Учет основных средств: проблемы и перспективы совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей ведения учета и проведения анализа основных средств, целесообразности их использования, а также расхождение в учете основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- изучить основные средства как объект бухгалтерского учета;
- рассмотреть особенности ведения учета основных средств;
- рассмотреть порядок бухгалтерского учета основных средств на предприятии и пути его совершенствования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по бух.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

    Имущество организации распределяется по амортизационным  группам исходя из срока полезного  использования. Срок полезного использования  определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию основного  средства в соответствии с положениями  налогового законодательства и с  учетом классификации основных средств. В данной классификации приведен перечень амортизационных групп, в  соответствии с которыми классифицируются основные средства.

    Если  основное средство не поименовано, то срок его полезного использования  можно установить самостоятельно исходя из технических условий или рекомендаций изготовителя. Так, для установления срока можно воспользоваться  техническим паспортом завода-изготовителя либо другой аналогичной технической  документацией [8]. 

    1.2 Движение основных средств

    Для эффективной работы любого предприятия  необходимо, чтобы основные средства находились в постоянном движении. Основные операции в бухгалтерском учете – это поступление, переоценка и выбытие (списание).

    Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств.

    Основные  средства поступают в организацию:

  • от учредителей в счет вклада в уставный капитал
  • в результате строительства
  • путем приобретения за плату
  • путем безвозмездной передачи
  • по договору мены

    При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете  на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств  в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства".

      Ввод в эксплуатацию основных  средств осуществляется на основании  письменного приказа (распоряжения) руководителя организации. 

      Далее в бухгалтерии составляют  Акт приема-передачи основных  средств по формам: № ОС-1, №  ОС-1а (для ввода в эксплуатацию  зданий и сооружений), № ОС-1б  (при одновременном вводе в  эксплуатацию нескольких объектов  основных средств).

      Принятые объекты основных средств  учитывают в инвентарных карточках  по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для  группы объектов). Инвентарная книга  по форме № ОС-6б предназначена  для учета на малых предприятиях.

    Схема записей  при приобрети основных средств приведена в таблице 4. 
 
 
 

Таблица 4 – Бухгалтерские записи при  приобретении основных средств

    Содержание  операции дебет кредит
    1. Получены основные средства от  учредителей
          Сформирована  задолженность учредителей по вкладам 75 80
          Поступили основные средства в счет вклада в  уставный капитал 08 75
    2. Построены основные средства
    2.1. подрядным способом
          Сформирована  стоимость подрядных работ 08 60
          Учтена  стоимость подрядных работ 01 08
    2.2. хозяйственным способом
          Списаны материалы на строительство 08 10
          Начисленная сотрудникам, занятым строительством, зарплата 08 70
          Введен  в эксплуатацию объект основных средств 01 08
    3.Приобретены  основные средства
    3.1. не требующие монтажа
          Начислено поставщику по счету 08 60
          Учтены  расходы на доставку 08 76,60,23
          Введен  в эксплуатацию объект основных средств 01 08
    3.2. требующие монтажа
          Начислено поставщику за оборудование 07 60
          Оборудование  передано в монтаж 08 07
          Списаны затраты на монтаж 08 10,70,69
          Введен  в эксплуатацию объект основных средств 01 08
    4. Получены безвозмездно основные  средства
              Отражаются капитальные вложения 08 98
              Основные средства приняты на  учет 01 08
              Начислена амортизация основных средств 20 02  
              Переведены доходы будущих периодов  в состав прочих доходов  
98
 
91/1
5. Приобретение основных средств  за счет целевого поступления
              Отражаются капитальные вложения 08 86
              Основные средства приняты на  учет 01 08
              Целевое финансирование признано  доходами будущих периодов  
86
 
98
              Начислена амортизация основных  средств 20 02
               Переведены доходы будущих периодов  в состав прочих доходов  
98
 
91/1
 
 

    Переоценка  основных средств.

    Переоценка - уточнение восстановительной стоимости  основных средств, с целью приведения к современному уровню рыночных цен.

