Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Бухгалтерский учет основных средств ведется в целях:

- формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;

- правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

- достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;

- определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии и др.);

- обеспечения контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

- проведения анализа использования основных средств;

- получения информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

Содержание

1.Теоретическая часть (вариант 9). Учет основных средств 3
1.. Порядок и понятия к учету основных средств 4
2.. Поступление основных средств 5
3.. Амортизация основных средств 6
4.. Оценка и переоценка основных средств 9
5.. Аренда и лизинг 18
6.. Выбытие основных средств 22
2.Практическая часть (вариант 9) 28
1.Задание 1
2.Задание 2
3.Задание 3
3.Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бух УЧЕТ.docx

— 124.26 Кб (Скачать)
 
 

   Пунктами 21-25 ПБУ 6/01 установлены  следующие правила  начисления амортизационных  отчислений:

  • начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету (принятие к учету основных средств подлежащих государственной регистрации и сдаче в аренду не может произойти ранее момента государственной регистрации, так как сдать в аренду незарегистрированное основное средство нельзя), и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета;
  • начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета;
  • в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается. Исключение составляют случаи перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев;
  • начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится;
  • суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
 
    1. Оценка  и переоценка основных средств
 

     Переоценка основных средств - может происходить путем  непосредственного пересчета или индексации по документально подтвержденным рыночным ценам. Метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам, считается наиболее оптимальным. Узнать рыночную цену имущества можно, обратившись к оценщикам, имеющим специальные лицензии, наличие которых необходимо согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”. В случае переоценки основные средства либо дооцениваются (их начальная стоимость увеличивается), либо уцениваются (их начальная стоимость уменьшается). Исходя из вышесказанного, предприятие имеет возможность: дооценить либо уценить ранее не переоценивавшиеся основные средства; дооценить либо уценить основные средства, которые ранее уже проходили переоценку. Если в случае переоценки стоимость основных средств увеличивается, то разницу необходимо отнести в добавочный капитал предприятия. Также, переоценивая основные средства, нужно  скорректировать и начисленную по ним сумму амортизации путем использования специального коэффициента, равного отношению рыночной стоимости имущества к его балансовой стоимости.

     Переоценка  основных средств согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) юридическое лицо коммерческого характера может не чаще 1 раза в год (на начало отчетного года) проходить переоценку группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Переоценка  объектов основных средств 

Первичный документ
    Содержание  операций
Корреспондирующие счета
              Дебет Кредит
Если  организация проводит переоценку впервые
При дооценке объекта основных средств
Документы, подтверждающие рыночную стоимость, ведомость по переоценке, инвентарная карточка учета объекта основных средств Отражена дооценка первоначальной стоимости основного средства 01 83
Бухгалтерская справка-расчет Отражена дооценка начисленной амортизации по объекту основных средств 83 02
При уценке объекта основных средств
Документы, подтверждающие рыночную стоимость, ведомость по переоценке, инвентарная карточка учета объекта основных средств Отражена сумма  уценки первоначальной стоимости основного  средства 84 01
Бухгалтерская справка-расчет Отражена уценка начисленной амортизации по основному  средству 02 84
В последующие годы
При уценке объекта основных средств, если ранее была отражена его дооценка
Документы, подтверждающие рыночную стоимость, ведомость по переоценке, инвентарная карточка учета объекта основных средств Отражена уценка восстановительной стоимости основного  средства, произведенная в пределах предыдущей дооценки. Сумма уценки основных средств относится в уменьшение той части добавочного капитала, которая была сформирована в предыдущие годы в результате переоценки 83' 01
Бухгалтерская справка-расчет Отражена уценка начисленной амортизации по объекту  основных средств, произведенная в  пределах предыдущей дооценки 02 83
Если  сформированной в предыдущие годы суммы  дооценки недостаточно, оставшуюся сумму уценки необходимо отнести на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого

убытка)

Документы, подтверждающие рыночную стоимость, ведомость по переоценке, инвентарная карточка учета объекта основных средств Отражена уценка восстановительной стоимости основного  средства, превышающая сумму его  предыдущей дооценки 84 01
Бухгалтерская справка-расчет Отражена уценка начисленной амортизации, превышающая  сумму ее предыдущей дооценки 02 84
При дооценке объекта основных средств, если ранее была отражена его уценка
Документы, подтверждающие рыночную стоимость, ведомость по переоценке, инвентарная карточка учета объекта основных средств Увеличена стоимость  основного средства на сумму, не превышающую  размер предыдущей уценки 01 84
Бухгалтерская справка-расчет Увеличена начисленная  амортизация основного средства 84 02
 
 
 

    В случае изменения начальной стоимости  основных средств, в результате их дооценки увеличиваются суммы накопленной амортизации и амортизационных отчислений в следующих отчетных периодах. В случае принятия решения о переоценивании основных средств предприятия необходимо учитывать, что в последующем они обязаны переоцениваться систематически, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, ощутимо не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Итоговые результаты переоценивания учитываются при определении показателей бухгалтерского

баланса на начало отчетного года.

     В  практике нашего государства до 2002 г. текущая (восстановительная) стоимость (с учетом переоценки) основных средств для целей бухгалтерского учета и налогообложения бралась одинаковой.

     С введением гл. 25 "Налог на прибыль  организаций" НК РФ установлены различные  пункты включения сумм переоценки в  стоимость основных средств для целей налогообложения в зависимости от даты проведения переоценки (ст. 257 "Порядок определения стоимости амортизируемого имущества"):

  1. сумма переоценки основных средств, необходимой по мнению налогоплательщика по состоянию на 01.01.2002 и отраженной в бухгалтерском учете налогоплательщиком после 01.01.2002, берется в целях налогообложения в размере, не превышающем 30% от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете по состоянию на 01.01.2001. В этом случае величина переоценки по состоянию на 01.01.2002, отраженной налогоплательщиком в 2002 г., не признается его доходом (расходом) для целей налогообложения. В похожем порядке принимается соответствующая переоценка сумм амортизации;
  2. суммы переоценок объектов основных средств, полученных в ходе последующих отчетных (налоговых) периодов, не признаются доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимаются при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и начислении амортизации.

    Восстановление  объектов основных средств 

    После завершения работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», могут быть отражены в учете одним из двух способов:

- отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств;

- учитываться на счете «Основные средства» обособленно (на сумму затрат открывается отдельная инвентарная карточка).

Первичный документ
    Содержание  операций
Корреспондирующие счета
 
      
 
      
Дебет Кредит
Требование-накладная, расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская  справка-расчет и др. Отражены затраты, связанные с достройкой, дооборудованием, модернизацией, реконструкцией 08 02, 10,

70, 69 и  др.

Акт о  приеме-сдаче

отремонтированных,

реконструированных,

модернизированных

объектов основных

средств

Увеличена первоначальная стоимость объекта основных средств  после завершения работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации на произведенные затраты 01 08
 

Особенности переоценки основных средств.

