемого остатка;

- метод списания стоимости по  сумме чисел лет срока полезного  использования;

- метод списания стоимости пропорционально  объему выпущенной продукции  (работ).

При начислении амортизации вы можете использовать любой из них. Для этого все основные средства разделяются на однородные группы, у которых есть общие признаки.

По основным средствам одной  группы можно использовать только один из перечисленных методов. Выбранный метод применяется в течение всего срока службы (полезного использования) основного средства.

Сроком полезного использования  объекта основного средства является период, в течение которого использование  объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

Определение срока полезного использования  объекта основных средств производится исходя из:

- ожидаемого срока использования  объекта;

- ожидаемого физического износа, который зависит от режима  работы (количества смен), естественных  условий и влияния агрессивной  среды, а также системы планово-предупредительных  ремонтов;

- нормативно-правовых и других  ограничений срока службы объекта,  указанных в технических документах  по нему (например, срока аренды).

Срок полезного использования  основных средств для целей налогообложения приведен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Эту Классификацию можно использовать и для целей бухгалтерского учета.

 При способе уменьшаемого остатка- исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ;

 При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования- исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового отношения;

При способе списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ)-исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта основных средств.

В исследуемом мною потребительском  кооперативе «Манчаары» используется линейный метод начисления амортизации.

Линейный метод предполагает равномерное  начисление амортизации в течение  всего срока полезного использования  основного средства. Как он работает, покажем на примере.

Пример. В сентябре 2009 г. СПоК "Манчаары" приобрело транспортное средство УАЗ 220694-04.

Первоначальная стоимость транспортного средства - 450 000 руб. (без НДС).

Срок полезного использования - 5 лет.

Начало амортизации - сентябрь 2009 г.

Годовая норма амортизации составит 20% (100% / 5 лет), что означает  90 000 руб. (450 000 руб. x 20%).

Сумма ежемквартальных амортизационных отчислений составит 30000 руб. (90 000 руб. : 3 мес.).

Ежемесячно в течение 5 лет бухгалтер СПоК "Манчаары" будет делать проводку:

Дебет 20 Кредит 02

- 30000 руб. - начислена амортизация транспортного средства УАЗ 220694-04 за квартал.

В балансе СПоК"Манчаары" за 2010 г. будет указана остаточная стоимость  в сумме 330 000 руб. (450 000 руб. - 7500 руб. x 16 мес.).

 Если была переоценка основного  средства, то при расчете амортизации  вместо первоначальной стоимости  следует использовать восстановительную  (текущую) стоимость основного  средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Учет выбытия основных средств

 

Если  фирма ликвидировала, продала или передала другому предприятию основное средство, то его стоимость списывается с баланса фирмы. Эту операция отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы". При списании с баланса основного средства делаю следующую проводку:

Дебет 02 Кредит 01

- списана сумма начисленной  амортизации по основному средству.

Таким образом, по дебету счета 01 сформируется остаточная стоимость выбывающего  основного средства. Отнесите ее в  дебет счета 91 "Прочие доходы и  расходы":

Дебет 91-2 Кредит 01

- списана остаточная стоимость  основного средства.

Для операций по выбытию объектов основных средств можно открыть  к счету 01 отдельный субсчет "Выбытие  основных средств". Такой субсчет прежде всего необходим для случаев, когда выбытие основных средств происходит достаточно долго. Если ваша фирма решила использовать субсчет "Выбытие основных средств", при списании с баланса основных средств делаются проводки:

Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01

- списана первоначальная стоимость  объекта основных средств;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие  основных средств",

- списана сумма начисленной  амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01, субсчет "Выбытие  основных средств",

- списана остаточная стоимость  объекта основных средств.

Если выбывает основное средство, стоимость которого увеличилась  в результате переоценки, то сумму  дооценки, числящуюся на счете 83 "Добавочный капитал", включите в состав нераспределенной прибыли. Эту операцию отразите проводкой:

Дебет 83 Кредит 84

- сумма дооценки выбывшего объекта основных средств включена в состав нераспределенной прибыли.

Если фирма продает основное средство, то делают следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 91-1

- отражены доход от продажи  основного средства и задолженность  покупателя;

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты  по НДС",

- начислен НДС с дохода от  продажи основного средства;

Дебет 51 (50...) Кредит 62

- поступила оплата от покупателя  основного средства;

Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01

- списана первоначальная стоимость  объекта основных средств;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие  основных средств",

- списана сумма начисленной  амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 0,1 субсчет "Выбытие  основных средств",

- списана остаточная стоимость  объекта основных средств;

Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 25...)

- списаны расходы, связанные  с продажей объекта основных  средств (на демонтаж оборудования, разборку здания и т.п.);

Информация о работе Учет основных средств