    Зачем нужна переоценка, предположим - организация год назад купила станок за 100 000 руб, за год начисленная амортизация – 5 000 рублей, т.о. остаточная стоимость 95 000 рублей должна быть отражена в балансе по строке Основные средства. Но, в истекшем году фирмой-производителем было выпущено в свет новое поколение станков, поэтому купленный год назад станок автоматически устарел и на рынке его можно продать только за 80 000 рублей. При помощи процедуры переоценки станок будет учен на балансе по рыночной стоимости – 80 000 рублей, что позволит соблюсти принципы полноты и достоверности при подготовке финансовой отчетности.

      Проведение переоценки основных  средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только  объекты основных средств, принадлежащие  организации на праве собственности.  Переоценка осуществляется не чаще одного раза в год (по состоянию на 1 января отчетного года).

    Переоценка  производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной  за все время использования объекта.

    Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется приказе об учетной политике организации.

      Если принято решение о переоценке, в приказе нужно отразить:

  • какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;
  • методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета,
  • лиц, ответственных за проведение переоценки.

    Результатом переоценки является уценка или дооценка стоимости имущества.  После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость.

      Если организация однажды решила  провести переоценку, то в дальнейшем  ежегодное проведение переоценки  для данной организации становится  обязательным.

    Варианты  отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета рассмотрены в таблице 5.

    Таблица 5 – Бухгалтерские записи, при  переоценки основных средств

         Содержание  операции     дебет кредит
    1. Сумма дооценки зачисляется в  добавочный капитал
          Увеличена первоначальная стоимость основных средств     01     83
          Увеличена начисленная амортизация основных средств     83     02
    2. Уценка основных средств
          Уменьшена первоначальная стоимость основных средств     91     01
          Уменьшена начисленная амортизация      02     91
 

    Выбытие (списание) основных средств.

    Основные  средства выбывают из организации в  случаях:

  • списания по причине непригодности к дальнейшему использованию
  • продажи на сторону
  • безвозмездной передачи
  • передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации
  • сдачи имущества в аренду, лизинг
  • реализации по договорам мены и т.д.

    Стоимость объекта основных средств, который  выбывает или не способен приносить  организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

    Согласно  Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и  расходов.

      По дебету счета 91 отражается  списание остаточной стоимость  и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость  оприходованных ценностей.

    Потери  и расходы в связи с чрезвычайными  обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".

    Доходы  и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они  относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

    Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого  имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов  от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в  аналитическом учете как прочие расходы организации равными  долями.

      Выбытие основных средств оформляется  унифицированными первичными документами.  При списании объекта за непригодностью  необходимо оформить «Акт о списании объекта основных средств» (кроме автотранспортных) по форме № OC-4 или № ОС-4б (если списывается группа объектов).

      Если производится списание автотранспортных  средств, оформляют «Акт о списании» по форме № ОС-4а.

      Если основное средство было  продано, передано в счет вклада  в уставный капитал или передано на безвозмездной основе - акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется «Актами приемки-передачи основных средств» (форма № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б).

    Основные  проводки, при выбытии основных средств, представлены в таблице 6. 
 
 

    Таблица 6 – Бухгалтерские записи при  выбытии основных средств

Содержание  операции дебет кредит
  1. реализация основных средств
   
- по  продажной цене 62 91/1
- на  сумму НДС при реализации 91/2 68
- формирование  остаточной стоимости 02 01
- списание  остаточной стоимости 91/2 01
- выявление  финансового результата 91/9 99
  1. Безвозмездная передача основных средств
   
- формирование  остаточной стоимости 02 01
- списание  остаточной стоимости 91/2 01
- начислен НДС с безвозмездной передачи 91/2 68
- выявление  финансового результата 99 91/2
  1. Передача в качестве вклада в УК
   
- формирование  остаточной стоимости 02 01
- списание  остаточной стоимости 91/2 01
- осуществлены  финансовые вложения в форме  вклада в УК 58 91/2
  1. Списание вследствие непригодности к использованию
   
- формирование  остаточной стоимости 02 01
- списание  остаточной стоимости 91/2 01
  1. Списание по окончании срока полезного использования
02 01

Информация о работе Учет основных средств: проблемы и перспективы совершенствования