     

Переоценку  основных средств делают обычно для увеличения состояния чистых активов (за счет увеличения стоимости основных средств) - это влияет на улучшение показателей рентабельности, оборачиваемости, деловой активности и т.д. В этом случае Банки обычно дают кредиты учитывая  размер чистых активов компании. Но важно брать в расчет , что переоценка повлечет неизбежное увеличение размера налога на имущество (2.2% от остаточной стоимости ОС). Исходя из этого, при  необходимости принятии решения по переоценке важно принять во внимание все "за" и "против".

     

Учет  операций по восстановлению объектов основных средств

     Для поддержания объектов основных средств, в рабочем состоянии, а также приведения их в соответствие с требованиями научно - технического прогресса на объектах проводятся работы по их восстановлению.

     К работам по восстановлению объектов основных средств относятся работы капитального характера в части  их реконструкции, расширения, технического перевооружения и модернизации, а  также некапитальные работы по содержанию объектов и их ремонту - текущему, среднему и капитальному.

     Согласно  ПБУ 6/01 организация самостоятельно определяет исходя из результатов капитальных  работ (в части работ по модернизации и реконструкции объектов): списывать  затраты по ним на увеличение первоначальной стоимости объекта или на затраты (себестоимость) продукции (работ, услуг). Решение принимается организацией на основании технологической документации (проекта и сметы на капитальные  работы), которая определяет степень  улучшения первоначально установленных  технических показателей функционирования объекта в результате произведенных  работ. Это касается таких показателей, как увеличение срока полезного  использования объекта, увеличение его производительности, улучшение  качества продукции и т.п. При  соблюдении данных показателей должно происходить увеличение стоимости  данного объекта с одновременным  увеличением добавочного капитала. Таким образом, порядок учета затрат на восстановление объектов основных средств зависит от того:

в рамках каких работ оно производится - капитального ремонта или капитальных вложений (реконструкции объектов); за счет каких источников финансируются работы - амортизации на полное восстановление основных средств или прибыли, предусмотренной в плане.

Исходя  из этого, а также принимая во внимание изменения в системе бухгалтерского учета, касающиеся порядка учета  амортизации основных средств, можно  предположить следующий порядок  учета расходов по ремонту, модернизации и реконструкции объектов основных средств.

     Учет  работ и затрат по ремонту объектов основных средств

   Затраты на ремонт определяются предприятием самостоятельно исходя из величины первоначальной стоимости основных средств, их технического уровня и физического состояния. Передача оборудования в ремонт отражается записями в аналитическом учете по счету 01 «Основные средства».

   Расходы по поддержанию объекта основных средств в исправном состоянии  и расходы на текущий ремонт включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета 60 (10, 70, 69 и др.). 
 
 

Первичный документ
    Содержание  операций
Корреспондирующие счета
              Дебет Кредит
Содержание  объекта основных средств (технический  осмотр, поддержание в рабочем  состоянии)
Требование-накладная, расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская  справка-расчет и др. В затраты на обслуживание производственного процесса включены расходы на содержание объекта  основных средств 20 (44) 10, 70, 69, 60 и др.
        Ремонт  произведен подрядным способом
Акт о  приеме-сдаче объекта основных средств (форма № ОС-3) Отражена задолженность  перед подрядчиком за выполненный  им ремонт 23 60
Счет-фактура Отражена сумма  НДС, предъявленная к оплате подрядчиком 19 60
Выписка банка

по расчетному счету

Оплачен счет подрядчика, выставленный им на основании акта о приемке-сдаче отремонтированных  объектов основных средств 60 51
Счет-фактура Принята к вычету сумма НДС, ранее уплаченная подрядчику 68 19
        Ремонт  произведен хозяйственным способом
Требование-накладная Стоимость строительных материалов включена в расходы на ремонт производственного здания 23 10
Расчетно-платежная  ведомость Начислена заработная плата рабочим, осуществлявшим ремонт производственного здания 23 70
Расчетно-платежная  ведомость Начислены ЕСН  и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на заработную плату  рабочих, ремонтировавших производственное здание 23 69
Бухгалтерская справка-расчет Фактическая себестоимость  работ по текущему ремонту, выполненных  вспомогательными рабочими, отражена в составе расходов по обычным  видам деятельности 20 23
    Образование резерва  на покрытие расходов на ремонт основных средств
Приказ  об учетной политике, бухгалтерская  справка-расчет Ежемесячно  резервируется сумма, исчисленная  исходя из годовой сметной стоимости  ремонта 20 (44) 96
Акт приема-сдачи  выполненных работ, бухгалтерская  справка-расчет Отражается  сумма произведенных расходов на ремонт 96 10, 70, 69, 60 и др.
Акт приема-сдачи  выполненных работ, бухгалтерская  справка-расчет Превышение  фактических расходов на ремонт над  величиной сформированного резерва  отражено в составе расходов будущих  периодов 97 60
      При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств
Бухгалтерская справка-расчет В конце отчетного  года излишне зарезервированные  суммы сторнируются 20 (44) 96 (сторно)
Бухгалтерская справка-расчет По окончании  ремонтных работ излишне начисленная  сумма резерва включается в состав внереализационных доходов 96 91-1
 

     К работам по ремонту объектов основных средств относятся работы по текущему, среднему и капитальному ремонту.

Указанные работы производятся организацией в  определенном порядке и в сроки, установленные планом ремонта и  системой планово - предупредительного ремонта. При этом система планово - предупредительного ремонта разрабатывается организацией самостоятельно с учетом видов основных средств, их технических характеристик, условий эксплуатации и других причин.

     Указанной системой должны быть предусмотрены:

- планирование и учет затрат по местам их эксплуатации и по видам объектов основных средств;

- планирование и учет затрат по видам объектов в разрезе видов ремонта;

- порядок выполнения работ по обслуживанию и ремонту объектов;

- состав затрат по ремонту объектов;

- отражение затрат по всем видам ремонта в бухгалтерском учете - в отчетном периоде их производства или с распределением их по периодам либо за счет средств образованного резерва расходов на ремонт основных средств.

     Работы  по ремонту подразделяются по видам на:

- обслуживание объектов;

- текущий и средний ремонт объектов;

- капитальный ремонт объектов.

     Работы  по обслуживанию состоят в осмотре  и уходе за действующими объектами. Их целью является проверка технического состояния зданий и сооружений, машин  и оборудования, устранение мелких неисправностей, а также выявление  дефектов, подлежащих устранению при  очередном ремонте.

     К работам по текущему и среднему ремонту  основных средств относятся работы с периодичностью проведения до одного года по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержания в рабочем  состоянии, как правило, в зависимости  от видов основных средств.

     Работы  по обслуживанию и  проведению среднего и текущего ремонта  должны подразделяться на:

- профилактические работы, которые количественно определяются и заранее планируются по объему и времени их проведения и выполнения;

- непредвиденные работы, которые количественно выявляются только в процессе эксплуатации и выполняются, как правило, в срочном порядке по мере необходимости.

Работы  по текущему и среднему ремонту производятся в период между проведением капитального ремонта основных средств, в так  называемый межремонтный цикл.

К капитальному ремонту относятся, как правило, сложные работы с периодичностью проведения свыше одного года.

Капитальный ремонт зданий и сооружений включает комплекс технических мероприятий, направленных на восстановление или  замену изношенных конструкций и  деталей на более прочные и  экономичные, кроме полной замены основных конструкций (стены, фундаменты, междуэтажные перекрытия и др.), срок службы которых  на данном объекте является наибольшим. При капитальном ремонте оборудования, машин и транспортных средств осуществляется полная разборка машины или агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена всех изношенных деталей и узлов на новые, более современные, сборка, регулирование и испытание машин и оборудования под нагрузкой. В результате капитального ремонта основные технические характеристики объектов восстанавливаются и доводятся до уровня их новых видов.

     Работы  по обслуживанию и  ремонту объектов основных средств  могут выполняться:

- подрядным способом, т.е. силами сторонних специализированных организаций;

- хозяйственным способом, т.е. силами структурных подразделений организации - владельца основных средств, в необходимых случаях имеющих лицензии на проведение данных работ.

     Состав  затрат по ремонту объектов зависит  от вида ремонта, способа выполнения работ и от вида объектов основных средств, на которых производятся работы по ремонту.

Работы  по техническому обслуживанию, текущему и среднему ремонту объектов производятся, как правило, с использованием калькуляций, составляемых на основании перечня  ремонтных работ. При проведении работ хозяйственным способом в состав калькуляций включаются, как правило, прямые расходы, в частности расходы: на используемые в процессе данных работ смазочные, горюче - смазочные и обтирочные материалы, воду, пар, сжатый воздух и другие виды энергии; на оплату труда ремонтных рабочих; на отчисления в фонды социального назначения от расходов на оплату труда; другие аналогичные расходы.  При проведении данных работ подрядным способом их стоимость определяется договором подряда.

Работы  по капитальному ремонту зданий и  сооружений производятся на основании  смет, составленных в порядке, установленном  для определения стоимости строительно - монтажных работ.

При проведении данных работ собственными силами (данные работы выполняются только специализированными  организациями, т.е. организациями, имеющими лицензии на выполнение данных работ) они производятся, как правило, на основании смет и калькуляций, которые  включают прямые и косвенные (накладные) расходы.

При выполнении ремонтных работ сторонними организациями (подрядным способом) их стоимость  определяется договором.

Затраты по всем видам ремонта отражаются в бухгалтерском учете, как правило, в отчетном периоде их производства. При этом организации могут учитывать  предварительно данные расходы как  расходы будущих периодов, списывая их затем равномерно на затраты по производству продукции (работ, услуг).

     В целях равномерного включения предстоящих  расходов на ремонт в затраты на производство продукции (работ, услуг) в отчетном периоде организации  могут принять решение в учетной  политике об образовании резерва  расходов на ремонт основных средств.

     Резерв  расходов (средств) создается:

- исходя из сметной стоимости ремонта - на основании годовых смет затрат;

- по видам ремонта, с разделением по значительным объектам основных средств;

- ежемесячно путем производства ежемесячных отчислений от себестоимости продукции (работ, услуг). При этом общая сумма планируемых расходов по всем видам ремонта основных средств на отчетный год делится на 12. Так, при расходах на ремонт согласно смете в размере 2 400 000 руб. месячная сумма отчислений в резерв составит 200 000 руб. (2 400 000 : 12).

     По  окончании отчетного года производится инвентаризация средств резерва. На остатке могут быть только средства по незавершенному ремонту отдельных  объектов, как правило, по их капитальному ремонту.

При образовании  резерва затраты по ремонту списываются  за счет средств данного резерва.

     Прием объектов основных средств из капитального ремонта оформляется актом типовой  формы N ОС-3 "Акт приемки - сдачи  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов".

Бухгалтерский учет затрат по обслуживанию и ремонту  объектов основных средств ведется  в следующем порядке.

     Учет  затрат по обслуживанию основных средств  ведется по их видам (группам) в размере  фактически произведенных расходов, если работы ведутся подрядным способом (силами других организаций). Учет расходов ведется по мере производства работ по дебету счетов учета затрат по использованию основных средств (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.) и кредиту счетов учета используемых ценностей и расчетов (10 "Материалы", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.).

     Учет  затрат по выполнению среднего и текущего ремонта при наличии подразделений, занятых обслуживанием и ремонтом основных средств, целесообразно вести (по перечню расходов, установленных  в плановых калькуляциях) предварительно на счете 23 "Вспомогательные производства". По окончании работ по ремонту  их фактическая стоимость списывается  с кредита счета 23 в дебет счетов учета затрат по использованию основных средств (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.). При отсутствии у организации указанных подразделений учет затрат по ремонту основных средств допускается вести непосредственно на счетах 20, 23, 25 и др.

     Учет  затрат по капитальному ремонту зданий и сооружений, машин и оборудования ведется по каждому их виду (или  группе) по дебету счета 23 "Вспомогательные  производства" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" и других счетов в  случае их производства сторонними организациями. Строительные организации работы по капитальному ремонту собственных  зданий и сооружений, производимые собственными силами, учитывают как  строительные работы на счете 20 "Основное производство".

     По  окончании ремонтных работ затраты, учтенные на счете 23 "Вспомогательные  производства" (или 20 "Основное производство"), списываются в дебет счетов учета  использования основных средств (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные  производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.).

     При проведении крупных ремонтных работ  в целях правильного определения  себестоимости продукции (работ, услуг) организация может принять решение  об образовании резерва расходов (средств) на ремонт основных средств.

     Пример. Резерв - 1 000 000 руб., в том числе на капитальный ремонт здания 600 000 руб. со сроком производства шесть месяцев начиная с 1 октября; фактические расходы по ремонту - 890 000 руб., в том числе по капитальному ремонту 290 000 руб.

Делаются  записи:

Д-т сч. 20, 26 и др. К-т сч. 96 - образован резерв за отчетный год в сумме 1 000 000 руб. (700 000 + 600 000 : 6 х 3);

Д-т сч. 96 К-т сч. 23 - списаны фактические расходы по ремонту объектов: 600 000 руб. (890 000 - 290 000);

Д-т сч. 20, 26 и др. К-т сч. 96 - сторнированы излишне начисленные суммы по резерву (кроме капитального ремонта) - 100 000 руб.

Таким образом, на остатке числятся средства резерва в сумме 300 000 руб., предусмотренные  на покрытие затрат по капитальному ремонту  здания, работы по которому предстоит  завершить в первом квартале следующего года. 

    1. Аренда  и лизинг
 

     Аренда  основных средств – предоставление имущества во временное пользование за определенную (арендную) плату на основании договора. Сторона, передающая имущество во временное пользование, является арендодателем, сторона, принимающая его, – арендатором.

     Передача  основных средств в аренду осуществляется по договору аренды либо в лизинг. Имущество, переданное по договору аренды (текущая  аренда), по окончании срока действия договора аренды подлежит возврату арендодателю. Арендатор за текущую аренду основных средств уплачивает арендодателю арендную плату и ведет учет основных средств  на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".

     Как правило, в состав арендной платы  включают: амортизацию объекта аренды, затраты арендодателя по его эксплуатации (коммунальные платежи, техническое  обслуживание и т. д.) и расчетную (плановую) прибыль от использования  объектов основных средств.

     Арендодатель  ведет бухгалтерский учет на балансовом счете 01 "Основные средства", открыв соответствующие субсчета 01/1 "Собственные  основные средства, сданные в текущую  аренду" и 01/2 "Собственные основные средства".

     Как правило, все операции по учету затрат на сданное имущество в текущую  аренду арендодатель ведет по дебету 91 счета, а на сумму начисленной  арендной платы арендатора – по кредиту 91 счета.

     По  договору текущей  аренды.

     Бухгалтерский учет у арендодателя. При сдаче  в аренду основных средств на условиях сохранения права собственности:

     Дт 01/1 «Собственные основные средства, сданные  в текущую аренду»;

     Кт 01/2 «Собственные основные средства».

     На  сумму начисленной амортизации  по объектам, сданным в аренду :

     Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

     Кт 02 «Амортизация основных средств».

     (Здесь  предполагается, что амортизация  возмещается арендодателю из  арендной платы, и поэтому она  не включается в затраты, а  покрывается за счет дохода.)

     На  сумму расходов арендодателя по эксплуатации арендованного имущества (когда  возмещение затрат не возложено на арендодателя):

     Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

     Кт 20 «Основное производство»,

     44 «Расходы на продажу» и др.

     На  сумму начисленной арендной платы  арендатору:

     Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

     Кт 91 "Прочие доходы и расходы".

     Если  предусмотрено получение арендной платы, авансом дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами» и кредитуется  счет 98 «Доходы будущих периодов». В дальнейшем эта сумма списывается  на доходы соответствующего отчетного  периода проводкой:

     Дт 98 «Доходы будущих периодов» ;

     Кт 91 "Прочие доходы и расходы".

     На  сумму НДС по арендной плате за сданные в аренду основные средства, причитающегося к уплате в бюджет:

     Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

     Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».

     На  сумму фактически полученной арендной платы :

     Дт 51 «Расчетные счета»,

     52 «Валютные счета»;

     Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     На  сумму погашения задолженности  по расчетам с бюджетом по ранее  начисленной сумме НДС по арендной плате:

     Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

     Кт 51 «Расчетные счета»,

     52 «Валютные счета».

     Бухгалтерский учет у арендатора. На сумму стоимости  основных средств, поступивших в  аренду, учитывается на забалансовом счете и делается запись – Дт 001 «Арендованные основные средства».

     На  сумму начисленной арендной платы  арендодателю дебетуются счета 20 «Основное  производство», 44 «Расходы на продажу» и другие и кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами». Если арендная плата  начисляется авансом, то она относится  на счет 97 "Расходы будущих периодов" проводкой :

     Дт 97 «Расходы будущих периодов»;

     Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     В дальнейшем эти расходы списываются  на затраты соответствующего отчетного  периода проводкой:

     Дт 20 «Основное производство»;

     Кт 97 «Расходы будущих периодов».

     На  сумму НДС по арендной плате на основные средства, принятые в аренду на условиях возврата имущества арендодателю:

     Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

     Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     На  сумму фактически перечисленных  средств по арендной плате :

     Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

     Кт 51 «Расчетные счета»,

     52 «Валютные счета».

     В принятой к зачету задолженности  перед бюджетом суммы НДС по арендной плате за взятые в текущем году в аренду основные средства:

     Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

     Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».

     На  сумму стоимости основных средств, возвращенных по окончании срока  договора, арендатор делает записи

     К-т 001 "Арендованные основные средства".

     Если  капитальный ремонт осуществляет арендатор  за счет арендодателя, то затраты по ремонту относят на уменьшение арендной платы, т. е. записи проводятся:

     Д-т 76, К-т 97 или 23, 60 и др.

     Когда договором предусмотрено проведение арендодателем капитальных работ (вложения), то их учет ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», что оформляется следующими проводками:

  • на сумму осуществленных капвложений – Дт 08, Кт 10, 60, 51 и т.д.;
  • на сумму капвложений, включенных в состав собственных основных средств – Дт 01, Кт 08;
  • на сумму стоимости капвложений, передаваемых арендодателю по окончании срока договора – Дт 91, Кт 01;
  • на сумму уменьшения арендной платы на объем выполненных капитальных вложений – Дт 76, Кт 91.

     Разновидностью  договора аренды является финансовая аренда (лизинг).

     Лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

     Предметом лизинга являются организации и  другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в процессе предпринимательской  деятельности. Субъектами лизинговых отношений могут быть резиденты  и нерезиденты Российской Федерации.

     Законом «О лизинге» предусмотрены долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный типы лизинга. Долгосрочный лизинг – это  лизинг сроком на три года и более; среднесрочный – от полутора до трех лет; краткосрочный – менее  полутора лет.

     Затраты лизингодателя по осуществлению  лизинговой деятельности, включая и  амортизационные отчисления, относятся  на счет 20 «Основное производство»  проводкой Дт 20; Кт 02, 10, 69, 70 и др. В  конце месяца они списываются  в дебет счета 90 "Продажа»:

     Дт 90 «Продажи»;

     Кт 20 «Основное производство».

     На  сумму причитающихся лизинговых платежей оформляется проводка:

     Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

     Кт 90 «Продажа».

     Финансовый  результат от осуществления лизинговой деятельности отражается проводками:

     Дт 90 «Продажи»;

     К-т 99 "Прибыли и убытки " – на сумму дохода.

     При возврате лизингового имущества  и прекращения его использования  для лизинга оформляется проводкой  Дт 01, Кт 03/01. 
 
 
 

    1. Учет  выбытия основных средств
 

     Выбытие объекта основных средств имеет  место в случаях:

  • продажи;
  • списания в случае морального и физического износа;
  • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных ситуациях;
  • передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;
  • безвозмездной передачи или мены;
  • по другим причинам.

     Для определения непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на их списание приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия. Функции этой комиссии могут быть возложены на постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Действующие комиссии производят:

    1. производят непосредственный осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию, устанавливают непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию;
    2. устанавливают конкретные причины списания объекта;
    3. определяют возможность использования отдельных узлов, деталей;
    4. составляют акты на выбытие основных средств по следующим типовым формам:
      • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. № ОС-4);
      • Акт о списании групп объектов основных средств (ф. № ОС-4б);
      • Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а).

     При продаже основных средств организация  получает доход, который согласно пункту 30 ПБУ 6/01 принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной  сторонами.

     Расходы, связанные с продажей основных средств, относятся к прочим расходам в  соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99. В  состав расходов включается остаточная стоимость основного средства, затраты  на его демонтаж, транспортировку, упаковку и так далее. Работы, связанные  с реализацией основных средств, могут быть выполнены как силами самой организации, так и силами сторонних организаций. В случае привлечения сторонних организаций  стоимость оказанных ими услуг  и выполненных работ отражается организацией:

     Дт 91 «Прочие доходы и расходы»/ субсчет  «Прочие расходы»;

     Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Сумма НДС учитывается:

     Дт 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям»;

     Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     Физически изношенные и морально устаревшие основные средства, которые постоянно не используются на предприятии, подлежат списанию. В соответствии с п. 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы, связанные со списанием основных средств, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета фиксируется остаточная стоимость основного средства и другие расходы, вызванные выбытием, по кредиту - поступления от списания основных средств (материалы, детали, узлы, агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, оприходованные по текущей рыночной стоимости).

     При выбытии основного средства некоммерческая организация также должна списать  сумму износа, начисленную при  эксплуатации этого имущества по забалансовому счету 010 «Износ основных средств».

     Для учета выбытия основных средств  целесообразно к счету 01 открыть  отдельный субсчет «Выбытие основных средств», на котором будет формироваться  остаточная стоимость реализуемого основного средства.

     Дт 01/10 «Выбытие основных средств»,

     Кт 01 «Основные средства» - на сумму  первоначальной стоимости объекта;

     Дт 02 «Амортизация основных средств»,

     Кт 01/10 «Выбытие основных средств» - на сумму  начисленной амортизации по выбывающему  объекту.

     Таким образом, на субсчете 01/10«Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость  выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается  со счета 01 на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

     Кроме того, организация может нести  дополнительные затраты, связанные  с выбытием объектов (зарплата, ЕСН, налоги при продаже и пр.). В  бухгалтерском учете эти операции отражаются:

     Дт 91/02 «Прочие расходы»;

     Кт 10 «Материалы»,

     69 «Расчеты по социальному страхованию  и обеспечению»,

     68, 60, 70, и др.

     Поступления связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются:

     Дт 50 «Касса»,

     51 «Расчетный счет»,

     62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» и пр.

     Кт 91/01 «Прочие доходы».

     Физически изношенные и морально устаревшие основные средства, которые постоянно не используются на предприятии, подлежат списанию. В  соответствии с п. 31 ПБУ 6/01 доходы и  расходы, связанные со списанием  основных средств, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета фиксируется остаточная стоимость  основного средства и другие расходы, вызванные выбытием, по кредиту - поступления  от списания основных средств (материалы, детали, узлы, агрегаты разобранного и  демонтированного оборудования, оприходованные по текущей рыночной стоимости).

     При выбытии основного средства некоммерческая организация также должна списать  сумму износа, начисленную при  эксплуатации этого имущества по забалансовому счету 010 «Износ основных средств».

     Доходы  и расходы, связанные с ликвидацией основного средства, рассматриваются как чрезвычайные и отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки».

     В случае если начало и окончание ликвидации основного средства приходятся на один отчетный период, расходы по ликвидации можно списывать в дебет счета 91 с кредита счетов 10, 69, 70 и других в качестве прочих расходов.

     Если  процесс ликвидации занимает длительное время или переходит из одного отчетного периода в другой, то расходы по ликвидации целесообразно  собирать по дебету счета 23, а после  завершения ликвидации списывать на счет 91. В случае если ликвидация основного  средства производится в связи с  чрезвычайной ситуацией, остаточная стоимость  основного средства и затраты  по его ликвидации списываются в  дебет счета 99.

     Финансовый  результат выбытия основного  средства отражается:

     Дт 99 «Прибыли и убытки»;

     Кт 91 «Прочие доходы и расходы».

     Основные  средства, переданные в счет вклада в  уставный капитал  других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости:

     Дт 58 «Финансовые вложения» ;

     Кт 01 «Основные средства».

     А сумму амортизации по переданным основным средствам:

     Дт 02 «Амортизация основных средств»;

     Кт 01«Основные средства».

     Дополнительные  расходы, связанные с передачей  основных средств, списывают в дебет  счета 91 с кредита соответствующих  счетов.

     При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость записывают:

     Дт 91 «Прочие доходы и расходы»;

     Кт 01 «Основные средства».

     А сумму амортизации отражают записью:

     Дт 02 «Амортизация основных средств»;

     Кт 01«Основные средства».

     Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке  и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с  кредита соответствующих расчетных  и других счетов. Финансовый результат  от безвозмездной передачи основных средств записывают:

     Дт 99 «Прибыли и убытки»;

     Кт 91 «Прочие доходы и расходы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Практическая  часть (вариант 9)
 

2.1. Задание 1 

Таблица 1 – Ведомость остатков по синтетическим счетам с.-х. предприятия на             

                                                          начало месяца 

     
№ сч. Наименование  синтетического счета Дт Кт
01 Основные средства 205000  
02 Амортизация основных средств   16000
08 Вложения в  оборотные активы 19000  
10 Материалы 376300  
11 Животные на выращивании откорме 100000  
19 НДС по приобретенным  ценностям -  
20

20.1

20.2

Основное производство:

- картофеля;

- коровы (молоко  и приплод)

 
-

-

 
26 Общехозяйственные расходы -  
40

40/1

40/1

Выпуск продукция:

- картофель;

- молоко

 
-

-

 
44 Расходы на продажу -  
50 Касса 1300  
51 Расчетный счет 194000  
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками   56000
62 Расчеты с покупателями и заказчиками -  
66 Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам   100000
68 Расчеты по налогам  и сборам   6000
69 Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению   2870
70 Расчеты с персоналом по оплате труда   40000
71 Расчеты с подотчетными лицами 10000  
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям 5000  
80 Уставный капитал   689730
84 Нераспределенная  прибыль   -
90 Продажи - -
99 Прибыли и убытки - -
  ИТОГО 910600 910600
 
 

Таблица 2 – Расшифровка остатков на начало месяца по синтетическому

счету 10 «Материалы» 

     
а) субчет 10/2 «Удобрения и средства защиты животных»
№ п/п Наименование  удобрений и средств защиты животных Цена, руб. Количество Сумма, руб.
1 Минеральные удобрения, кг 7,00 1000 7 000
2 Ядохимикаты, кг 17,30 1000 17 300
  Итого: × × 24 300
б) субсчет 10.4 «Топливо»
№ п/п Наименование  топлива Цена, руб. Количество Сумма, руб.
1 Бензин, л 25,00 1000 25 000
2 Дизельное топливо, л 20,00 450 9 000
  Итого: × × 34 000
в) субсчет 10.7 «Корма»
№ п/п Наименование  кормов Цена, руб. Количество Сумма, руб.
1 Кормосмесь, кг 5,00 23600 118 000
  Итого: × × 118 000
г) субсчет 10.8 «Семена и посадочный материал»
№ п/п Наименование  семян и посадочного материала Цена, руб. Количество Сумма, руб.
1 Картофель, кг 10,00 2 700 27 000
  Итого: × × 27 000
д) субсчет 10.10 «Строительные материалы»
№ п/п Наименование  строительных материалов Цена, руб. Количество Сумма, руб.
1 Кирпич, тыс. шт. 3 500 30 000 105 000
2 Краска, кг 150,00 20 3000
3 Пиломатериалы, куб.м. 650,00 100 65 000
  Итого: × × 173000
  Всего: × × 376 300
 
 
 
 

Таблица 3 – Расшифровка остатков на начало месяца по синтетическому счету                   60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 

     
№ п/п Наименование  организаций-поставщиков Сумма, руб.
1 Нефтебаза 35 000
2 База строительных материалов 10 000
3 Химический  завод: 11 000
4 Энергосервис -
5 Автотранспортное  предприятие -
  Итого: 56 000
 

Таблица 4 – Журнал хозяйственных операций организации за месяц

     
Содержание  хозяйственной операции Сумма, руб. Дт Кт
1 2 3 4 5
1 Получено в  кассу с расчетного счета для  выдачи заработной платы и на хозяйственные  нужды. 40000 50 51
2 Поступил бензин от поставщиков 1000 л. 33000 10.4 60
3 Возвращена  в кассу неизрасходованная подотчетная  сумма. 4400 50 71
4 Оплачено поставщику с расчетного счета за полученный бензин 33000 60 51
5 С расчетного счета  погашена задолжность по налогам и сборам 6000 68 51
6 Выдана из кассы  заработная плата работникам предприятия. 40000 70 50
7 Погашена с  расчетного счета часть краткосрочного кредита. 14400 66 51
8 Оплачено с  расчетного счета органам социального  страхования и обеспечения. 2870 69 51
9 В кассу внесено  работником в погашение задолженности  по ссуде. 5000 50 73
10 Денежные средства сверх лимита из кассы внесены  на расчетный счет предприятия. 5500 51 50
11 Перечислено с  расчетного счета в погашение  задолженности поставщикам:

- нефтебазе за  топливо;

- базе строительных  материалов;

Итого:

 
 
7000

6000

13000

 
 
60
 
 
      51
12 Израсходовано топливо на автотранспортных работах  по производству картофеля:

- бензин 200 л;

- дизельное топливо  120 л.

Итого:

 
 
5000

2400

7400

 
 
20.1
  

10.4

13 Поступили на склад  материалы со строительной базы:

- цемент 20 мешков;

- кирпич 10000 шт.

Итого:

 
 
2000

35000

37000

 
 
10.10
 
 
60
14 Израсходованы строительные материалы на строительства  коровника:

- кирпич 4 тыс.  шт.;

- цемент 10 мешков.

Итого:

 
 
14000

1000

15000

 
 
08
 
 
10.10
15 Начислена зарплата рабочим занятым:

- в производстве  картофеля;

- содержанием  коров;

- персоналу по  организации производства и управлению.

Итого:

 
54900

88000

23400 

166300

 
20.1

20.2

26

 
70

70

70

16 Израсходованы семена на посадку картофеля 2700 кг. 27000 20.1 10.8
1 2 3 4 5
17 Израсходованы корма на содержание коров 23600 кг. 118000 20.2 10.7
18 Внесены минеральные  удобрения под картофель 1000 кг. 7000 20.1 10.2
19 Начислена амортизация  ОС по:

- производству  картофеля;

- содержанию  коров;

- организации  производства и управлению.

Итого:

 
38000

70000

45000

153000

 
20.1

20.2

26

 
02

02

02

20 Приняты к оплате услуги автотранспортной организации  по:

- производству  картофеля;

- содержанию  коров;

- организации  производства и управлению.

Итого:

 
 
8300

4300

15500

28100

 
 
20.1

20.2

26

 
 
60

60

60

21 Приняты услуги Энергосервиса за электроэнергию и отнесены на:

- производства  картофеля;

- содержание  коров;

- организации  производства и управлению.

Итого:

 
 
2400

5300

4500

12200

 
 
20.1

20.2

26

 
 
60

60

60

22 Распределены  накладные расходы – затраты  по организации и управлению и  отнесены на:

- производство  картофеля (сумму рассчитать);

- содержание  коров (сумму рассчитать).

Итого:

 
 
36244 

52156

88400

 
 
20.1 

20.2

 
 
26 

26

23 Оприходованная  готовая продукция по плановой себестоимости:

- картофель 800 ц по 300 руб./ц (сумму рассчитать);

- молоко 150 ц по 800 руб./ц (сумму рассчитать);

- приплод 100 голов  по 3000 руб./гол. (сумму рассчитать).

Итого:

 
 
240000 

120000 

300000 

660000

 
 
40.1 

40.2 

11

 
 
20.1 

20.2 

20.2

24 Отнесена разница  между фактической и плановой себестоимостью готовой продукции:

- картофеля (сумму  рассчитать);

- молока (сумму  рассчитать);

- приплода (сумму  рассчитать).

Итого:

 
 
 
-58756

-74020

-8224

-141000

 
 
 
40.1

40.2

11

 
 
 
20.1

20.2

20.2

25 На расчетный  счет поступила выручка от покупателей:

- за 400 ц картофеля;

- за 150 ц молока.

Итого:

 
 
380000

65000

445000

 
 
51
 
 
62
26 Получено в  кассу с расчетного счета на заработную плату работникам предприятия. 166300 50 51
1 2 3 4 5
27 С расчетного счета  перечислено Энергосервису за услуги 10700 60 51
28 Выдана из кассы  заработная плата работникам предприятия. 166300 70 50
29 Списана фактическая  производственная себестоимость проданной продукции:

- 400 ц картофеля по (сумму рассчитать);

- 150 ц молока по (сумму рассчитать).

Итого:

 
 
90622

45980

136602

 
 
90.1

90.1

 
 
40.1

40.2

30 Начислена зарплата работникам, занятым продажей:

- картофеля;

- молока.

Итого:

 
 
21000

22000

43000

 
 
44.1

44.2

 
 
70

70

31 Стоимость автотранспортных услуг по доставке на рынок:

- картофеля;

- молока.

Итого:

 
 
10300

12900

23200

 
 
44.1

44.2

 
 
60

60

32 Стоимость услуг  Энергосервиса за использованную электроэнергию на освещение склада и торгового помещения:

- для картофеля;

- для молока.

Итого:

 
 
 
2600

3400

6000

 
 
 
44.1

44.2

 
 
 
60

60

33 а) Отражена выручка  от продажи:

- картофеля (с  учетом НДС);

- молока (с учетом  НДС).

Итого:

б) Учтена сумма  НДС (18%) по отгруженной продукции:

- картофеля (сумму  рассчитать);

- молока (сумму  рассчитать).

Итого:

 
380000

65000

445000 
 

57966

9915

67881

 
 
62 
 
 

90

 
 
90 
 
 

      68

34 Списаны расходы  на продажу продукции, на которую  поступила выручка на р/счет:

- картофеля (сумму  рассчитать);

- молока (сумму  рассчитать).

Итого:

 
 
33900

38300

72200

 
 
90

90

 
 
44.1

44.2

37 Выявляется  финансовый результат от продажи  продукции на счете 99 «Прибыль или  убыток»:

- картофеля (сумму  рассчитать);

- молока (сумму  рассчитать).

Итого:

 
 
 
197512

29195

226707

 
 
 
90

99

 
 
 
99

90

38 Начислен налог  на прибыль (ставка налога 24%, сумму  рассчитать). 40396 99 68
39 Списывается чистая прибыль (непокрытой убыток) (сумму рассчитать). 127921 99 84
  ИТОГО: 3352777    

Таблица 5 – Журнал регистрации хозяйственных операций 

     
Номер операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 2 3 4
1 50 51 40000
2 10.4 60 33000
3 50 71 4400
4 60 51 33000
5 68 51 6000
6 70 50 40000
7 66 51 14400
8 69 51 2870
9 50 73 5000
10 51 50 5500
11 60 51 13000
12 20.1 10.4 7400
13 10.10 60 37000
14 08 10.10 15000
15.1 20.1 70 54900
15.2 20.2 70 88000
15.3 26 70 23400
16 20.1 10.8 27000
17 20.2 10.7 118000
18 20.1 10.2 7000
19.1 20.1 02 38000
19.2 20.2 02 70000
19.3 26 02 45000
20.1 20.1 60 8300
20.2 20.2 60 4300
20.3 26 60 15500
21.1 20.1 60 2400
21.2 20.2 60 5300
21.3 26 60 4500
22.1 20.1 26 36244
22.2 20.2 26 52156
23.1 40.1 20.1 240000
23.2 40.2 20.2 120000
23.3 11 20.2 300000
24.1 40.1 20.1 -58756
24.2 40.2 20.2 -74020
24.3 11 20.2 -8224
25 51 62 445000
26 50 51 166300
27 60 51 10700
28 70 50 166300
29.1 90.1 40.1 90622
29.2 90.1 40.2 45980
30.1 44.1 70 21000
30.2 44.2 70 22000
 
     
Номер операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 2 3 4
31.1 44.1 60 10300
31.2 44.2 60 12900
32.1 44.1 60 2600
32.2 44.2 60 3400
33.1 62 90 445000
33.2 90 68 67881
34.1 90 44.1 33900
34.2 90 44.2 38300
37.1 90 99 197512
37.2 99 90 29195
38 99 68 40396
39 99 84 127921
  ИТОГО:           3352777
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 6 – оборотная ведомость аналитического учета по счету 10 «Материалы» 

     
№ суб сче тов Наименование  субсчета, аналитического счета На начало месяца Обороты за месяц, руб На  конец месяца, руб.
Кол. Сумма, руб. Приход Расход
Кол. Сумма, руб. Кол. Сумма, руб. Кол. Сумма, руб.
10.2 «Удобрения  и средства защиты растений и животных»:

- минеральные  удобрения, кг;

- ядохимикаты,  кг

 
 
 
 
1000 

1000

 
 
 
 
7000 

17300

 
 
 
 
- 

-

 
 
 
 
- 

-

 
 
 
 
1000 

-

 
 
 
 
7000 

-

 
 
 
 
- 

1000

 
 
 
 
- 

17300

  Итого: × 24300     × 7000 × 17300
10.4 «Топливо»:

- бензин л

- диз. топливо л

 
1000

450

 
25000

9000

 
1000

-

 
33000

-

 
200

120

 
5000

2400

 
1800

330

 
53000

6600

  Итого: × 34000 × 33000 × 7400 × 60600
10.7 «Корма»:

- кормосмесь, кг

 
23600
 
118000
 
-
 
-
 
23600
 
118000
 
-
 
-
  Итого: × 118000     × 118000 × -
10.8 «Семена и посадочный материал»:

- картофель,  кг

 
 
 
2700
 
 
 
27000
 
 
 
-
 
 
 
-
 
 
 
2700
 
 
 
27000
 
 
 
-
 
 
 
-
  Итого: × 27000     × 27000 ×  
10.10 «Строительные материалы»:

- кирпич, шт;

- краска, кг;

- пиломатериалы,  м3 ;

- цемент, меш.

 
 
30000

20

100 

-

 
 
105000

3000

65000 

-

 
 
10000

-

- 

20

 
 
35000

-

- 

2000

 
 
4000

-

- 

10

 
 
14000

-

- 

1000

 
 
36000

20

100 

10

 
 
126000

3000

65000 

1000

  Итого: × 173000 × 37000 × 15000 × 195000
  Всего по счету   376300   70000   174400   271900
 
 

Таблица 7 – оборотная ведомость аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

     
№ п/п Наименование  поставщиков Сальдо  начальное, руб. Оборот  за месяц, руб. Сальдо  конечное, руб.
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
1 Нефтебаза   35000 40000 33000   28000
2 База строит. мат-лов   10000 6000 37000   41000
3 Химзавод   11000 - -   11000
4 Энергосервис   - 10700 18200   7500
5 АТП   - - 51300   51300
  Итого:   56000 56700 139500   138800

Таблица 8 – оборотная ведомость по синтетическим счетам 

     
№ счетов Сальдо  на начало месяца, руб Обороты за месяц, руб Сальдо  на конец месяца, руб
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
1 2 3 4 5 6 7
01 205000       205000  
02   16000   153000   169000
08 19000   15000   34000  
10 376300   70000 174400 271900  
11 100000   291776   391776  
19            
20     519000 519000    
26     88400 88400    
40     227224 136602 90622  
44     72200 72200    
50 1300   215700 211800 5200  
51 194000   450500 286270 358230  
60   56000 56700 139500   138800
62     445000 445000    
66   100000 14400     85600
68   6000 6000 108247   108277
69   2870 2870      
70   40000 206300 209300   43000
71 10000     4400 5600  
73 5000     5000    
80   689730       689730
84       127921   127921
90     474195 474195    
99     197512 197512    
Итого 910600 910600 3352777 3352777 1362328 1362328
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 9 – Расчет фактической себестоимости за единицу продукции 

     
№ счета  субсчета Наименование, произведенной продукции Количество, произведенной  продукции Фактическая себестоимость  произведенного объема продукции Фактическая себестоимость  за единицу произведенной продукции Сумма, руб.
  Картофель, ц 800 181244 226  
  Молоко, ц 150 45980 306  
  Приплод, гол. 100 291776 2917  
 
 
 

Таблица 10 – Формирование чистой прибыли (убытка) 

     
Показатель  Сумма Номер операции
Выручка от продаж (без НДС)    
Себестоимость проданной продукции    
Валовая прибыль    
Коммерческие  расходы    
Прибыль (убыток) от продаж    
Прочие  доходы и расходы    
Прибыль (убыток) до налогообложения    
Налог на прибыль (24%)    
Чистая  прибыль (убыток)    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 11 – бухгалтерский баланс сельскохозяйственного предприятия                                    на 1 число следующего месяца 

     
Наименование  разделов и статей актива баланса Сумма, руб Наименование  разделов и статей пассива баланса Сумма, руб
I Внеоборотные активы   III Капитал и резервы  
      1. ОС (01) – (02)
36000
  1. Собственный источник:
 
      1. НМА (04)
- Уставной капитал (80) 689730
      1. Вложения в оборотные активы (08)
34000 Резервный капитал (82) -
      1. Долгосрочное финансовое вложение (58)
- Добавочный  капитал (83) -
    Нераспределенная  прибыль (84) 127921
ИТОГО по разделу I 70000 Итого по разделу III 817651
       
       
       
       
       
II Оборотные активы   IV Долгосрочные обязательства  
  1. МПЗ:
754298
  1. Заемные источники:
 
Материалы (10) 271900 Долгосрочные  кредиты и займы (67) -
Затраты основного производства (20) - Итого по разделу IV -
Выпуск  продукции (40) 90622    
Животные  на выращивании откорме (11) 391776    
НДС по приобретенным ценностям (19) -    
  1. Дебиторская задолженность:
5600 V Краткосрочные обязательства 85600
Расчет  с покупателями и заказчиками (62) - Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам (66) 85600
Расчеты с подотчетными лицами (71) 5600 Кредиторская  задолженность: 290077
Расчеты с персоналом по прочим операциям (73) - Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60) 138800
  1. Денежные средства:
363430 Расчеты по налогам  и сборам (68) 108277
Касса (50) 5200 Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению (69) -
Расчетный счет (51) 358230 Расчеты с персоналом по оплате труда (70) 43000
Итого по разделу II 1123328 Итого по разделу V 375677
       
       
Всего по активу: 1193328 Всего по пассиву: 1193328

Синтетические счета: 

Таблица 12 - Главная книга 

     
                        Счет №  01 Основные средства

                                (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток 205000  
Операции:    
     
     
Обороты 0  
Остаток 205000  
 
                          Счет №  02 Амортизация ОС

                                (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток   16000
Операции:   19) 153000
     
     
Обороты   153000
Остаток   169000
 
                    

     Счет №  08 Вложение во внеоборотные активы

                                (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток 19000  
   Операции: 14) 15000  
     
Обороты 15000  
Остаток 34000  
 
 
               Счет №  19НДС по приобретенным МЦ

                                       (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
Операции:    
     
Обороты    
Остаток    
 
                       

Счет  №  11 Животные на выращивании и откорме

                                (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток 100000  
   Операции: 23) 300000  
  24) -8224  
     
     
     
Обороты 291776  
Остаток 391776  
 
 
                     Счет №  10 Материалы

                                (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток 376300  
Операции:
  1. 33000
12) 7400
  13) 37000 14) 15000
    16) 27000
    17) 118000
    18) 7000
Обороты 70000 174400
Остаток 271900  
 
                      

 Счет №  20/1 Основное производство (Картофель)

                                       (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
   Операции: 12) 7400 23) 240000
  15) 54900 24) - 58756
  16) 27000  
  18) 7000  
  19) 38000  
  20) 8300  
  21) 2400  
  22) 36244  
Обороты 181244 181244
Остаток 0  
 
 
     Счет №  20/2 Основное производство (Коровы)

                                       (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
Операции: 15) 88000 23) 120000
  17) 118000 23) 300000
  19) 70000 24) -74020
  20) 4300 24) -8224
  21) 5300  
  22) 52156  
Обороты 337756 337756
Остаток 0  
 
                 

            Счет №  26 Общехозяйственные расходы

                                        (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
   Операции: 15) 23400 22) 88400
  19) 45000  
  20) 15500  
  21) 4500  
Обороты 88400 88400
Остаток 0  
 
 
     Счет №  40/1 Выпуск продукции (картофель)

                                        (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
Операции: 23) 240000 29) 90622
  24) -58756  
     
     
Обороты 181244 90622
Остаток 90622  
 
                 
 
 
 
 
 
 

           Счет №  40/2 Выпуск продукции (молоко)

                                        (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
   Операции: 23) 120000 29) 45980
  24) -74020  
     
     
Обороты 45980 45980
Остаток 0  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                 Счет №  50 Касса

                                        (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток 1300  
Операции:
  1. 40000
6) 40000
 
  1. 4400
10) 5500
  9) 5000 28) 166300
  26) 166300  
Обороты 215700 211800
Остаток 5200  
 
                       

     Счет №  44/1 Расходы на продажу (картофеля)

                                       (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
   Операции: 30) 21000 34) 33900
  31) 10300  
  32) 2600  
Обороты 33900 33900
Остаток 0  
 
 
       Счет №  44/2 Расходы на продажу (молока)

                                         (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
Операции: 30) 22000 34) 38300
  31) 12900  
  32) 3400  
Обороты 38300 38300
Остаток 0  
 
                       

                          Счет №  51 Расчетный счет

                                     (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток 194000  
   Операции: 10) 5500 1) 40000
  25) 445000 4) 33000
    5) 6000
    7) 14400
    8) 2870
    11) 13000
      26) 166300
      27) 10700
Обороты 450500 286270
Остаток 358230  
 
 
     Счет №  60 Расчеты с поставщиками и подряд.

                                       (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток   56000
Операции: 4) 33000 2) 33000
  11) 13000 13) 37000
  27) 10700 20) 28100
    21) 12200
    31) 23200
    32) 6000
Обороты 56700 139500
Остаток   138800
 
                     

        Счет №  62 Расчеты с покупателями и заказч.

                                       (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
   Операции: 33а) 445000 25) 445000
     
Обороты 445000 445000
Остаток 0  
 
 
Счет  №  66 Расчеты по краткосрочным кредитам

                                       (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток   100000
Операции: 7) 14400  
     
Обороты 14400  
Остаток   85600
 
                    

Счет  № 68 Расчеты с бюджетом по налогам и сборам 

                                       (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток   6000
   Операции: 5) 6000 33б) 67881
    38) 40396
Обороты 6000 108277
Остаток   108277
 
 
        Счет №  69 Расчеты с внебюджет. фондами

                                   (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток   2870
Операции: 8) 2870  
     
Обороты 2870  
Остаток   0
 
                  

Счет  №  70 Расчеты с персоналом по оплате труда

                                    (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток   40000
   Операции: 6) 40000 15) 166300
  28) 166300 30) 43000
     
Обороты 206300 209300
Остаток   43000
 
 
 
      Счет №  71 Расчеты с подотчетными лицами

                                       (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток 10000  
Операции:   3) 4400
     
     
Обороты   4400
Остаток 5600  
 
                        
 
 

Счет  №  73 Расчеты с перс. по прочим операциям

                                      (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток 5000  
   Операции:   9) 5000
     
Обороты   5000
Остаток 0  
 
 
 
 
 
 
                       Счет №  80 Уставной капитал

                                       (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток   689730
Операции:    
     
Обороты    
Остаток   689730
 
                       

  Счет №  84 Нераспределенная прибыль (убыток)

                                      (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
   Операции:   39) 127921
     
     
     
Обороты   127921
Остаток   127921
 
 
    Счет №  90/1 Выручка (от продажи картофеля)

                                      (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
Операции: 29) 90622 33а) 380000
  33б) 57966  
  34) 33900  
  37) 197512  
Обороты 380000 380000
Остаток    
 
                    

      Счет № 90/1 Выручка (от продажи молока)

                                     (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
   Операции: 29) 45980 33а) 65000
  33б) 9915 37) 29195
  34) 38300  
     
     
     
Обороты 94195 94195
Остаток 0  
 
 
                       Счет №  99 Прибыль и убытки

                                      (номер и наименование счета)

     
  Сумма, руб
Дебет Кредит
Остаток    
Операции: 37) 29285 37) 197512
  38) 40396  
  39) 127921  
     
     
     
Обороты 197512 197512
Остаток 0  
 
 
 

                         
 
 

    1. Задание 3
 
 
     
    Номер вопроса Ответ
    1 Три равенства
    2
    1. Корректурный
    2. Красное «сторно»
    3. Дополнительная бухгалтерская запись
    3 Время от составления  документа до его сдачи в архив
    4 Средняя геометрическая величина
    5 Базисный абсолютный прирост
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет: учебно-практическое пособие. – Спб:, Питер – 2007г. – 416 с.
  2. Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В.  Бухгалтерский учет: Учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006г.
  3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г.№ 129-ФЗ.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Минфина РФ от 12.12.2005г. №147н.- 4с).
  5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2005.
  6. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/Под ред. проф. Ю.А. Бабаева, д.э.н., проф. И.П. Комисаровой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  7. Макальская М.Л., Фельдман И.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2005.
  8. Журнал «Консультант» от февраля 2007.
  9. Ссылка: http://exsolver.narod.ru/Books/Other/Buch
  10. Ссылка: http://topocenka.ru/-66/--68.html

Информация о работе Учет основных средств